Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

12 апреля 2020

ДЖОРДЖО СТРЕЛЕР, ИВО ВАН ХОВЕ, РОБЕРТ УИЛСОН…
ОБЗОР БЛИЖАЙШИХ ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЙ «КОМЕДИ ФРАНСЕЗ»

«Комеди Франсез» вот уже третью неделю ежедневно выходит в эфир на своем сайте https://www. comedie-francaise. fr/ и ютуб-канале https://www. youtube. com/user/LaComedieFrancaise/feed. Импровизированное вещание проходит под названием «La Comédie continue!» — «Комедия продолжается!». Причем у слова «комедия» здесь, как вы понимаете, двойной смысл. Ежедневно актеры записывают все новые и новые программы для своей «вещательной сетки». Здесь и «пять минут поэзии», и погружение в актерскую кухню, и мастер-классы, и многое другое. В 18:30 и 20:30 по парижскому времени «поднимается занавес» и даются спектакли. Наступающая неделя ожидается едва ли не самой «богатой» за это время: Джорджо Стрелер, Иво ван Хове, Роберт Уилсон. Чехов и Мольер, Висконти и Лафонтен, Гольдони и Гроссман — думаю, у каждого найдется повод познакомиться или продолжить знакомство с «Комеди Франсез».

Сцена из спектакля «Проклятые».
Фото — Christophe Raynaud de Lage.

Понедельник, 13 апреля
21:30
«Три сестры» по пьесе А. П. Чехова.
Режиссер Валерия Бруни-Тедески.
В ролях: Эрик Рюф, Бруно Раффаэлли, Флоранс Виала, Корали Заонеро, Лоран Стокер, Мишель Вюйермоз, Эльза Лепуавр, Жиль Давид, Стефан Варюпен, Жоржиа Скалье и др.
Телефильм. Копродукция «Комеди Франсез» и ARTE France. 2015 год.
Продолжительность 1.50.

Фильм этот из того цикла, что «Комеди Франсез» задумал и последовательно воплощает с ARTE France. Берется пьеса, которая входит в репертуар театра. Берутся актеры, в этой пьесе занятые. Режиссер приглашается новый. Он получает конкретный драматургический материал, готовый каст и придумывает свою киноисторию. Результат получается весьма любопытным, хотя порой и спорным. Вот, например, эти «Три сестры» к безусловным удачам точно не отнесешь: очевидно, что режиссеру совсем не в равной степени были интересны персонажи чеховской пьесы. Но те, которые были интересны… Этот фильм стоит смотреть хотя бы ради одних только сцен Соленого (Эрик Рюф), Тузенбаха (Лоран Стокер) и Ирины (Жоржиа Скалье). Потрясающие актерские работы, неожиданные оттенки взаимных чувств и эмоций, разрешающиеся в едва ли не лучшую сцену дуэли. P. S. Пару лет назад фильм переводили для канала «Культура», так что в Сети можно найти и русскоязычную версию.

Вторник, 14 апреля
21:30

«Проклятые» по сценарию Лукино Висконти, Никола Бадалукко и Энрико Медиоли («Гибель богов»).
Режиссер Иво ван Хове.
В ролях: Эрик Женовез, Дени Подалидес, Гийом Гальенн, Эльза Лепуавр, Кристоф Монтенез, Лоик Корбери, Дидье Сандр, Аделин д’Эрми и др.
Снято на Авиньонском фестивале в Папском дворце. 2016 год.
Продолжительность 2.20.

Безусловно, главное событие французской театральной недели. Спектакль Иво ван Хове, вернувший «Комеди Франсез» в Папский дворец Авиньона (там спектакль и снят). Если вы видели (а вы, наверняка, видели) фильм Висконти или хотя бы читали краткое содержание, то незнание французского помехой не станет. Мощнейшее взаимодействие всех элементов: актеры, пробивающие все зрительские барьеры как непосредственно со сцены, так и на крупных планах огромного экрана; живой оркестр, рассредоточенный на всех уровнях внутреннего двора Папского дворца и способный точно отозваться на каждый смысловой поворот, каждый актерский жест, едва ли не на каждую мысль; мультимедиа, совершенно, филигранно, неотделимо вошедшие в плоть спектакля. Иво ван Хове с актерами «Комеди Франсез» создали, по сути, беспримесную трагедию — античную, нордическую, современную. Создали то, что, к слову, не получилось (на мой субъективный взгляд) у них же в прошлогодней постановке по Еврипиду.

Среда, 15 апреля
19:30

«Олень и Пес» по «Сказкам кота Мурлыки» Марселя Эме.
Режиссер Вероника Велла.
Снято в Studio-Théâtre. 2016 год.
Продолжительность 1 час.

21:30
«Басни Лафонтена».
Режиссер Роберт Уилсон.
Снято в зале Ришелье. 2005 год.
Продолжительность 1.40.

Забавно сформированная программа на среду. Первый спектакль — детский (его позиционируют как постановку для детей от 4 до 75 лет), второй — естественно, «взрослый». Но оба они сказочные, басенные. Не зря же автора «Сказок кота Мурлыки» называли продолжателем традиций Лафонтена. (В «Комеди Франсез», к слову, существует целый цикл спектаклей по его сказкам. На прошлой неделе показывали «Волка», на этой обещают «Оленя и пса».) Вечером же — сам Лафонтен руки Роберта Уилсона. Неожиданностей для любителей Уилсона здесь, конечно, никаких не предвидится, но стоит увидеть, как старейшая актерская труппа принимает совершенно новые правила игры, точными и яркими мазками вписываясь в режиссерское полотно. И ведь ни один из артистов не теряет при этом своей индивидуальности, которая, будучи намеренно ограниченной, порой раскрывается еще ярче. Просто обратите внимание, к примеру, на Кристиана Гонона и его красного Лиса. Ах да, и конечно стоит насладиться восхитительной, стилизованной под барочные мотивы музыкой Майкла Галассо.

Четверг, 16 апреля
21:30

«Like a Rolling Stone…» по книге Грейла Маркуса «Like a Rolling Stone, Боб Дилан на перекрестке дорог».
Режиссеры Мари Ремон и Себастьен Пудеру.
Снято в Studio-Théâtre. 2015 год.
Продолжительность 1.15.

Тут рекомендации мои будут направлены, скорее, не на театралов, а на тех, кому дорог золотой век рок-музыки. Спектакль, поставленный по книге, написанной о песне. Песне, занимающей первую строчку в списке 500 величайших песен всех времен по версии журнала «Rolling Stone». Ну, а если вы посмотрите спектакли «Комеди Франсез» в предыдущие дни, то, несомненно, захотите увидеть в новом, «музыкальном» качестве Стефана Варюпена (Андрей из «Трех сестер», Шут в «Двенадцатой ночи» Остермайера, показанной в TheatreHD) и Кристофа Монтенеза (Мартин из «Проклятых», сэр Эндрю в «Двенадцатой ночи», Орест в «Электре/Оресте» Иво ван Хове, TheatreHD).

Пятница, 17 апреля
19:30

«Сладкая месть и другие скетчи» по пьесе Ханоха Левина.
Режиссер Галин Стоев.
Снято в Studio-Théâtre. 2015 год.
Продолжительность 1.15.

21:30
«Система Рибадье» по пьесе Жоржа Фейдо и Мориса Геннекена.
Режиссер Забу Брайтман.
Снято в театре Вьё-Коломбье. 2013 год.
Продолжительность 1.55.

Этот день, пожалуй, только для самых преданных поклонников «Комеди Франсез» и, как вариант, для тех, кто следит за творчеством режиссера Галина Стоева. Или, возможно, вы просто захотите попробовать разобраться в юморе самого часто ставимого (после Мольера) комедиографа?

Суббота, 18 апреля
19:30

«Конференция вещей».
Текст и постановка Кристин Монтальбетти.
Снято в Studio-Théâtre. 2019 год.
Продолжительность 1 час.

21:30
«Дачная трилогия» по пьесе Карло Гольдони.
Режиссер Джорджо Стрелер.
Снято в Театре «Одеон». 1979 год.
Продолжительность 4 часа.

Выбор из двух предложенных театром спектаклей в этот день очевиден. Всегда интересно увидеть еще не виденную работу великого режиссера. Да еще работу, до сих пор считающуюся легендой французской сцены. Да еще и с Людмилой Микаэль и Пьером Дюксом в главных ролях.

Воскресенье, 19 апреля
19:30

«Последнее письмо» по роману В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба».
Режиссер Фредерик Вайсман.
Монолог актрисы Катрин Сами.
Копродукция «Комеди Франсез» и ARTE при участии Canal+. 2001 год.
Продолжительность 1 час.

Удивительный случай. Был знаменитый американский режиссер-документалист, которому пятью годами раньше заказали небольшой фильм о Доме Мольера. В итоге фильм получился четырехчасовым и получил название «Комеди Франсез», или Сумасшедшая любовь». Очевидно, именно во время съемок режиссера привлекла актриса Катрин Сами — тогда старейшина театра. Привлекла настолько, что документалист обратился к художественному кино. Вернее, сначала к театру (фильму все-таки предшествовала театральная постановка). И вот в 2001 году Вайсман снимает монолог актрисы. Монолог матери. Черно-белый. Весь на крупных планах. Суровый, предельно лаконичный. Только свет и тень. Тень и свет. И глаза. И голос.

21:30
«Мизантроп» по пьесе Мольера.
Режиссер Клеман Эрвьё-Леже.
Снято в зале Ришелье. 2017 год.
Продолжительность 2.15.

Хоть и под самый занавес театральной недели, но имя Мольера должно было возникнуть в программе показов. И оно возникло. В постановке Клемана Эрвьё-Леже с Лоиком Корбери в заглавной роли. Спектакль этот уже знаком тем, кто следит за кинопоказами «Комеди Франсез». Ровная, спокойная интерпретация, переносящая действие в наши дни, но далекая от нарочитой актуализации. Скорее повествование, чем игра. Не яркие краски, а полутона. Такого «Мизантропа» интересно смотреть, если вы очень хорошо знакомы с пьесой и подустали от радикальных ее трактовок. Спектакль Эрвьё-Леже возвращает зрителя к тексту, к слову. Ну, и к тонкой вязи человеческих взаимоотношений. Но, к сожалению, он крайне затянут, а потому условному широкому нефранкоязычному зрителю будет, скорее, скучен.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога