«Дети у власти». По пьесе Р. Витрака «Виктор, или Дети у власти».
Новая сцена Александринского театра.
Режиссеры и сценографы Николай Рощин и Андрей Калинин.
Помните такие красивые, румяные, кажется, польские яблоки с наклейками, покрытые тонким слоем воска?
Спектакли Николая Рощина тоже ровные, гладкие и не портятся. Как бы режиссер, начиная с «Ворона», ни убеждал, что все тлен и внутри копошатся могильные черви.
Роже Витрак написал свою пьесу, считающуюся эталоном сюрреалистической драмы, в 1928-м. Когда Антонен Арто ее поставил, был скандал, и пьеса сошла с репертуара «Комеди де Шанз-Элизе» через несколько представлений. Специалисты пишут, что автор, с одной стороны, стебал буржуазное общество и чувствительные пьесы, с другой, воткнул пару булавок в бывших коллег-сюрреалистов и Брессона, выведя того в безумце месье Антуане. Однако у авангарда даже еще больше шансов стать музейным, чем у «классической» пьесы. Наверное, потому, что он питается отрицанием предыдущих культурных эпох и ценностей. Поэтому авангард нельзя реконструировать, его можно только переизобрести.
На Новой сцене Александринки на небольшом возвышении — модель театра. Красные бархатные занавесы, в щели между ними, на металлической платформе Ведущий (Андрей Калинин) рассказывает нам о сюрреализме, о спектакле, где мы сможем поразмышлять «о своей природе и хрупкости жизни». Ведущий читает торжественно, музыка звучит похоронная. На словах «пьесу поставил Арто» платформа рушится, лектор падает, путаясь в занавесах. Шум, неразбериха. Появляется суетливый молодой человек, представляющийся Режиссером (Алексей Демидчик). Он объясняет, что теперь в силу технических обстоятельств они не могут показать нам спектакль целиком, но покажут видеоматериалы, записанные актерами в репетиционный период.
Ура, Николай Рощин и Андрей Калинин! Они читали «Балаганчик». Они разрушили театральную иллюзию и теперь будут деконструировать пьесу.
В квазидокументальных актерских интервью объектом насмешки становятся «святое актерское искусство», «школа», в которой артисты собираются создать «сложные противоречивые образы», штампы актерского дискурса. Крупным планом партнеры Илья Дель и Елена Немзер, играющие в спектакле 9-летнего Виктора и 6-летнюю Эстер, разбирают пьесу, природу противостояния детей изолгавшимся взрослым, говорят об «искренних слезах счастья, которые мы переживаем с моим дорогим партнером Ильей», а Елена Немзер говорит, что испытывает стыд от того, что играет 6-летнего ребенка. Олеся Соколова с восторгом рассказывает о «предэтюдах», которые они делали со Степаном Балакшиным в гостинице Таллинна, где «они обнажились… до конца», чтобы лучше понять природу отношений, связывающих их героев; Анна Селедец (Горничная) говорит о том, что ее роль — тонкое сочетание «похоти и набожности», «набожности и похоти» и т. д. и т. п.
В этом есть логика, смысловые продолжающиеся ряды. Витрак в своей пьесе, где одна буржуазная семейная пара приходит в гости к другой, все вовлечены в адюльтер и т. д., ниспровергал мещанскую семейную драму с удобоваримой моралью, «язык» этой драмы содрогался в агонии, давая сюрреалистические всходы. Спустя 20 лет Ионеско воспроизвел эту модель в «Лысой певице» (фигуры Служанки и Генерала, ставшего Пожарным, дублируются), но у него действуют не персонажи, а языковые конструкты, схемы. У Рощина, ставящего Витрака через Ионеско, актеры разыгрывают пафосные актерские штампы — бытовые и профессиональные, «я» в предлагаемых обстоятельствах роли, этюдного анализа и т. д. и т. п.
Дело в том, что видео и крупные планы — опасная штука. Они разоблачают актерский «жим». Подделка под документ могла бы быть чуть более тонкой. А здесь мертвечина разыгрывается через мертвечину, и комический эффект обнуляется. Остается капустник, усилие казаться смешными.
Тоньше других, на мой вкус, работает Елена Зимина. Потому что вкладывает в образ стареющей, «не у дел» актрисы разом и истовость, и самоиронию. Сцена с нею вообще хорошо поставлена. Камера «подлавливает» актрису на улице, спешащую на репетицию с гигантскими продуктовыми пакетами SPAR в обеих руках. Не расставаясь с ними, она объясняет драму своей героини, которая «старая, толстая и хочет вернуть мужа», и тут в кадр врывается красавица Елена Вожакина на черном (допустим) «лексусе», чтобы заявить, что они «все должны играть через надежду», и, взвизгнув тормозами, уезжает.
Еще есть видеоскетчи, напоминающие японское анимэ, где Виктор и Эстер сначала спасают Спасителя, едут с ним в автомобиле, а преградивший им дорогу Генерал в треуголке и аксельбантах (Сергей Мардарь) вспарывает Виктора саблей. Позже Эстер съедает в лесу медведь.
Между видео — сцены из пьесы. Виктор разбивает вазу о голову Горничной. Эстер с бантом в белокурых кудряшках и Виктор с трехдневной щетиной с жаром принимают решение разрушить мир взрослых. Степан Балакшин и Олеся Соколова разыгрывают салонные страсти, сдирая друг с друга кальсоны, чулки и парики. Статная красавица Ида Мортемар Елены Вожакиной протяжно пердит (если что, то это не режиссер так поставил, а Витрак написал) с самым страдальческим выражением лица. Андрей Матюков после долгих видеопредуведомлений коллег о том, что «я не знаю, как он это делает», «Андрей вернул мне веру в искусство», появляется в антураже алхимической лаборатории, по которой он в образе тронувшегося умом афганско-чеченского пенсионера разъезжает в инвалидной коляске, круша все на своем пути. Меж тем, его текст, в котором герой, письмом рассказывающий жене о подготовке самоубийства, разом и жив, и мертв, — действительно маленький сюрреалистический шедевр.
Что становится объектом авторской иронии? Конечно, старый театр. Хочется спросить авторов: где они у себя в Александринском театре и вообще в Петербурге в последний раз видели «старый театр»?
Что в сухом остатке? Любимая Рощиным некрореальность, гран-гиньоль. И артисты разыгрывают его бодро, как бы опровергая способом существования весь тот пафос «святого служения», который они нагнетали интервью. В финале первого действия персонаж-режиссер объявляет, что им удалось все наладить, и потому во втором действии мы уже можем увидеть спектакль, как он был поставлен. Здесь главным элементом становится кровать, куда вслед за супругами Помель наваливают мертвых и живых женщин; где Антуан Помель читает жене Grand Leroux с ответом Клоделя сюрреалистам и энергично подтачивает семейное ложе рубанком под «Раз морозною зимой»; где Елена Немзер появляется мертвая в тим-бертоновском гриме, чтобы процитировать свой же текст из «Ворона» про разложение, землю и червей, а Виктор поливает всех сверху жидкостью из ночного горшка; с фальшивым финалом, где г-жа Помель произносит морализаторский текст о раскаянии, прощении и возвращении всех на путь семейной добродетели, с ненастоящими цветами и поклонами артистов. В финале Виктор карабкается на огромную пластиковую пальму оранжевого цвета, падает, вымазываясь в глинообразной жидкости, и все семейство Помель засыпает в своей кровати вечным сном. А над зрительным залом летит и пердит человекообразный манекен Мадам Смерти — Иды Мортемар.
Какой-то зело несвежий авангардизм получается… «Если тренер нам не врет»))
Комментирую более ответственно. Вчера посмотрел, наконец, «Детей у власти». Диагноз, поставленный мной недавно режиссуре Н. Рощина при осмотре его «Бани», полностью подтвердился. И схоластическая, сиречь резонерская режиссура, и пристрастие к манипуляциям конструкциями. Добавились новые наблюдения. Интерес к модернистским текстам, понятым как экстравагантные, со склонностью к разжевыванию этой экстравагантности и саморазъяснению.
Шел из театра и вспоминал, как театроведческая общественность десятилетиями призывала режиссуру на Александринскую сцену. Актерская «анархия» ей довлела. Режиссура пришла и сформировала в театральном комбинате такую систему, что невольно возникает вопрос. У нас, у русских, всегда так? Либо анархия и полный развал. Либо такая системность, что и кнут покажется пряником.
В общем, Александринский театр как зеркало современной российской действительности…
Блестящая статья Т. Джуровой. На мой взгляд, одна из лучших ее рецензий.
Точное выражение «модель театра». Вот только неверно про «старый театр», объектом не то чтобы иронии, а скорее издевки, является нынешний театр в худшем проявлении (об этом последние спектакли режиссера). Как раз Рощин против «системности» и превращения театра в комбинат или завод.
Посмотрели и «Баню», и «Дети у власти». Прекрасные, по-настоящему современные театральные спектакли! «Баня» полна жизни, силы и надежды на лучшее — несмотря на убожество и бессмысленность толпы, и бесконечно воспроизводимую жадную армию чиновников и управленцев.
А сюрреалистическая пьеса Витрака в постановке Рощина — это словно галерея сменяющих друг друга живописных полотен, где каждый персонаж, его костюм, поза, текст, каждый предмет в мизансцене — символические послания зрителю, и эти смыслы легко угадываются, они понятны не умом, а душой, ассоциативной памятью. В этих спектаклях плотность ассоциаций и аллюзий невероятная. Особенная тонкость — в псевдо видео, о «штампах актерского дискурса», а можно сказать и шире — о всеобщих штампах, заваливающих в эпоху интернета все человеческое пространство шаблонными истертыми до дыр словами.
Совершенно прекрасна пальма, по которой герой хочет добраться до неба — соприкоснуться с высшим — но сил нет для высоты духовной, и можно только умереть, как Христос, за людей, принеся в жертву себя — искупить грехи человеческие… но слаб человек, он уже не сын божий — потому что незаметно для себя отрекся от отца своего небесного — и не может обещать он жизнь вечную, а только вечный покой смерти…
Чудесный спектакль! Мы думаем, на сегодняшний день Николай Рощин — лучший театральный режиссер в Петербурге.