Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

6 июля 2023

ПАРИЖСКАЯ ЖИЗНЬ НА ВОЛГЕ

«Фиалка Монмартра» И. Кальман.
Театр «Волга Опера» (Чебоксары).
Режиссер Ирина Гаудасинская, художник-постановщик Елисей Шепелев, художник по свету Кирилл Хрущев, дирижер Ренат Жиганшин.

Премьера оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» открыла IV Фестиваль оперетты в Чебоксарах, который традиционно устраивается в столице Чувашии в конце сезона. У театра, который провел ребрендинг и теперь называется «Волга Опера», особое отношение к произведениям Кальмана — среди шести оперетт, присутствующих в репертуаре, три принадлежат венгерскому классику. Это «Марица», «Баядера» и «Мистер Икс». В коллекции явно не хватало поздней (1930) оперетты с парижским акцентом.

Сцена из спектакля.
Фото — Лев Афанасьев.

Ирина Гаудасинская, которую позвали работать в этот театр второй раз за сезон после успешной премьеры «Сурского рубежа», построила свой новый спектакль вокруг главной героини — Виолетты, слегка подсократив количество маргинальных сюжетных линий, не связанных с ней. Также постановщица вместе с художником стремилась воссоздать на сцене атмосферу богемного Монмартра, чтобы на два часа перенести зрителей в настоящий Париж. Художник Елисей Шепелев соорудил на сцене передвижную двухэтажную конструкцию, которая позволяет показать утлое жилище представителей богемы — поэта Анри, композитора Марселя, художника Рауля и его подруги Нинон — внутри и снаружи (во втором акте домик артистов явит свой типический фасад). Присутствуют на сцене и знаменитые зеленые решетки Эктора Гимара, и витражи ар нуво, и постеры с рекламой кабаре. Сквозь то ли окна, то ли щели чердака виден обаятельный кино- и фото-Париж.

Пока герои решают свои проблемы внутри «квартиры», в небе кино-Парижа тоже что-то происходит: носится стайка птиц, светит солнце, идет дождь, выглядывает радуга, плывут облака или нависают грозовые тучи. Природа реагирует на настроение персонажей и, постоянно меняясь, словно предлагает не зацикливаться на скучных разговорных сценах и быстрее переключаться на арии. Особенно это касается сцен с гризеткой Нинон, метящей в актрисы. Елене Соколовой, одетой в набивной халат, удается создать «душный» образ героини второго плана, которой по сюжету надлежит быть ревнивой, взбалмошной, говорящей про деньги и даже стервозной. Мощный голос певицы и ее великолепная актерская игра рисуют нам Нинон во всем неприятном разнообразии ее характера.

Е. Соколова.
Фото — Лев Афанасьев.

Художник, видимо, не одобряющий такого поведения героини, сыграл с Нинон злую шутку. Поскольку она натурщица, ей иногда приходится позировать обнаженной и мерзнуть в убогом жилье Рауля. Так вот, согреваясь после сеансов позирования в халате, она мечтает о красивом платье для приемов, и как раз посланник от министра изящных искусств генерала де Жеребьяка приносит ей посылку с дорогим нарядом. Но когда она надевает новое платье, модель оказывается совершенно ужасной! Никто кроме зрителей спектакля этого не понимает, а люди на сцене называют Нинон красоткой. Бедная женщина, которая покидает богемную квартиру, чтобы начать успешную жизнь с богатым кавалером в новом жилье, выглядит откровенным посмешищем. Впрочем, ей дан шанс реабилитироваться в сцене с поклонниками — там и платье появляется красивое, и число поклонников впечатляет.

За танцы и движение в спектакле отвечал премьер балета «Волга Оперы» Алексей Рюмин, у которого сложился очень удачный дуэт с Ириной Гаудасинской. Он сделал акцент на синхронности, что местами выглядело очень комично — например, когда все участники-мужчины (обладающие разными фигурами) одновременно выполняли какое-то одно движение классического танца, пытаясь держать отведенную назад ногу в одинаково высоком положении.

Сцена из спектакля.
Фото — Лев Афанасьев.

В премьерном спектакле роль Виолетты исполнила Алиса Шалгинова, которая стала открытием этого сезона в опере «Сурский рубеж». Ее героини Парчакан и Виолетта в чем-то схожи, их характер застенчивых девушек раскрывается по ходу действия, только судьба храброй Парчакан складывается трагически, а Фиалка Монмартра (таково прозвище героини) раскрывает свой потенциал актрисы и певицы на театральных подмостках и обретает любовь Рауля. По сюжету лишь в финале оперетты Рауль понимает, что его добрым ангелом была не Нинон, а Виолетта, и начинает по-другому смотреть на девушку, но, придумав публичный поцелуй для героев прямо на сцене, постановщица ускоряет события их будущего романа на радость зрителям.

В опереттах Кальмана нередко встречаются персонажи, чье прошлое или настоящее связано напрямую или опосредованно с театром, но эту принадлежность героям приходится скрывать. В «Фиалке Монмартра» иная ситуация — здесь, наоборот, героиня долго считает себя недостойной сцены и выходит на подмостки, чтобы спасти от провала премьеру оперетты, которую написали ее друзья, и в итоге становится победительницей, обретает профессию (до этого она была «собственностью» шарманщика Париджи, а после того, как ее «выкупили» у него, стала домохозяйкой). Гаудасинская придает большое значение этой сцене преображения Виолетты, утверждению профессии певицы в момент исполнения культового номера «Карамболина, Карамболетта» и вообще женской эмансипации.

Сцена из спектакля.
Фото — Лев Афанасьев.

Еще одной находкой постановщицы стал выбор певца на роль Рауля. Она доверила ее артисту хора Андрею Белову, у которого нет большого голоса, но есть красивый тембр. Гаудасинская поставила не на опыт, а на молодость, и получился сбалансированный состав, где нашлось место заслуженным артистам и юным дарованиям, которые очень стараются. В целом, в этом спектакле все работает — от состава исполнителей, некоторые из которых традиционно импровизировали, добавляя авторскую шутку, и емких декораций, которые в нужный момент складываются, открывая взору что-то еще невиданное, добавляющее сцене парижский привкус, до красивых, сделанных со вкусом костюмов.

Чебоксарская «Фиалка Монмартра», исполняя столь необходимую сейчас роль «спектакля для отдыха», делает это качественно — зритель действительно на пару часов сбегает в Париж. И благодарен театру за это.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога