В рамках Международного культурного форума, на одной из многочисленных малых сцен Петербурга, несущих на себе печать нарочитой бесприютности, — на сцене театра ЦЕХЪ состоялись гастрольные выступления иркутского «Театра Пилигримов». Название не объясняет ничего, кроме истории создания театра-студии из рок-группы «Пилигримы» еще в начале 80-х Владимиром Соколовым — композитором и пианистом, который, закончив Петербургскую консерваторию, приехал в Иркутск и остался там навсегда, превратившись в интригующего «черного маэстро» (из-за пристрастия к темным цветам одежды) и предмет гордости местной публики.
Почти тридцатилетний путь «Пилигримов» — это и записи для радиостанции Би-Би-Си, и участие в театральных фестивалях Эдинбурга, и призы, и награды, и гастроли по стране. А вот в Питере они впервые. И уже без Соколова, увы. После его смерти в 2018-м наступили растерянность, сиротливость; казалось, театр рассыплется, погибнет. Но вскоре место «за пультом» занял Константин Артамонов, тоже «продукт» петербургского консерваторского образования, чувствующий себя своим в этой звуковой среде и в этом театре, где лет десять назад он играл на гитаре. Новый виток истории коллектива начался в марте 2019-го. И при всем почтении к памяти мэтра-создателя Артамонов чертит свой маршрут для «Пилигримов», а стиль и концепцию этого театра представляет настолько иначе, что, соглашаясь с ролью «преемника», торопится сказать свое решительное «но»…
Для чего вся эта преамбула? Да она фактически уже — о двух спектаклях. О двух показанных иркутянами образцах, обозначивших два этапа в развитии театра-студии. Один смотрит в прошлое, другой — в будущее. Один посвящен памяти учителя-основателя, другой — провозглашает новый поворот на этом пути.
Религиозная «мистерия» о Деве Марии — с микрофонным пением, упругими мелодичными зонгами в сольном и групповом исполнении, с цитатами из Баха и Скарлатти, полифонией струнного квартета, стилизованной под барокко, — это один мир, одна система ценностей. В ней отводится столь значительное место исполнению законченных, песенно-ясных мелодий, которые периодически повторяются на протяжении спектакля, что все остальное выглядит иллюстрацией, инсценировкой в духе благостной рождественской открытки.
Сцена в театре ЦЕХЪ просторна и позволяет использовать трехмерное пространство максимально выгодно, однако сценография «Страстей по Марии» такова, что ее важный элемент — экран размером с телевизор в 70 дюймов, установленный ровно посередине между задником и зрительскими местами, — превращает сцену в тесный пятачок. Картинка на экране вполне в духе евангельской притчи коррелирует с характером мизансцен, и если бы это изображение проецировалось на весь задник в глубину сцены, эффект мог бы быть куда мощнее. Отвлеченные тексты вызвали к жизни и некоторых аллегорических персонажей. Голос (Виталий Зайцев, баритон) — то ли падший ангел, то ли рассказчик-евангелист — держит на себе конструкцию спектакля (за неимением фабулы). Девушка в белом трико с накидками-крыльями за спиной — ангел, дух, душа? — мечется в странном танце, претендующем на contemporary, но похожем больше на упражнения по художественной гимнастике. Аллегории-камни на сцене и на экране, посохи-палки в руках странников — символы жизненного бремени, страданий или просто дороги?
«Страсти по Марии» в итоге произвели впечатление не спектакля, а концерта с инсценировкой или вокально-хорового цикла, где музыкальные номера связаны одной идеей, одной темой при отсутствии непрерывно развивающейся линии действия.
«NoRA» — иркутская премьера в Петербурге — гораздо в большей степени, чем «Страсти», театральное представление. Режиссер Анна Агапитова и композитор Константин Артамонов превратили классическую драму Ибсена в арт-рок-мюзикл. Хотя то, что у них получилось, явно выходит за рамки «мюзикла». Скорее, это рок-опера с разговорными диалогами. Опера с настоящей партитурой, сквозным тематизмом, смысловыми контрапунктами, резкими контрастами, острыми дуэтами-поединками и оригинальным либретто. Тонко, мастерски выстроенная пьеса вызвала к жизни музыкальную драматургию, которая не только не уменьшила воздействия ибсеновской драмы, но и придала ей новые смыслы и особую экспрессию. Тут следовало бы остановить взгляд и слух на роли Птицы, которой нет в пьесе. С нее начинается и ею заканчивается действие. Красавица-птичка в нарядном оперении, запертая в роскошной клетке, все время поет, как и положено домашней канарейке. На первый взгляд, эта партия, почти полностью исполняемая а capella (в роли Птицы сопрано Анастасия Винтер, она же — Мария в спектакле «Страсти по Марии»), присутствует как фон, как говорящее нон-стопом радио или телевизор в иных домах. Птица — фактически alter ego Норы, хорошенькой жены своего мужа, «пташки», как он ее называет. Ее партия — не только контрапункт к музыке основных персонажей, но и линия взаимодействия с ними. В решающий момент Птица становится строптивой, критически комментируя хозяина, что приводит его в ярость. Это произойдет раньше, чем прозреет Нора, скинув «нарядное оперение» и осознав себя, наконец, человеком, а не «пташкой» или куклой в красивом доме.
Посреди сцены — столб, стоящий как вешалка, увенчанная головой совы. Сова угрюмо стережет длинную белую веревку, которой женщины перевязывают себя как пояском — это некий принятый в доме ритуал. До поры Нора делает это даже как будто с удовольствием, хотя муж Торвальд временами так сильно тянет веревку, что она выглядит собачьим поводком или плеткой дрессировщика… И только в финале подруга Норы Кристина, а потом и сама Нора отвергают унизительный ритуал, покидая уютную «клетку» Хельмера навсегда.
Действующие лица поют вживую (Дарья Тихонова, Юрий Семечев, Екатерина Труняева, Виталий Зайцев, Роман Анушкин, Александра Мазунова). Поют так, что соло органично перетекают в дуэты, поставленные режиссером как динамичные диалоговые взаимодействия во время пения. Голоса исполнителей темброво яркие, артисты опытные, солисты в целом успешно преодолевают вокальную и ритмическую сложность партитуры. Музыка охватывает диапазон от нежнейшей лирики, бытовой танцевальности (тарантелла) до зловещей поступи страха и спазмов отчаяния. Артамонов принципиально отвергает фонограмму, в его арсенале — клавиши (синтезатор), скрипка, виолончель, электрогитара. В этом также формируется качественно новая модель «Театра Пилигримов», хотя содержать поющих артистов и музыкантов, постоянно находящихся на сцене, — это существенные и материальные, и временные затраты. Но если город Иркутск готов содержать такой театр — респект городу: у этого театра есть перспектива, крепкая команда, художественные лидеры и собственная творческая концепция, которая и делает театр уникальным. Во всяком случае, я точно знаю, куда пойду в первый же вечер, оказавшись однажды в Иркутске…
Комментарии (0)