ПТЖ начинает серию публикаций об учебных работах мастерских Театральной академии, написанных студентами-театроведами.
«Гильгамеш». Сценическая фантазия по мотивам древнешумерского эпоса «О все видавшем».
Учебный театр на Моховой. Факультет театра кукол, курс Александра Стависского.
Режиссер Александр Стависский.
Бой барабанов, звон литавр, скрежещущий хомус, женский вокал, и ты оказываешься не зрителем в театре — участником ритуала. Ребята, одетые в безразмерные черные шаровары, с сотнями заплетенных косичек и повязками на головах, сев в круг, приняв позу лотоса, взывают к духу полубога-получеловека Гильгамеша (Сергей Стукалов/Дмитрий Половников). И тот является. Сначала в виде небольшой глиняной фигурки, затем во весь человеческий рост. Высокий стройный юноша, черноглазый, чернобровый, с бородкой клинышком, врывается на сцену, одним только взглядом заставляя повиноваться. Воскресает миф. Разворачивается легенда «о все видавшем, весь мир покорившем».
Конечно, за час сорок, что идет спектакль, зрителям рассказывается (точнее — показывается) лишь фрагмент огромного эпоса. Но и в этом фрагменте, несмотря на понятную для древнего сказания условность и схематичность, есть история, драматургия, характеры.
Первая часть — любовная. Древняя богиня Иштар (Катерина Селиванова/Лидия Гурьянова) посылает Гильгамешу пленительную страстную возлюбленную Шамхат (Алексия Белавина/Диана Разживайкина), полностью завладевающую вниманием героя. Любовный морок длится до тех пор, пока на горизонте не возникает соперник Гильгамеша — Энкиду (Михаил Васильев/Дмитрий Княжев). С ним связана вторая часть сказания — сюжет о крепкой дружбе, о товариществе. Два равносильных, равновеликих героя сталкиваются в битве и, не сумев закончить бой за право называться первым, становятся названными братьями. Однако гневаются боги и забирают у Гильгамеша и любовь, и дружбу, оставив в награду лишь страдания, скитания, лишения.
Самым ценным в представленном зрелище является способ транслирования мифа. Он не проигрывается, не переживается, не пересказывается — вытанцовывается. Каждый фабульный поворот, каждый виток — отдельное движение, своя фигура. Вот знакомство Гильгамеша и Шамхат, и герои, словно два животных, исполняющих брачный танец, присматриваются, принюхиваются, позерствуют, развлекают друг друга: Шамхат, точно вечно убегающая самка, быстро семенит на цыпочках, напоминая воодушевленного, но чуть напуганного зверька. В то время как Гильгамеш, уверенный в своем превосходстве, крупными шагами наступает, размашистыми движениями берет свое, покоряет, властвует.
А вот встреча Гильгамеша и Энкиду, и перед зрителем не разговор двух равных — танец об общении, о настоящей мужской борьбе, с мотивами кулачного боя, атрибутами ристалищ, приемами восточных единоборств, громкими вскрикиваниями, похожими на победный клич.
Полубог превращается в простого смертного. Гильгамеш на исходе странствий, растеряв всех и вся, становится пустым буквально. После всевозможных экстатических плясок актер растворяется в темноте, на его место приходит кукла, полуманекен: металлический каркас, повторяющий очертания тела, обтянутый особой тканью, демонстрирующей зрителю в зависимости от освещения одновременно пустоту духовную, душевную и физическую, телесную. Мумия — не человек, нечувствительная оболочка, тлеющий, затухающий уголек — таков итог славного героя.
Под стать движениям — резким, непривычным, экзотичным — и музыкальное оформление: уже упомянутые литавры, барабаны, хомус и женское вокальное пение здесь соседствуют с маракасами, тамтамами, духовыми. Озвучивая совершающееся действо, не покидая его ни на минуту, воскрешая элементы синкретической картины мира, свойственной мифу, одинокий голос вновь, как и в начале, вливается в стройное хоровое пение «о все видавшем, весь мир покорившем». Завершается цикл, все возвращается на круги своя, чтобы уступить место новому герою, следующему сказанию.
Яна! Почему такая журналистская сдержанность, голая информация? Разве в задачу театрального критика не входит изложение своего отношения к увиденному? Тогда с ним было бы интересно поговорить.
Николай Юрьич, я чувствую восторг критика
Шамхат посылают не Гильгамешу, а Энкиду — с ним-то она и резвится.