Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

3 октября 2019

О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

В Черемхово прошла очередная лаборатория Театра Наций

Лаборатории — явление практически повсеместное, но проект Театра Наций (он проходит под руководством Евгения Миронова при поддержке Министерства культуры РФ, о чем ПТЖ уже не раз писал) в этом ряду занимает особое место. Стартовал он в 2011 году как производное от Фестиваля театров малых городов России. Сейчас Театр Наций организует шесть лабораторий в год, а в 2019-м их было семь (о летних — в Пушкинских Горах, Ивангороде и Каменске-Уральском — ПТЖ писал). В этом году была сделана удачная попытка интеграции лабораторий в пространство других творческих форумов: каменск-уральские эскизы сыграли на «Реальном театре», а черемховская «акция» по инициативе ее руководителей (арт-директора Олега Лоевского и куратора проектов Театра Наций Елены Носовой) стала частью внеконкурсной программы XVIII Байкальского международного кинофестиваля им. В. Г. Распутина «Человек и природа».

В работе лаборатории приняли участие режиссеры Елизавета Бондарь, Кирилл Вытоптов, Владимир Золотарь.

Черемховский театр имени В. П. Гуркина, в этом году отмечающий 80-летие, выбрал пьесы «Это все она» Андрея Иванова, «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова и «Любовь людей» Дмитрия Богославского, вполне соотносящиеся с названием «Человек и природа», в которых очень разные драматурги с упорством ученых-исследователей рассматривают взаимосвязи людей и среды.

«Это все она».
Фото — архив Театра Наций.

Герои хорошо известной, ставившейся пьесы Иванова «Это все она» — Мать и Сын — далеки друг от друга, как люди, живущие на разных планетах. Мать проводит время в телефонных разговорах с подругой, сын живет в интернете. И все попытки родительницы как-то сблизиться с отпрыском терпят сокрушительное фиаско. И тогда женщине приходит в голову мысль попытаться наладить контакт с Сыном в социальных сетях, где он выступает под никнеймом Тауэрский ворон. Скрывшись за ником Тоффи, Мать начинает общаться с ним от лица его сверстницы, сочинив причудливую подростковую биографию. Сын привязывается к странной девочке и, влюбившись в нее, начинает настаивать на личной встрече. Мать, в которой мистификация пробудила фантазию и уснувшее творческое начало, понимает, что «заигралась» и дошла до опасной черты. И тут случается непредвиденное: Сын, войдя в компьютер Матери, обнаруживает обман и готов к самоубийству. В пьесе открытый финал — Мать застает Сына стоящим на подоконнике… Елизавета Бондарь тоже не дает финального ответа: последний диалог Матери и Сына она выносит за кулисы. Зрители только слышат их разговор, а потом героиня возвращается на сцену, открывает ноутбук и то ли перечитывает переписку, то ли вступает в новую стадию диалога с Сыном, начиная все сначала…

Многое в решении эскиза было продиктовано сценическим пространством. Так как театр в преддверии юбилея завершает ремонт большой сцены, Бондарь выбрала небольшую квадратную комнату, которую затянули черной тканью, посередине этого blackbox поставили стол, за которым сидит героиня, на авансцене разместили маленький столик с лежащим на нем мобильником, на звонки которого режиссер перед началом показа попросила отвечать публику, придав эскизу окраску иммерсивности.

В результате — зрители честно отвечали на звонки, и герой (вместо имеющегося в пьесе приятеля) рассказывал о своих проблемах любому взявшему трубку, что еще больше подчеркивало его тотальное одиночество. Когда же Мать затеяла общение в чате, ей отвечал уже Тауэрский ворон — сидящий в зале артист. Так что одну роль здесь сыграли два исполнителя: В. Иванов (Сын) и И. Бардасов (Тауэрский ворон). Я. Кощеева, точная и конкретная в роли Матери, нашла, как говаривали в старину, «верный тон» для передачи интонаций и стиля общения виртуальной Тоффи.

«Человек из Подольска».
Фото — архив Театра Наций.

Вторым в однодневный марафон включился Кирилл Вытоптов, работавший над очень популярным «Человеком из Подольска». Пьеса, в которой диалоги своими психологическими виражами напоминают американские горки, то документально-достоверна, то разворачивается в сторону абсурдистской драмы, давая широкое поле деятельности любым режиссерским истолкованиям. Вытоптов для своего эскиза выбрал холл второго этажа с ведущей сюда белой мраморной лестницей и круговым балконом (за большими, во всю стену, окнами), ставшими частью сценического пространства. В пьесе пять персонажей: Фролов из Подольска (С. Федосеев), сидящий в обезьяннике (здесь — за стеклом) человек из Мытищ (А. Бардюк) и трое полицейских (А. Рычков, Я. Кощеева, В. Тальянская), среди которых, как известно, одна женщина. Но режиссер «превратил» в даму еще одного служителя порядка, что не повредило сюжету, а, напротив, добавило чудаковатости этой и без того странной троице — то ли (как ангелы на небесах) принимающей душу новопреставленного, то ли представляющей собой пациентов психиатрической лечебницы. В начале эскиза Вытоптов погрузил заглавного героя в кафкианскую атмосферу: с деловым видом расхаживают туда-сюда занятые своими делами люди, не обращая внимания на вопросительные взгляды арестованного… Хорошо поработав с актерами, режиссер превратил допрос в серию остроумно разыгранных сцен, порой гротескно-смешных, но пока не сложившихся в целостную историю. Тем не менее, внутренняя динамика и заложенная в «наброске» энергия — неплохой потенциал для продолжения работы над эскизом, что подтвердили и зрительское обсуждение, и результаты голосования.

«Любовь людей».
Фото — архив Театра Наций.

Третий эскиз — Владимира Золотаря по пьесе «Любовь людей» — выглядел почти готовым спектаклем. Жесткая история из жизни молодой женщины, убившей своего мужа-алкоголика и признавшейся в этом преступлении влюбленному в нее бывшему однокласснику полицейскому Сергею, рассказана с любовью к героям пьесы. И к убиенному Коле (главный режиссер театра Д. Акимов), предстающему в воспоминаниях жены домашним насильником, а после смерти начавшему являться ей тихим грустным призраком. И к мужеубийце Люське (С. Кашина), в которой просыпается нежное чувство к приходящему с того света Кольке и теплится чувство к не выдавшему ее Сергею (С. Токаренко).

Да и все живописное деревенское окружение этого любовного треугольника — неплохие, но несчастливые люди со своими проблемами — подано в эскизе с явной симпатией, от чего мрачная история пронизана светом их зачастую неуклюжих, но искренних чувств. Лаборатория не только состоялась, но и завершилась показом «Любви людей» на малой сцене Иркутского областного ТЮЗа имени А. Вампилова, где ее зрителями стали многие участники фестиваля «Человек и природа».

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога