Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

21 октября 2024

НА КАКОЙ ПОЧВЕ? НА НАШЕЙ

«Гамлет».
Театр «Около».
Режиссеры Юрий Погребничко, Алексей Чернышев, Максим Солопов.

Английский режиссер Гордон Крэг, которого в начале ХХ века позвали на свою голову Станиславский с Немировичем-Данченко ставить «Гамлета» в МХТ, говорил, что в пьесе все персонажи являются призраками. Что все, кроме датского принца, есть лишь плод его больного воображения. Впрочем, говорил ли он это на самом деле, мы не знаем, а вот в блестящем фельетоне «Гамлет», написанном Власом Дорошевичем и посвященном обстоятельствам этой постановки, — да.

Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.

Саксонская знаменитость там еще много чего в зависимости от настроения изрекала: то вдруг, наоборот, Гамлет у него становился призраком, плодом фантазий всех остальных героев, наделавших много разных злодейств; то режиссер вообще забывал, что это за пьеса такая и кто ее сочинил, а вдобавок капризно недоумевал — зачем ему с его сценическим багажом ставить кого попало? Одним словом, фельетонный Крэг вовсю глумился над основателями МХТ, что, возможно, и было приукрашено золотым пером Дорошевича, но не сильно, ведь Влас Михайлович был глубоко театральным человеком и знал многострадальную историю той постановки не понаслышке.

И вот Юрий Погребничко основывает свой спектакль «Гамлет. Творчество» именно на статье Дорошевича. Действие происходит на фоне висящего в глубине сцены занавеса оливкового цвета с эмблемой чайки, однако скрывающиеся за ним подмостки невелики, и тем, кто, как говорится, в контексте, этот образ подсказывает отнюдь не только ассоциации с Московским Художественным театром. Это похоже и на некий домашний театрик, в том числе и тот, что устроил принц Гамлет, позвав бродячих актеров играть «Мышеловку».

Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.

Погребничко — известный мастер выстраивать контексты и будить ассоциации. Действие небольшого по времени спектакля прошито событиями, описанными в фельетоне Дорошевича, и сами эти бесстыдно завиральные идеи мистера Крэга, конечно же, создают свой, чисто театральный отечественный контекст. В самом деле, разве не ставили у нас шекспировскую «пьесу пьес» так, что все ее события представали как плод болезненных видений заглавного героя? Или, напротив, не отодвигали ли героя на периферию внимания, укрупняя остальных, погрязших в грехах и злодействах, персонажей? В пышных декорациях разве не играли? А вообще без декораций — нет? А не пел ли под гитару наш Гамлет? Не ходили ли с красными клоунскими носами могильщики?.. Впрочем, лучше скажите, чего с пьесой не делали в ее достаточно богатой сценической истории на российских подмостках?

Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.

Погребничко не ставит шекспировского «Гамлета», он ставит смешной и очень печальный этюд о театральном творчестве, происходящем и длящемся во времени в связи с шекспировской трагедией на нашей, а отнюдь не на датской почве. И тоже производит своего рода явление призраков. Звучит мощная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму Григория Козинцева, Иннокентий Смоктуновский произносит свой монолог, на заднике возникают стертые, туманные кадры знаменитой кинокартины… Сценический пол изрыт ямами, похожими на могилы; принц одет в грубое рубище; вдоль сцены не раз проходит целая вереница женщин, облаченных в роскошные платья елизаветинской эпохи (художник по костюмам Надежда Бахвалова). А рядом, одетые по моде начала ХХ века, действуют персонажи из Дорошевича: обескураженные Станиславский (Алексей Чернышев) с Немировичем (Максим Солопов), вконец растерянные от отсутствия внятной режиссерской задачи Качалов (Алексей Сидоров) и Вишневский (Алексей Курганов), наконец, сам Гордон Крэг, величественный и высокомерный.

А. Сидоров (Гамлет).
Фото — Владимир Луповской.

Крэга играет Юрий Павлов, и он же несколько раз застывает в «позе» на реплике Призрака «прощай и помни обо мне». Здесь несколько актеров исполняют по две роли: Алексей Сидоров — Гамлет и Качалов, Алексей Чернышев — Станиславский и Полоний, Алексей Курганов — Вишневский и Король. Парные роли содержат тонкие рифмы: бедняга Станиславский, постоянно предлагающий ради спасения постановки вывести на сцену датского дога, хлопочет, как отец Офелии и Лаэрта; Вишневский, как и его Клавдий, явно трусит; Качалов, как и его принц Гамлет, находится в мучительных раздумьях; Крэг же столь непоследователен и коварен, что и впрямь тянет на Призрака.

Отечественный гамлетовский контекст, между тем, расширяется — наш принц то и дело принимается петь под гитару «Владимирский централ», и вдруг ненавязчиво проступает тень Высоцкого с этой его выдающейся театральной ролью. Земля вертухаев и зэков; территория разверзшихся могил и праха, что сыплется из заплечных мешков Гамлета и Лаэрта прямо на подмостки; мерзлая почва, на которой произрастают сильные художественные замыслы и рождается театр глубокого переживания, решительно не понятный сэру Гордону Крэгу… Край, где нынче нет места мыслящему и совершающему поступки герою, а, соответственно, и масштабу, скажем, давней картины Козинцева… Вот Погребничко и не ставит шекспировскую пьесу, как делал это когда-то. Но мы успеваем почувствовать ее сырой воздух, узнать силуэты ее былого сценического великолепия, услышать отголоски ее мотивов, которые в лучших театральных и кинематографических интерпретациях вырастали, повторюсь, исключительно на нашей, специфической почве.

Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.

Впрочем, идея вывести на сцену живого датского дога, по-видимому, все еще не лишена актуальности. Если нынче не время больших Гамлетов, то уж, по крайней мере, «перед собачьим хвостом никакой Шекспир не устоит». Вот по этой позиции с Крэгом нельзя не согласиться.

Комментарии (0)

  1. елена николаевна солнцева

    Сходила вчера на «Гамлета» в театр ОКОЛО. Премьеру.. которая была в сентябре, пропустила, с тех пор спектакль сыграли всего несколько раз — так что он совсем свежий, хотя в театре Погребничко старых спектаклей не бывает: режиссер все время работает над тканью действия, настраивает спектакль как рояль, меняя и добавляя детали.
    Вчера еще и удалось повидаться-поговорить. Очень порадовал Юрий Николаевич — и своим моложавым, к счастью, уже лет двадцать не меняющимся видом, и обычной для него манерой отношения к жизни. Секрет власти над текущим временем у него явно есть, и его даже немного удивляет, мне кажется, что жизнь многих людей меняет, что молодые быстро стареют, а старые — дряхлеют, но пока — ему самому и его театру удается жить в согласии с Большими Часами, а не с быстрыми секундными попрыгунчиками.
    А я ведь давно Погребничко знаю, лет сорок, или даже больше, но это для меня давно, а у него свой счет.
    И вот «Гамлет» — и не просто «Гамлет», ибо «Что такое «Гамлет»? —Бессмыслица! Ерунда! Сапоги всмятку! Пять актов человек колеблется, убить ли ему Клавдия, — и убивает Полония, словно устрицу съел! Где же тут логика? Ваш Шекспир, — если он только существовал! — был дурак! Помилуйте! Гамлет говорит: «что ждёт нас там, откуда никто ещё не приходил?» — а сам только что своими глазами видел тень своего отца! С чем это сообразно? Как можно такую ерунду показывать публике?»
    В общем, наконец то на сцене мой любимый фельетон Власа Дорошевича, один из лучших, самых остроумных и точных текстов о театре, в частности о Художественном, где однажды британский авангардист Крэг за большие деньги согласился поставить эту самую известную в мире пьесу (кто Дорошевича еще не читал вдруг, бегите в интернет и наслаждайтесь).
    Конечно, сыграть диалоги такого типа — мечта:
    «Видения. Фантазия. Бред его больной души. Так и надо ставить. Один Гамлет. Всё остальное так, тень! Не то есть, не то нет. Декораций никаких. Так! Одни контуры. Может быть, и Эльсинора нет. Одно воображение Гамлета.
    — Я думаю, — осторожно сказал г. Станиславский, — я думаю: не выпустить ли, знаете ли, дога. Для обозначения, что действие всё-таки происходит в Дании?»
    На сцене — Станиславский, Крэг, Немирович, Вишневский, Качалов, они же Гамлет, Полоний, Клавдий, Лаэрт, — ну и еще Смоктуновский за сценой…
    Нет, все начинается с шествия Фортинбраса, как полагается, тот ведет за собой вереницу роскошно одетых дам в елизаветинских нарядах…. А почему бы и нет? Важно найти верный ритм и точную рифму…
    Цитаты из Набокова и Евгения Шифферса — как раз такие рифмы (я сама то не опознала, чьи тексты, потом посмотрела у более образованных). Но если знать, то будет лучше — потому что удлиняет цепочку контекста.
    Вот Шекспира то я читала (Дорошевича я наизусть знаю, кстати, почти весь текст, а вот с текстом самого «Гамлета» похуже), но вчера слышу что-то новое совсем — не слова, а смысл новый, с учетом сегодняшнего дня.
    Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
    Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
    А то кто снес бы униженья века,
    Неправду угнетателя, вельмож
    Заносчивость, несчастную любовь,
    Нескорый суд и более всего
    Насмешки недостойных над достойным,
    Мириться лучше со знакомым злом,
    Чем бегством к незнакомому стремиться!..
    Так всех нас в трусов превращает мысль,
    В общем, я понимаю, почему люди после спектаклей Погребничко пишут длинные умные тексты, вот только читать их не так интересно, как смотреть сами спектакли. Я давно научилась во время его спектаклей не заниматься трактовкой, а находится в таком полусне, ну будто я вижу чужой сон как свой. А потом, конечно, начинается зуд, хочется предъявить концепцию.
    Но вот что я вам скажу (не своими словами, а цитатой из текста Евгения Марголиса, посвященного фильму «Первороссияне», снятому молодым тогда (в 1971) Евгением Шифферсом, театральным режиссером, писателем):
    «Настоящий критический текст — это прежде всего реакция зрительского организма на раздражение. Раздражает — значит, действительно существует, присутствует в кинопроцессе».
    Вот Погребничко совершенно не раздражает. И тем не менее — существует, и как явно существует, и как хорошо, что присутствует.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога