Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

20 июня 2014

ИСТОРИЯ ОДНОГО НАСТОЯЩЕГО ГЕРОЯ, РАССКАЗАННАЯ С ВЫСОТЫ РАЗНОГО РОСТА

ДИАЛОГ В 9 ДЕЙСТВИЯХ ПО МОТИВАМ СПЕКТАКЛЯ «ПРИЕХАЛИ»

.

Действующие лица:

Мелкий (рост 112)
Средний (рост 159)
Большой (рост 188)

Действие первое. Условно огражденная зона сбора гостей в Упсала-Парке.

Средний. Видимо, запускать будут, когда соберутся все зрители.

Большой. Начнут, когда цирк приедет. Пока ты по телефону разговаривала, эти веселые ребята в школьной форме (белорусский кабаре-бэнд «Серебряная свадьба». — Прим. авт.) об этом песню спели. Перед нами вымышленный унылый город, и сюда должны заехать с представлением гастролеры. Главный герой, он с самого детства мечтает сбежать отсюда и стать артистом.

Мелкий. О! Кто-то еще только мечтает, а некоторые уже давно стали! Смотрите, Асисяй пришел. В очередь встал. Клоун, а приличный.

Средний. Когда приедут эти гастролеры? Мы не пропустим? Вдруг не заметим — так много людей вокруг!

Большой. Мы услышим! Видишь, на крыше бизнес-центра сидит клоун и следит за дорогой? Он нам и сообщит.

Мелкий. Ему надо лучше следить за происходящим! Вон Полунина уже завели окружным путем. Повезло.

Сцена из спектакля.
Фото — Е. Шрага.

Средний. Молодцы, своих не бросают.

Большой. Они тут другу друга по носам узнают: у каждого из артистов на носу золотая краска.

Мелкий. А у помощников, например администраторов, — только золотая пыльца.

Крики: «Едут! Едут!»

К городу приближаются «гастролеры» (старшая труппа Упсала-Цирка — единственного в мире цирка для хулиганов — и школа жонглеров «ОГО!») во главе с Директором на мотоцикле и царственной Оперной дивой.

Действие второе. Фрагмент асфальта (по дороге на пресс-конференцию).

Мелкий. Торжественно зашли. Перед Директором коврик красный стелили. Короткий, правда, у них коврик. Приходилось все время перекладывать! Теперь и наша очередь заходить. Ой! Пена под ногами! Горожане дорогу что ли мыли? Молодцы. Это на случай, если кто-то упадет. Неприятно, конечно, будет. Зато не в грязь.

Средний. Теперь за нами мокрые следы остаются. Как много следов, и самых разных размеров — тут и взрослые, и детишки всех возрастов.

Большой. Раз падать не страшно, поднимайте головы! Читайте плакаты: «ПРИЕХАЛИ», «КАКБЫТАК», «ВСЕГДА ОДИНАКОВО», «ХУД И РУК С ДР».

Мелкий. Пссс… Среди нас клоуны. Они как бы жители города, да? Вон одна бегает с хлебом на подносе и кричит: «Россияне, к столу!» Ну, точно местная.

Средний. Горожан играют актеры «Театра имени Которого Нельзя Называть». Как много собрано творческих команд! И так здорово с ними со всеми смешаться в толпе.

Действие третье. Пресс-конференция.

Мелкий. Мне ничего не видно. Что там?

Средний. Стол длинный. Все расселись. Сейчас речи приветственные начнут говорить.

Большой. Не переживайте. Слушать даже интереснее, чем смотреть! Замечательная озвучка. Эти «тру-ля-ля» и «трам-там-там» слушать приятнее, чем предполагаемые пустые официальные речи. Если по такому принципу делать и на телевидении — сплошной концерт был бы.

Мелкий (присев и рассматривая снизу). Друзья, не до смеха! Герой наш в самом конце стола, и на него все косятся с неодобрением. Это потому что он искренний и рад гостям.

Действие четвертое. Под навесом на пеньках.

Средний. Это хорошо, что мы были с краю тогда, теперь — по пути на представление приезжего цирка — мы получаемся первыми!

Большой. А по траве разве идти можно? В самом начале, на входе, охранники просили с газона сойти.

Сцена из спектакля.
Фото — Е. Шрага.

Мелкий. Так не надо было их слушать — у них же на носах нет метки. Кто с меткой — тот и главный, понимаешь? Клоуны идут с нами и по траве. Так что не переживай! Смотри, смотри, беременная клоунесса, другая с чемоданом! Обеим тяжело, но и они спешат на представление. И ты не отставай.

Большой. Это они хорошо придумали — пеньки вместо стульев. Кто на последних рядах — тот может на них встать. На стул неудобно было бы, а тут вроде как само собой разумеется.

Мелкий. Говорят: «Деточки, вперед». Это правильно, малышей надо пропускать. Я не совсем малыш, пойду в третий ряд!

Средний. Оказались под навесом и будто в другой, параллельный, мир попали. За забором машины ездят, суета, а тут дуракаваляние.

Большой. Ничего себе «дуракаваляние»! Они такие трюки выделывают! И сальто крутят, и жонглируют. Вчера были беспризорниками, а сейчас с таким мастерством и артистизмом демонстрируют свои умения. На них двойная нагрузка — надо ж еще изображать угнетенных, ведь по сюжету Директор у них — настоящий узурпатор!

Средний. Малыши в первых рядах забавные. Они смеются, и порой не столько над представлением, сколько друг за дружкой. Когда им особенно что-то нравится, они оглядываются назад, ищут глазами родителей и так щедро им улыбаются! Самый драгоценный подарок — когда с тобой хотят поделиться счастьем.

Большой. Дети не только улыбаются, но и помогают. У жонглеров мячики падают, а они их поднимают и на сцену обратно кидают. И пуще всех наш герой — очень он хочет с ними поближе познакомиться.

Мелкий. Что вы там болтаете! Познакомиться… Он уже на сцену вон выходит! Фокус с мячиком показывает. Ах, смотрите, профессиональные циркачи его не принимают, уходят со сцены, пинают даже нашего бедолагу. Тяжело быть не таким, как все.

Средний. Да, уходят со сцены в зал и рассаживаются среди зрителей. Непонятно, что делать — улыбаться им (все-таки выступали хорошо) или толкнуть (зачем они нашего героя обидели?).

Мелкий. Нам не до драки! Тут надо сокровище ловить. Вот что у меня (гордо показывает пригоршню пенопласта). Налету поймал! Он сыпался из того огромного чехла для контрабаса, который герой из крохотного раздул до огромного. Якобы раздул. Я-то понял, что его просто за сценой поменяли. Я еще помог вон тем детям найти их пап, они такие рассеянные. Папы в смысле. На помощницу Директора отвлеклись! Да, она красотка. Пошли дальше.

Действие пятое. Шапито (высоко над входом сидит Оперная дива, ее красное платье переходит в арку входа).

Большой. Под навес зайти было просто — стен там нет, а в шапито вход ма-а-аленький, толпа организовалась.

Мелкий. Клоуны быстро разберутся! Вот уже всех утрамбовывают, подкрикивают: «Проходэнто», «Не толпэнто», «Продвигэнто», «По двое построэнте», «Спокойно заходэнте».

Средний. Слышишь, «минутка французского», — а ты говоришь, зачем учить язык.

Мелкий. Мда, эта импортная дива с таким акцентом поет, что тут даже мой преподаватель не разобрался бы, что к чему.

Средний. «Мурку» затянула. По-русски у нее много лучше получается! Мне кажется, она ненастоящая иностранка.

Мелкий. Может, француженка и липовая, зато волшебница настоящая! Смотрите, она всех посыпает золотой пыльцой. Мы как они становимся! Особенными! Ух!

Большой. Как здорово, что, несмотря на тесноту, никто не суетится, не толкается, все вежливо друг друга пропускают, берут соседских детей на коленки. Помогают тем, кто на инвалидных колясках. Каждому в итоге нашлось место.

Мелкий. Жаль, что свет погасили, не видно, что я тоже в пыльце, что я «свой»!

Средний. Тут все свои! Посмотри, какие взгляды участливые у всех. Тссс… Прожектор зажгли. Театр теней начался, и за главного тут — наш герой.

Сцена из спектакля.
Фото — Е. Шрага.

Большой. Тени кролика из цилиндра, силача, каскадера, клоуна. Смотрите выше, тень велосипедиста по радиусу купола катается.

Мелкий (шепотом). Еще и мультик! (Пауза.) Директор цирка — фанатик дисциплины, и его злит, когда что-то идет не по плану. Он против импровизации, понимаешь? Против свободы. А без нее ведь ну никакого творчества не получится!

Большой. Рядом с вами сидит девушка с золотым носом, она знаки подает тем, кто на сцене. Показывает, чтобы артисты встали ровнее, ведь на них проекция идет. Очень сплоченный коллектив у ребят.

Мелкий. Ой, ой, смотри, герой наш нарушает ход этого «машинного» представления! Он спасает артистов от этого Карабаса!

Большой. Давайте быстрее на выход! Этот расстроенный Директор орет как сирена, надо быстрее покидать помещение.

Мелкий. Дети испугались, плачут, думают, что по-настоящему всех прогоняют. Но это не так? Нас же дальше ждет еще что-то?

Средний. Самое интересное в этом представлении — его непредсказуемость. Главное, не робеть. Пошли!

Действие шестое. Сад за шапито.

Мелкий. Как на улице холодно. Бррр… А гимнасты-то то босиком. Неужели это в качестве наказания?

Средний. Это для того, чтобы они могли на плечах друг у друга стоять и не скользить. Видишь, у мальчиков есть ботинки, потому что они всегда в основе «конструкции».

Большой. И без страховки. Малышей бы туда не подпускать, вдруг артисты упадут.

Средний. Понимаешь, есть малыши-артисты, ну эти, в шортиках, которые стоят близко к «пирамиде», и малыши-зрители выходят вперед потому, что думают, что всем можно, они их за своих принимают.

Мелкий. Я вот уже не ребенок, я спокойно стою за условными пределами арены.

Большой. А хорошо быть малышом. А еще лучше — ребенком-великаном. Тогда можно было бы играть в эти гигантские кубики, которыми усеяна поляна.

Средний. Ты посмотри, какое изображение собирается из этих кубиков, — портрет Директора, — и играть в них расхочется.

Большой. Вот и герой наш против. Опасно он как-то приближается… разрушил все! Да, в труппу его не возьмут.

Мелкий. И не надо ему туда. Надо свой театр создать. Добрый и свободный.

Большой. Оперная дива пришла утешать — у нее такой замечательный город на подоле платья!

Мелкий. Пока ты тут городом впечатлен, все уже переместились, надо и нам идти дальше!

Действие седьмое. Жонглеры.

Большой. Удивительно, как им удается быстро организовать людей, все как-то сами вдруг выстраиваются полукругом, создают пространство для выступления, всем видно «сцену».

Средний. Всем, кто больше 180 или меньше 120. Мне вот пока видны только взлетающие над головой жонглеров кегли. Уверенно подбрасывают.

Большой. Поверь на слово, делают они это хорошо!

Средний. Да ладно! Можно пережить и чью-то спину вместо сцены, если это спина пританцовывающего Полунина!

Большой. Пока герой размышляет, чем ему поразить приезжий цирк, на таком холоде только и остается, что танцевать!

Мелкий (кричит издалека). Хватит плясать! Он уже все придумал! Повесил на спину крылья с мотором и взлететь хочет. Все пытаются его поймать! Побежали спасать. Не отставайте!

Большой. Это хорошо, что они запланировали активное участие. Давно пора размяться и согреться! Догоняй!

Действие восьмое. У озера.

Средний. Мне ничего-ничегошеньки не видно. Мелкий (сидя на корточках). Ты не поверишь. Он нырнул. Средний. Кто? Мелкий. Да герой, герой наш! Настоящий герой!!! Он направляется к плавающей сцене. Средний (подпрыгивая). Как? Большой. Брасом. Средний.Я не верю. Большой. Теперь их двое. Еще и дива сиганула. Красиво плывут. Средний. Что за крики? Мелкий. Это труппа цирка тоже ныряет. Все. Вместе с надувными крокодилами. Может, и мы? Большой. Я воздержусь. Хотя восторг и радость за нового директора нового цирка я разделяю полностью. Ура!

Средний, Мелкий, Большой.
Иллюстрация — Татьяна Лосик.

Действие девятое. Дома. Перед сном.

Мелкий. Надо было в бассейн ходить и закаляться. И тоже нырнуть. И первым доплыть. И стать Директором цирка.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога