Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

27 мая 2021

ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ ПО МАЛЬЧИКАМ

«В окопах Сталинграда». По повести В. Некрасова.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский.

Все солдатики, которые час двадцать, что идет спектакль, сидят в блиндаже, много курят и рассказывают о себе, — мертвы. Сергей Женовач любит бездейственные истории, опирающиеся только на силу литературы, на значимость слов. Впервые из того, что я видела у него из серии «Женовач и МХТ», это работает на сто процентов. Хотя про войну, но Первую мировую, у него уже были «Бег» и «Белая гвардия», а под его кураторством — «Сахарный немец» его ученика Уланбека Баялиева.

Сцена из спектакля.
Фото — Александр Иванишин.

Но впервые я слышала такую тишину. Тишина в зале такая, что слышен звук уведомлений с невыключенного телефона. Рассказы солдатиков совершенно обычные, как для них обычна сама война: прошла атака, падают рядом люди, умирают на глазах… Один паренек прошел всю войну и не дошел 200 метров до Победы, обидно. О подробностях тоже спокойно — кому-то оторвало голову, парню прострелили живот, и смерть оказывается такая простая — «он просто перестал дышать». Ужасно неприятные подробности для сегодняшнего мирного дня. За час двадцать я так и не усвоила, кто есть кто из этих парней, потому что здесь нет главных героев. Это образ войны, могила Неизвестного солдата.

Ничего лишнего: тишина, звуки фортепьяно, короткое затишье после боя, а бой этот падает на зал в первые несколько минут спектакля артиллерийским огнем, и нет защиты от этого тотального кругового обстрела. Кругом свистят пули, на тебя падают бомбы, падают электрические вышки и железные балки, знаменитый мхатовский занавес прошивают пули, он срывается и падает. Все грохочет так страшно, что хочется заткнуть уши (за звук отвечает Григорий Гоберник). И вдруг налет заканчивается и наступает такая тишина, что слышно, как долго мотается сорвавшийся с креплений кронштейн, к которому прикреплен занавес.

Я благодарна Женовачу за эту тишину. Считайте, что этот спектакль — мхатовская пауза. Трагическая театральная пауза. Когда всех без исключения в зале охватывает страх перед величием и торжественностью случившегося семьдесят пять лет назад.

Спектакль абсолютно недвижимый. Тотально разговорный. Принципиально не театральный. Статичный, каким может быть поминальный стол. Актеры практически просто сидят вокруг стола, а потом некоторые подходят к рампе и говорят в зал. И мне кажется, что из всех спектаклей, выпущенных под руководством Сергея Женовача, я первый раз четко понимаю, о чем он и для кого.

Сцена из спектакля.
Фото — Александр Иванишин.

Не надо мучиться, подходит ли залу конфликт интеллигента и колбасника из 20-х годов в " Заговоре чувств" по пьесе Юрия Олеши, не сложно ли зрителю воспринимать далекую сложную литературу, когда и в МХТ, в храме, не выключают мобильники, сколько ни проси, и сидят в переписке в ватсапе… Зачем благополучной, сытой, хорошо одетой московской публике производственная драма про мясокомбинат 20-х годов или про мелиорацию от Платонова в спектакле «Ювенильное море» Натальи Назаровой? Зачем проблемы голодных, изнывающих от жажды людей, которые четыре часа мечтают вырыть яму и добыть из нее чистую, ювенильную, воду, просто чтобы напиться, чтобы не сдохнуть, когда воды сегодня кругом хоть залейся, а развлечений в Москве еще больше и жалко тратить четыре часа своего времени на чужие непонятные мучения?

Спектакль «В окопах Сталинграда» не вызывает никаких вопросов. Он чист и трагичен, как список погибших на постаменте. Даже выпущенный в роли хапуги на войне капитана Астафьева актер Артем Волобуев, который может утащить зал на себя за минуту, здесь в меру дозирован. Чуть больше — и началась бы цыганочка с выходом, комедия вселенского масштаба.
Живые истории доходят до зрителя своей тихой трагической простотой.
Про мертвого солдатика, у которого на губах дымится сигарета, а еще «минуту назад была жизнь, мысли, желания».

Или про то, как всю ночь командир саперного взвода читает методичку, из чего состоит мина, чтобы на утро рассказать об этом солдатикам, а сам мины никогда в глаза не видел. Как друг, умирая, отдал свою фотографию — и актер вынимает это маленькое фото и показывает его залу.

Сцена из спектакля.
Фото — Александр Иванишин.

Не вызывает вопросов серьезность режиссера, его упорное желание использовать тяжелый, мало сценичный, полузабытый литературный материал (в данном случае «лейтенантскую прозу»). Виктор Некрасов попал на войну прямо с первых минут и сразу — в месиво. Начал писать повесть в госпитале. Продиктовал ее машинистке, а через друга передал в издательство «Советский писатель». Ее заметил Твардовский и опубликовал в журнале «Знамя». Повесть поставили в список на Сталинскую премию, но Фадеев вычеркнул: не было в ней руководящей роли партии и Сталина в войне. А Сталин взял и вернул повесть в списки номинантов, и Некрасов получил Сталинскую премию второй степени. «В окопах Сталинграда» стала предтечей прозы Бондарева, Гроссмана, Алексиевич. И был замечательный фильм «Солдаты», где дебютировал Иннокентий Смоктуновский в роли комроты Фарбера. По сути, из прозы Некрасова с ее страшными физиологическими подробностями выросла вся литература большой правды о войне.

В спектакле МХТ все на месте и все едино — большая литература, качественная режиссура, правильный мужской состав и то, как работает постоянная команда Женовача: художник Александр Боровский и волшебный «световик» Дамир Исмагилов.

Женовач — король массовых сцен. Какая прекрасная сцена в «Беге», когда лежащие мертвые солдаты встают и направляют револьверы на Хлудова, а он готов принять любой выстрел — в рот, в грудь, в живот. Вот только пули не летят, нет пуль, потому что нет смерти Хлудову, одно наказание. И как прекрасен поминальный стол в «Сталинграде», где сидит человек тридцать молоденьких ребят (кто боком, кто спиной, но все плотно, как в окопе, где не разойдешься, не разляжешься, если только во всю длину). Тихие, уставшие после боя, там каждое лицо важно, каждый характер виден. И когда в финале все участники выходят и занимают всю сцену вдоль рампы, от правой до левой кулисы, — это действует лучше слов.

Сцена из спектакля.
Фото — Александр Иванишин.

Эти час с небольшим в театре вне суеты жизни. Я благодарна Женовачу за свободу от повседневности, за бой и тишину зала, за фортепиано и немножко из Пятой симфонии Чайковского, за возможность побывать на войне и просто помолчать.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога