Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

14 декабря 2022

СКАЗАНО НЕ ВСЁ

«Андрей Меркурьев. Признание».
Вечер хореографии Андрея Меркурьева на сцене РАМТа.
Художник по свету Сергей Шевченко.

Главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Республики Коми, в недавнем прошлом солист Большого театра, а в прошлом давнем солист Мариинки, Андрей Меркурьев объяснился в любви к танцу, зрителям и артистам на вечере авторской хореографии «Признание», устроенном в Москве, на сцене Молодежного театра.

С. Чудин. Сцена из спектакля «Реплика».
Фото — Владимир Луповской.

Что может быть банальнее балетного гала-концерта, посвященного нежной страсти? Как пелось в известной песне, «о любви не говори, о ней все сказано». Однако Андрею Меркурьеву явно есть что о ней сообщить, потому что внушительная, на 17 номеров, программа пролетает практически на одном дыхании.

История вечеров, что называются «Признание», началась в 2016 году с поэтической программы в Театре С. А. Д. Тогда собравшиеся в камерном зале артисты и их поклонники читали любимые стихи и артисты совсем немного танцевали. В следующем году вечер был уже полностью балетным и дальше набирал обороты по нарастающей. В этом году в «Признании» участвовали примы и премьеры Большого театра, МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, а также солисты Коми Оперы.

Несмотря на масштаб, проект нисколько не утратил теплоты, скорее наоборот, оставил ощущение встречи старых друзей. Андрей Меркурьев оказался отличным режиссером, выстроив номера так, чтобы они перетекали один в другой и собирались в общее действие. Ему удалось избежать монотонности, поскольку в программу были объединены номера, посвященные разным событиям любви: встречи, расставания, потери, первые свидания и последние разговоры.

Н. Балыкина. Сцена из спектакля «Уход».
Фото — Владимир Луповской.

Вот заводятся, пульсируют от взаимного притяжения и взрываются танцем солисты Большого Кристина Кретова и Игорь Цвирко в номере «Мне не быть без тебя» под музыку Эцио Боссо. А вот «Отдаляющиеся» Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин (также из Большого театра) упиваются хореографическим хулиганством сложных поддержек и практически акробатической хореографии под музыку Нильса Фрама. Меркурьев ставит в неоклассической манере, не забывая о нарративе. Истории, заложенные в названиях — «Воспоминание», «Уход», «Реплика», «Последний разговор», — довольно внятно считываются, хотя танцы нельзя назвать иллюстративными, так что зритель может отпустить на волю свою фантазию, но в заданных хореографом рамках.

М. Лобухин и Н. Капцова. Сцена из спектакля «Последний разговор».
Фото — Владимир Луповской.

Нарратив требовал от исполнителей известного актерского мастерства, которое многие из них достаточно ярко продемонстрировали. Так Наталия Балыкина (Балет Коми) в номере «Уход» на музыку Филипа Гласса была убедительна в роли покинутой и страдающей от этого женщины. И даже стул, на котором она сидит в начале номера, стал у нее участником действия. А премьер Большого Семен Чудин станцевал «Реплику» под музыку Филипа Гласса так ярко и актерски точно, что казалось, будто он прочел со сцены душераздирающий монолог. Нашлось в программе место и поэзии: номер «Надломленность» шел под стихотворную декламацию (автором стихотворения был сам хореограф) и музыку Эцио Боссо.

Главная героиня этой истории (балерина Большого Екатерина Шипулина) гибнет от непонимания общества. Это общество, представленное сидящими на стульях и облаченными во все черное танцовщиками, осыпает героиню насмешками, а она мечется в танце среди них, в кроваво-красном платье и с распущенными волосами, пытаясь одновременно найти сочувствие и вырваться из их круга.

В. Лопатин и А. Сташкевич. Сцена из спектакля «Отдаляющиеся».
Фото — Владимир Луповской.

Также «героиней» нескольких номеров была… тишина. С ее помощью хореограф расставлял акценты и знаменовал поворотные моменты некоторых своих историй. Так, стоя на авансцене, в тишине сжимает руку звезда Большого Михаил Лобухин, словно это финальное слово, которое он сказал в «Последнем разговоре» с Ниной Капцовой (также Большой театр). Место тишине нашлось и в куда более динамичном номере «Не дай мне уйти» на музыку Нильса Фрама, где тишина предваряет стремительное возвращение — прыжком в высокую поддержку — героини, которая откликнулась на просьбу героя. В исполнении балерины Большого Екатерины Крысановой и Андрея номер смотрелся особенно ярко. И если общий тон вечера был скорее лирично-минорным, то в финале под искрящегося в фонограмме Бенни Гудмана Наталия Балыкина и Андрей Меркурьев выдали зажигательный танец, обозначенный в программке как «настроение джаз», и им точно удалось поднять настроение публики.

А. Меркурьев и Е. Крысанова. Сцена из спектакля «Не дай мне уйти».
Фото — Владимир Луповской.

Артисты — и московские, и приехавшие со своим главным балетмейстером из Сыктывкара — танцевали с упоением и легкостью, хоть иногда и с излишним старанием. А зрители устроили им предельно теплый прием. Это ли не ответное признание хореографу и хореографа? Любовь оказалась взаимной.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

  1. Александр

    — Прекрасная рецензия! Согласен с автором!

  2. Gina

    An excellent review and superb images, thank you. I would have given anything to have been at Merkuriev’s ‘Priznanie’ at RAMT. Engaging and very varied choreography by Merkuriev, performed by the finest group of artists anyone could wish for.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога