Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

11 мая 2014

КОГДА ДРАМА СТАНОВИТСЯ КЛАССНОЙ

Класс-акты в Кронштадте и Санкт-Петербурге.

Все дети талантливы. Очередное подтверждение тому — класс-акты, прошедшие в Санкт-Петербурге и Кронштадте.

В Кронштадте кураторами проекта «Классная драма» выступили Анастасия Брауэр, Юрий Клавдиев и Михаил Смирнов. Суть такова:в течение двух недель шестиклассники школы № 425 имени академика Капицы под руководством драматургов работали над созданием пьес, посвященных истории родного города. Пьес получилось двенадцать.Их представили на сцене в виде небольших эскизов и театральных читок режиссер Михаил Смирнов совместно с учениками школы и актерами Театра Балтийского флота А. Ермолаевым, Г. Насыровой, А. Лениным и Е. Кузьминой.

О пьесах.Жанр, тип сюжета, характеры, время действия — разные. Зомби-драма, мелодрама, история с элементами фантастики,сказка, комедия — фантазии детей нет предела. Петр Первый здесь запросто может воевать с Гитлером и, понятное дело, побеждать; профессор — изобрести времени, похожую на душевую кабину, чтобы спасти друга в прошлом; девочка, уснув в саду, — оказаться в блокадном Кронштадте, чтобы, осознав собственную неправоту, вернуться в настоящее и помириться с братом.

Фото — архив театра.

Темы выбираются самые серьезные: вопросы национальной принадлежности, вероисповедания, взаимоотношений полов, семейные конфликты, переоценка исторических фактов. Говорится обо всем предельно честно и с той степенью откровенности, на какую способны только дети. Однако финалы у большинства историй неправдоподобно оптимистические, что тоже объяснимо:хочется чуда, и признаться в этом не стыдно. Если мальчик общается с девочкой, то все непременно заканчивается предложением руки и сердца; если вдруг ссорятся родители, то к финалу они мирятся, давая обещание больше никогда не расстраивать друг друга; если детей когда-то разлучили, то их встреча, узнавание и воссоединение неизбежны. Все должно заканчиваться хорошо. Кронштадтский путь к Аристотелю односторонен: любая перемена происходит исключительно от худшего к лучшему, от несчастия к счастью. Обратный процесс невозможен.

В дальнейших планах кураторов — создание спектакля и фильма на основе написанного детьми материала.

Идею создания фильма отчасти реализовали в рамках другого класс-акта, состоявшегося в театральной гостиной Vinci в Санкт-Петербурге: проект ON.LINE, созданный Лабораторией ON.TЕАТР и поддержанный Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, предназначен для детей, оставшихся без родителей. Создание пьесы — не главное. Цель — снять психологические барьеры, установить доверие, контакт с ребенком. Отсюда — долгосрочность проекта: шесть месяцев непрерывных тренингов под присмотром профессиональных педагогов, драматургов, режиссеров.

На отчетном показе было представлено два эскиза. Точнее, читка и «подготовленная импровизация на заданную тему».

Первая группа — тринадцать детей в возрасте от 10 до 15  из социального приюта «Ковчег». Они, распределившись по ролям, прочли сказку «Рождественская история». Текст— художественная обработка Евгении Алексеевой сочинений, написанных ребятами. Фабула такова: маленькие брат и сестра, чтобы порадовать тяжело больную маму (у нее рак), уходят в лес за елкой, но, попадая в разные передряги, сбиваются с пути. История созвучна «Снежной королеве» Андерсена и произведениям братьев Гримм. Но есть и принципиальные отличия: каждое действие сказочных детей комментируется детьми реальными, которые высказывают предположения, ищут мотив и адекватное, понятное им, объяснение поступкам героев.

Вторая группа — восемь ребят того же возраста — от 10 до 15 лет — из детской деревни «SOS». С ними занимались драматург Ксения Никитина и режиссер Евгения Львова.

Создать текст у этих непосед не получилось. Поэтому был показан ряд наблюдений над взрослыми, инсценированы истории, не раз виденные детьми в реальности. После каждого этюда, показанного в зале, загорался экран, на котором тот же ребенок комментировал сыгранное, делился впечатлениями о столкновении с подобными обстоятельствами в жизни. Идея любопытная, полезная, заставляющая ребенка непосредственно осмыслять происходящее. Здесь, как и в кронштадтском проекте, затрагиваются самые серьезные, абсолютно несимпатичные темы. Только дано все с документальной достоверностью: никакого радужного флера — суровая, жесткая действительность. Вот учительница при всех констатирует, что брат и сестра остались без родителей, не задумываясь о том, что чувствуют в этот момент сами дети. А вот мать встречает задержавшихся на прогулке дочерей, подбирая для «приветствия» отнюдь не ласковые слова. Обе роли исполнила юная Аня Федорова.

Проект получил название «Не расплескай!». Призыв к детям — сохранять, несмотря ни на что, свойственный им жизненный задор и запал; призыв к родителям — не тратить себя на скандалы и ругань, приберегая силы для любви и заботы.

В финале дети, доведя историю до предела, психологического максимума, обнажают оружие и расстреливают зрителей… Из водных пистолетов. Стреляя сами, они протягивают то же оружие и зрителям, в результате — не ссоры, не война, а братание, единение, смех. Классная драма. Идеальный финал.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога