«Почти серьезно…».
Независимая театрально-цирковая компания «Антикварный цирк».
Режиссер Елена Польди.
«Почти серьезно и совершенно гениально», — написала я у себя в фейсбуке после просмотра спектакля Елены Польди, от которого, признаться, не ждала ничего особенного.

Сцена из спектакля.
Фото — архив цирка.
«Датский» повод (проект осуществлен в рамках празднования столетия Юрия Никулина), смешанная творческая группа (автор инсценировки Егор Зайцев, ни в чем театральном, кроме «Фрагментов любовной речи» в новосибирском «Глобусе» и «Семи дней в совриске» в московском Новом Пространстве Театра Наций, не замеченный; музыкальный руководитель и автор аранжировок Андрей Поляков, наоборот, активно работающий в «Гоголь-Центре»); выпускники кафедры цирковой режиссуры ГИТИСа в качестве перформеров — все, казалось бы, предполагало необязательный, «проходной» характер постановки. Но Елена Польди не была бы одним из лучших отечественных цирковых режиссеров, если бы хоть раз в жизни схалтурила и не воспользовалась моментом, чтобы поставить что-то действительно выдающееся. Так из обычного театрально-циркового концерта родился удивительный спектакль нового цирка: нежный, умный, лиричный.
Вот в зале гаснет свет, и мы видим силуэт на фоне экрана, подсвеченный причудливой «кардиограммой», — так с самого начала создается удивительный образ легендарного клоуна: одновременно комический и трагический. Вот Никулин вспоминает свое детство и то, как впервые понял, что быть смешным совсем невесело, — тут на сцену выходит парочка клоунов и начинает изо всех сил комиковать. Вот он рассказывает, как встретил будущую жену Татьяну, — и на манеже появляется прекрасная белая лошадь, которая, совершив круг почета и познакомившись с кем-то из зрителей, отбывает восвояси (никакого насилия над животными). Вот появляются красные воздушные шарики, символизирующие… членов Политбюро, от которых никак не «отвязаться» бедному народному артисту. Вот катится по кругу игрушечный поезд, в котором едет по Советскому Союзу полубродячая цирковая труппа. Вот трое, два парня и девушка, борются за теплое шерстяное пальто, едва не ломая друг другу руки и ноги. А вот женщина-змея показывает свой виртуозный номер под дулом микрофона — иначе ее «не будет слышно».

Сцена из спектакля.
Фото — архив цирка.
Истории из воспоминаний Никулина (про маму и папу, про цирк и кино, про друзей и близких, про Карандаша и Михаила Шуйдина) перемежаются воспоминаниями о нем самом, а популярные песни из фильмов с его участием в оригинальных аранжировках и живом исполнении (вокал — Рита Крон, труба и блокфлейта-бас — Дмитрий Высоцкий, гитара и бас-гитара — Вадим Цисарев, виолончель и клавиши — Александр Козловский, ударные — Дмитрий Меженин) ироническим прочтением новой классики, как, например, в случае с Людмилой Гурченко, по-своему и весьма непохоже на оригинал, но зато очень по-актерски перепевшей хит Земфиры, под который наследница знаменитой династии и по совместительству дочь Польди Тата возносится под потолок Центра им. Вс. Мейерхольда. Хорошо и тонко придуманный видеоряд (видеохудожники Александр Романов и Александра Суханова) чередуется с кадрами из знаменитых фильмов с участием артиста, а истории про Алексея Германа и Льва Кулиджанова — с переосмысленными в цирковой форме кинофрагментами.

Сцена из спектакля.
Фото — архив цирка.
Грустные истории сменяются веселыми, слезы на глазах — улыбкой и смехом. Весь спектакль — это своеобразные эмоциональные качели и бесконечная вереница лиц и настроений. Никулин предстает то флегматичным артистом, то добрым семьянином, то блестящим остроумцем, то неважным оратором, а то правдоискателем и свободолюбцем. Разнообразие людей и ролей, «рваный» темпоритм и принцип коллажа, набор аттракционов и талантливый монтаж — все это вместе создает единственное и неповторимое лицо спектакля, одновременно чрезвычайно увлекательного и необычайно глубокого. Спектакля, где каждый из зрителей увидит что-то совершенно особенное, найдет какого-то своего Никулина. И даже финалов в «Почти серьезно» оказывается несколько: сначала феерический общий выход артистов-участников и традиционное красное конфетти, летящее в зал и на сцену, а потом сам Юрий Владимирович крупным планом, поющий под гитару на экране.

Сцена из спектакля.
Фото — архив цирка.
Спектакль, скромно названный театрально-цирковым концертом, на деле оказывается прекрасным образчиком все еще редкого в наших широтах жанра «нового цирка», причем в документальном его изводе, с максимальным количеством текстов и даже вербатимов. Артисты не боятся не только жонглировать и эквилибрировать, но и говорить, думать, вспоминать, рассказывать. Особенно ценно, что они не стесняются максимально честно выражать себя, не прячутся за масками и клоунадой, но максимально «обнажаются» и проявляются. Понятно, что в целом это цирк не просто новый, но и авторский, с ярко выраженной фирменной режиссурой Польди, полной мягкой иронии и интеллектуальных отсылок, но не менее важно, что вполне зримо в нем присутствуют и интересно проявляются и молодые люди, которые выросли в совсем другом общественно-политическом, социальном и культурном контексте. Как и Никулину, им дано слово и право голоса, неслучайно «Почти серьезно» воспринимается не просто как художественное, но еще и как глубоко личное высказывание.

Сцена из спектакля.
Фото — архив цирка.
Сама Польди говорит, что теперь точно знает, какой цирк «будет делать дальше». Если ей вместе с продюсером проекта Гульнарой Гибадуллиной и их любимым совместным детищем — единственным в своем роде «Антикварным цирком» — удастся и впредь ставить столь же проникновенные синтетические спектакли о самом главном (человечности, порядочности, честности, смелости, соответствии самому себе), то за судьбу нового цирка в России можно не беспокоиться. Потому что с мастерством, умением создать атмосферу и настроение, композиционной целостностью, чувством меры и креативом у них все в порядке. Главное, чтобы были востребованы они, а не пафос, застывший юмор и напыщенная риторика, на которые авторы сетуют в программке и которые все чаще проникают не только в нашу жизнь, но и в наше искусство. И чтобы Никулин с его лицом грустного клоуна, бесконечным обаянием и нестяжательством оставался той ролевой моделью и тем фундаментом, на которые опирается наш цирк.

Сцена из спектакля.
Фото — архив цирка.
Проект «Почти серьезно» реализован при финансовой поддержке министерства культуры Рф. Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры», а также департаментом культуры г. Москва (проект «Открытая сцена»).
Комментарии (0)