31 мая скончался Олег Мендельсон, основатель и бессменный руководитель «Театра за Черной речкой».
Он был честным и благородным рыцарем, посвятившим всю свою жизнь одной Прекрасной Даме — Театру. В театр он был влюблен с детства, жить без него не мог, да и невозможно было представить, чтобы Олег Юрьевич занимался чем-нибудь другим. Театр был его образом жизни: он верил, что театр облагораживает, воспитывает, что театр — самое прекрасное и совершенное изобретение человечества. Свою страсть он прививал ученикам — и когда преподавал в ЛГИТМиКе, и когда с вызовом ушел из профессионального театра, и когда, организовав в 1983 м году (немыслимое дело!) свой театр, начал формировать и воспитывать труппу: он всегда знал, что он — учитель. Десятки учеников оставил поcле себя Олег Юрьевич. Никто из них не забудет многочасовых репетиций на износ, долгих, как наивно казалось, чрезмерно долгих бесед о театре и поразительной целеустремленности Олега Юрьевича. Теперь во всех нас живет его часть.
В его жизни нельзя было провести границу, где бы заканчивалась педагогика и начиналось искусство. Он воспитывал актеров, чтобы делать с ними спектакли, а спектакли превращал в инструмент воспитания — и актеров, и зрителей, и самого себя. Он верил в миссию театра и в то, что ему посчастливилось ей соучаствовать.
Он сохранил в себе художественный и гражданский пафос шестидесятничества и умудрился пронести его идеалы через бурные десятилетия наступившего мещанского прагматизма. Он был романтической натурой — по-своему наивной и доверчивой.
Эти его черты неизменно проявлялись и в его спектаклях. Много лет он мечтал поставить «Маленькие трагедии», не раз приступал к этой работе, но воплотить Пушкина на сцене ему довелось в «Капитанской дочке» — в соавторстве со своим другом и однокурсником Александром Иовлевым. «Любовь и странствия прапорщика Гринева» стали самым стройным, светлым и удивительно покойным спектаклем Олега Юрьевича, спектаклем, выразившим его представления о мировой гармонии и благородстве человека. Тогда, пожалуй впервые, Олег Юрьевич говорил с вечностью.
Теперь он сам стал ее частью.
Светлая память дорогому, любимому Мастеру Олегу Юрьевичу Мендельсону. Талантливый, тонкий, удивительный человек. Тот дух братства, дружбы и благородства, который вложил Олег Юрьевич, живёт в нас, его учениках.
Осиротели не только Сергей и Семён. Осиротели все его ученики, которых он любил, пестовал, лелеял. Осиротел его театр — «За Чёрной речкой».
Светлый человек. Талантливый и неуспокоенный — всегда горящий. Деликатный и мягкий — но с нерушимыми нравственными принципами, умеющий упереться и стоять стеной там, где и правда — отдавать нельзя ни пяди. Добрый — вот именно не «добренький», а в самом деле — с большим сердцем, человеческий человек.
Не хочется в эти горькие дни говорить о тех, кто — очень может быть — поспособстововал этому раннему, безвременному уходу. О тех, кто пытался отнять помещение его театра, его любимого детища, кто мытарил его по инстанциям, трепал нервы, пытался унизить. Бог знает, сколько пережил Олег Юрьевич в этой сумасшедшей, отчаянной борьбе за театр, за это надышанное, одухотворенное им и его творческой командой место, куда много лет идет зритель, где каждый гвоздик вбит с любовью. Мендельсон бился за театр — и смог победить, отстоять, но это невероятное усилие его и надломило… Как больно, что ушел он сейчас, когда мог бы еще долго спокойно работать и быть счастливым в отвоеванном театре-доме.
Олег Юрьевич Мендельсон. Учитель. Режиссер. Строитель театра. Ленинградский петербургский интеллигент. Прощайте. Светлая память.
Моя прабабушка говорила, что если в день похорон тёплая, нежаркая погода – это Бог даёт проводить хорошего человека. Сегодня, именно, такая погода и сегодня прощаются с хорошим человеком. Каждый зритель театра Олега Юрьевича может сказать, что был с ним знаком лично – он уважал своего зрителя, он с ним разговаривал. Олег Юрьевич был добрым и преданный своему делу – жаль, что таких людей не берегут.
Я и мама знали Олега Юрьевича лично, мама сама играла в этом театре. Не видели его очень давно, и как не стыдно,о его смерти узнали совсем недавно. Очень жаль,Олег Юрьевич был великолепный человек, добрый,отзывчивый.