«Черная курица, или Подземные жители». По сказочной повести А. Погорельского.
Новоуральский театр кукол «Сказ».
Режиссер Павел Овсянников, художник Елена Лисина.
Талисманом четвертого Саровского фестиваля «Что за прелесть эти сказки» можно смело назвать курицу. Она в том или ином виде появлялась в большинстве спектаклей, а хозяева – Саровский театр драмы – в спектакле «Ищи ветра в поле…» взяли и явили зрителю Рябу самую настоящую, из плоти и крови. Победу же в этом сказочном поединке одержала Чернушка – героиня спектакля «Черная курица, или Подземные жители» Новоуральского театра кукол «Сказ», признанного «Лучшим спектаклем» фестиваля.
Это не первая совместная работа режиссера Павла Овсянникова и художника Елены Лисиной, которые довольно лихо уложили неповоротливый для постановки текст Антония Погорельского в очень зрелищное сценическое действо, не растерявшее при этом назидательности: бойтесь своих желаний, ведь они могут привести к непоправимым последствиям. О гордыне и благородстве, о верности и предательстве вышла история Алеши, которого за спасение курицы Чернушки одарили волшебным зернышком. Благодаря ему мальчик обретает желаемое, не прикладывая к этому никаких усилий. Он получает все и сразу, но принесет ли это ему счастье? Как мне кажется, именно такой вопрос задают авторы спектакля маленьким зрителям.
Зал медленно погружается в темноту, из которой звучит: «Вы верите, что люди могут измениться?» Это спросят те самые подземные жители, которые были свидетелями всего произошедшего и пришли рассказать старинную и поучительную историю нам.
Мать отдает сына в пансион. Две тени – мать и учитель – огромны по сравнению с Алешей. Ребенка передают с рук на руки, словно куклу. Он – марионетка в прямом и переносном смысле. Большеглазый, напоминающий изящную статуэтку мальчик остается совсем один в мире больших людей. Очень эффектно в плане масштаба срабатывает сочетание куклы главного персонажа и живого плана, в котором существуют учитель (Александр Семенов) и несколько служанок. Даже куры ненамного меньше Алеши, да и общается он с ними на равных, кроме них у него никого нет. Он так и не получит письма от родителей, его единственного не заберут домой на каникулы. Очень трогательна сцена, транслирующая всю боль мальчика от предательства семьи, когда Алеша гладит Чернушку (Андрей Данченко, диплом «За лучшую мужскую роль в театре кукол»), а та кладет ему голову на колени.
Поначалу кажется, что актриса, которая водит мальчика (Наталья Бурдина), скупится на кукловождение. Однако это вполне можно объяснить тем ощущением потерянности и одиночества, в котором пребывает ее герой, ведь во второй части спектакля кукла по-настоящему оживает. Все начинается с того момента, когда маленькая ручка тянется за крохотным зернышком. Сколько надежды в этом точном жесте! У Алеши появился шанс стать первым в классе, обратить на себя внимание. И его жизнь меняется, он становится лучшим учеником. Книги одна за другой складываются в пьедестал, на котором сердито топает ножкой и размахивает руками уже совсем другой Алеша – горделивый, высокомерный. «Алеша-крысюня», – раздаются звонкие голоса невидимых одноклассников. Легкий дар не приносит радости – стопка книг рассыпается от полного отчаяния и ярости пинка. Хочется отметить мастерство не только актрисы Натальи Бурдиной, но и изготовителя куклы, благодаря которому марионетка способна на мелкие движения и даже легко усаживается на кроватку. Такое умение дорогого стоит и, к сожалению, в последнее время не столь часто встречается. Эта изящная естественность пластики куклы еще больше усиливает впечатление от тонкой интонационной работы исполнительницы роли кухарки (заслуженная артистка РФ Наталья Булдакова, диплом «За лучшую женскую роль второго плана»), которая, жалея рыдающего мальчика, заботливо укрывает его одеялом.
Декорация сама по себе довольно лаконична: небольшой подиум становится то двором с бегающими по нему курами, ловко чистящими перышки, то, при появлении стула и парты, превращается в класс, затем в комнату с маленькой кроваткой или мгновенно трансформируется в зал королевского дворца с танцующими в нем маленькими подданными. Позади подиума два больших окна, в которых разыгрывается теневой театр. Справа и слева от подиума два заборчика, на них куры – это Алешино потешное войско, совсем как у Петра Великого. Поистине волшебное преображение этого нехитрого бытового мира происходит, когда Алеша идет вслед за Чернушкой в подземный мир сквозь вращающиеся световые рамы, благодаря чему создается фантастический эффект попадания через портал в другое измерение. Хочется вслед за героем воскликнуть «ух ты!», настолько под действием света меняется пространство. Эта сцена самая зрелищная в спектакле – эдакий хоррор с разбуженными старушками, которые почти бестелесными белыми привидениями взвиваются в воздух. Затем им на смену приходят словно сошедшие с гравюр тяжело ступающие гигантские рыцари, угрожающе размахивающие мечами. Снова впечатляет игра масштабов, которая разбавляет плотный, неподъемный для куклы литературный текст.
Курица Чернушка в образе подземного чиновника со скованными крохотными цепями ручками прощается с Алешей. Он прощает мальчика за все проступки, ведь когда-то тот спас его от топора кухарки. А подземные жители в завершение истории говорят, что Алеша вырос хорошим человеком. Значит, люди могут измениться? Ведь все они рождаются светлыми…
Комментарии (0)