«Живая история о смерти». Е. Терехина.
Пермский академический Театр-Театр.
Режиссер Татьяна Михайлюк, сценограф Ирэна Белоусова.
Пермский Театр-Театр показал в Москве одну из недавних премьер — камерный мюзикл «Живая история о смерти» Евгении Терехиной. Гастроли проходили несколько дней на сцене Театра «Маска», который открылся осенью 2022 года под крышей Московского дворца молодежи в Хамовниках. Это пилотный гастрольный проект на Малой сцене МДМ, в дальнейшем пермский театр планирует выступать там на регулярной основе с камерными музыкальными спектаклями.

Сцена из спектакля.
Фото — Никита Чунтомов.
«Живая история о смерти» родилась практически на подмостках, когда в Театре-Театре проходила первая лаборатория мюзикла «Резиденция ТТ»-2021. Татьяна Михайлюк (штатный режиссер Театра Терезы Дуровой) и драматург Наталья Макуни из Москвы вместе с композитором Красноярского ТЮЗа Евгенией Терехиной представили фрагменты своего спектакля, и их работа была отобрана для постановки. В команду позже влились пермская хореограф Ксения Малинина, художник Ирэна Белоусова и художник по свету Евгений Козин. Жанровый ярлык к получившемуся спектаклю прикрепился не сразу, тем более что, похоже, само понятие «камерный мюзикл» пока находится в разработке, но оно очень удобно для обозначения постановки малой формы.
У организаторов «Резиденции ТТ» кроме отбора сюжетов и музыки были идеи продумывания и создания новых форматов российского мюзикла в процессе лаборатории. Так, в «Живой истории о смерти» нет привычной номерной структуры, нет ярко выраженных героев-протагонистов, за которых болеет зритель, но постоянно присутствует выпуклая четверка второстепенных персонажей-функций — они и говорят, и поют, и танцуют, много раз переодеваясь. Этим подвижным героиням противопоставлены «каменные гости» — забронзовевшие люди на постаментах с летящей, но уже успевшей застыть в полете одежде. Говорящих надгробий в пьесе тоже четыре, как и действующих лиц, с которыми не все понятно — живы они или мертвы?

Сцена из спектакля.
Фото — Никита Чунтомов.
Начинается история с того, что в мастерскую, «украшенную» витриной с памятниками, входит элегантная пожилая дама и обращается к угрюмому парню в робе с просьбой изготовить для нее надгробие, которое, видимо, скоро может ей понадобиться ввиду преклонного возраста и слабого здоровья. Чтобы попасть в пространство мастерской, посетительнице приходится переступить через светящуюся на полу рамку и порог. Нахождение человека внутри рамки сопровождается электронным саундом, сделанным хитрым способом — путем перезаписывания и микширования записи звучаний разных музыкальных инструментов. Получившийся в результате такой двойной записи звук придает происходящему оттенок фантастичности и вместе с тем мешает перевести стрелки жанра в сторону оперы, где играет живой оркестр.
Разговор Гравера и Старушки (Наталья Макарова) заходит в тупик, когда выясняется, что заказчик должен указать имя близкого, который сможет забрать надгробие, а такого человека у пожилой женщины нет. Тогда она просит Гравера стать ее поручителем, но он отказывает, и квартет рук неведомых прислужниц ада выталкивает Старушку за рамку.
Между тем, на территорию «не жизни» проникает красивая молодая женщина. К ней с расспросами «пристают» обитатели мастерской — они узнают в ее лице черты девушки, чей портрет рисует на мраморе художник. Они интересуются у новенькой, как прошли ее похороны, были ли пышными и дорогими. И все это нужно для того, чтобы перехватить у нее инициативу и рассказать, а затем спеть о себе, представиться зрителям. Для каждого памятника придумана своя очень жизненная история.

Сцена из спектакля.
Фото — Никита Чунтомов.
Домохозяйка (Ольга Пудова) и Красотка (Юлия Никитина) вспоминают богатые похороны, свои платья, гробы, букеты и поминки. Выясняется, что женщины вполне довольны исходом событий, так как при жизни недополучили тепла и внимания со стороны мужей. Студент (Александр Харченко) и Клерк (Владислав Чучумов) нашли в смерти успокоение от повседневной суеты. Вернувшийся с обеда Гравер обнаруживает странную девушку (Анна Огорельцева) и по наущению Старушки-наперсницы, которая вдруг поняла, что нужен ей не памятник, а живой человек, начинает расследовать подробности происшествия с незнакомкой. Он звонит в полицию, пытается проникнуть в морг, а позже в палату реанимации, где находится попавшая в ДТП Вероника (героиня вспоминает свое имя). Везде он натыкается на сопротивление служащих всех этих мрачных институций: они хором твердят заученные формулы отказа, размноженное «нет», «нельзя». Бодрые голоса напевают: «Звоните с трех до пяти, строго с трех до пяти». Вероника внезапно вспоминает обстоятельства, при которых попала в больницу. Она сняла дом, где висели картины некогда жившего там художника, и они так ей понравились, что девушка решила найти хозяина и сказать ему, как он талантлив. По дороге к нему ее сбила машина. Исповедь Гравера прозвучала раньше. Он рассказал, что от него ушла жена, его картины перестали пользоваться спросом, дом пришлось продать, а сам он подался в кладбищенскую мастерскую, да там и задержался на десять лет.

Сцена из спектакля.
Фото — Никита Чунтомов.
Рассказанный с помощью ходульных бытовых историй миф о любви Орфея и Эвридики, тем не менее, остается прекрасным романтичным мифом, на него, как на стержень, хоть и невидимый, нанизываются второстепенные сцены и эпизоды. В финале влюбившийся в Веронику Гравер отдает за нее свою жизнь. Как это происходит, непонятно, но зрители видят очнувшуюся в больничной палате героиню, а героя на сцене больше нет.
Главная интрига спектакля — поведение главного героя. Его роль исполняет Александр Гончарук, в прошлом сезоне запомнившийся как обаятельный Роберт из «Трех товарищей». В контексте переосмысленного мифа об Орфее Гравер видится человеком, уже настолько разлюбившим жизнь, что согласился временно поработать Хароном, перевозчиком душ на территорию смерти. Не случайно территория его мастерской огорожена рамкой и порогом, о который спотыкается Старушка. Режиссера Татьяну Михайлюк пугает ситуация с живыми мертвецами — людьми, которые не умеют радоваться жизни, «просто терпят ее и ждут, когда она закончится». Ее посыл в этом мюзикле — «нужно жить, пока ты жив, не умирать раньше, чем ты умер».
Пусть у спектакля нет привычной цельности и он едва ли соответствует традиционному мюзикловому канону, экспериментирование с соединением живого вокала и синтетического саунда делает этот проект интересным, а сами поиски Театра-Театра перспективными.
Комментарии (0)