Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

8 января 2025

ДОБРЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

О театральных событиях в Усть-Лабинске

Новый-Новый-Новый год. Который все мечты исполнит и который мы на год запомним. Добрый, семейный, счастливый — с надеждой на… и с верой в…

В день зимнего солнцестояния в кинотеатре «Знамя» Усть-Лабинска будто случилась репетиция Нового года, которая сама по себе стала праздником. По инициативе фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски произошло три ивента: театрализованный квест по мотивам романа «Петровы в гриппе и вокруг него», паблик-ток с автором текста Алексеем Сальниковым и спектакль-вербатим, созданный на основе разговоров с устьлабинцами.

Сцены из квеста.
Фото — архив фестиваля.

В крохотном фойе действие начинается с затейливой инсталляции советско-постсоветского праздничного быта — со всеми этими разноцветными открытками с трогательными надписями «дорогому Володе» и «крепкого здоровья», с ажурными салфетками, ватными игрушками, магнитофоном и бесконечной мишурой, пластиковой елочкой, самодельными снежинками, семейным альбомом. У всех на входе проверяют температуру, потому что продолжается действие — в гриппе и вокруг него.

Базовая российская хтонь, приправленная комичным абсурдом, отображенная в романе «Петровы в гриппе и вокруг него», Усть-Лабинску как маленькому городу не чужда. В Краснодарском крае, где не на каждой улице встретишь фонари, вполне может померещиться что-то странненькое. Театральная бродилка, придуманная режиссером Викторией Звягиной, — забавно, динамично, остроумно — раскрывает вселенную уральского писателя Алексея Сальникова: локации и персонажи спектакля апеллируют к тому или иному тексту. Вместе с харизматичными проводниками (Дед Мороз, полицейский, советская училка или комсомолка) зрители путешествуют по закуткам и заведениям города (вблизи кинотеатра). В кафе «Смайл» можно было встретить оккультно-декадентского вида поэтов, приглашавших зрителей к импровизационному чтению стихов во имя ощущения загадочно-трипового чувства «холодка» (о нем говорят герои романа «Опосредованно»). В музыкальной школе — послушать очередную обнадеживающе-абсурдную речь об итогах года советского номенклатурного работника. На заднем дворе кинотеатра — скорбно выпить и закусить за упокой, а после обнаружения пустого гроба — и за здравие некоего друга Сереги. И, конечно, попрыгать «зайчиками» вокруг елочки вместе с Дедом Морозом.

Сцены из документального спектакля.
Фото — архив фестиваля.

«Переболев», действие вернулось к Новому году — самому объединяющему и удивительному российскому празднику, когда — вопреки всему происходящему — люди могут позволить себе ненадолго понадеяться на лучшее. Документальный спектакль в устьлабинском кинотеатре — тоже такое объединяющее событие, коллективное действие и исследование этой коллективности, добрый ивент, благодаря театральному соприсутствию объединяющий не виртуально, а реально. Из разговоров с жителями города режиссер Наталья Шумилкина, драматург Лара Бессмертная и актеры Краснодарского академического театра драмы и «Одного театра» (а еще театра «Шардам» и РАМТа) создали спектакль-вербатим с простыми, очень человеческими историями про празднование Нового года. В широком смысле — про семью, традиции, жизнь и время.

На узкой площадке перед киноэкраном стоят пузатые советские телевизоры, длинный стол, большая елка (художник Елизавета Дзуцева), слева расположились нарядные музыканты — как на «Голубом огоньке». Актеры поочередно выходят на сцену и находят себе место (и дело) за столом — говорят, говорят (монологи, порой невольно становящиеся диалогами) и режут овощи, существуя в процессе приготовления к торжеству.

Герои спектакля — 10 жителей Усть-Лабинска: коренные горожане, краевед, директора городских и краевых домов культуры, школы, колледжа, фонда, бывший работник телекомпании, молодой депутат и учитель — словом, люди совершенно разные. А еще — двое артистов, полжизни играющих Снегурочку и Деда Мороза. Актеры — Александр Крюков, Наталья Арсентьева, Виктория Лукина, Мария Ступченко, Богдан Галась, Мария Осипова, Андрей Гальченко, Дарья Женихова, Артем Акатов, Юлия Платонова — рассказывают истории своих городских персонажей естественно и легко, душевно (без акцента на специфике речи, как это обычно в вербатиме; без утрированного вживания в образ), они просто люди, которые делятся воспоминаниями и случаями. И звучат человеческие истории, соединенные драматургом тематически: про детство, про традиции, про дух времени, про последний Новый год. Эти монологи одновременно и предельно личные, и привычно общие; «новогодние моменты», расходясь и сплетаясь, создают, с одной стороны, мозаичный образ праздника, с другой — образ времени.

Сцены из документального спектакля.
Фото — архив фестиваля.

Детство. Воспоминания мужчины о послевоенном новогоднем вечере и невероятной радости от арбуза в голодное время. Советские открыточки, которые девочка подписывала и отправляла по почте всем родственникам. Рабочий день у родителей 31 декабря и кутерьма поздним вечером. Эксклюзив — зарубежные хиты по телевизору во время «Голубого огонька». Роддом 1 января. Грузинский Новый год и ожидание папы с военной службы. Внезапный снег — такой редкий для Краснодарского края. Случаи на детских маскарадах — девочка в оригинальном костюме кучера или шахматной королевы. Папа — Дед Мороз, которого всегда выдавала обувь. Мечта об игрушечном вертолете, исполнившаяся у директора школы только во взрослом возрасте.

Традиции. Оливье, шампанское и водка, елочные игрушки — все как у людей. Четкое расписание, чтобы все успеть. Советское кино. В одиночестве — как ритуал. Парады казаков на улице.

Время. Новый год в первой пятиэтажке в городе. Вместо бумажных открыток — открытки в мессенджерах. Студенческие посиделки. Дефицит и невероятная радость от того, что «достал» на стол осетра. Чувства перед предстоящим годом: в 80-е — стабильность, в 90-е — страх, в нулевые — надежда и свобода. «Голубые огоньки» — теперь можно посмотреть и в интернете.

Истории про Новый год в последние несколько лет — совсем не веселые. У одной героини умер муж — их история многолетней любви в спектакле звучит трогательно и больно. «Я праздник люблю, но у меня обстоятельства… погиб сын, болен муж», — говорит другая женщина. У кого-то — камерный праздник в больничной палате втайне от врачей. У кого-то Новый год — последнее воспоминание об отце. У кого-то — грустный день в ощущении опустошенности. Но через все драматические моменты в словах героев скользит одна и та же тема — семьи и общности, любви и надежды.

Сцены из документального спектакля.
Фото — архив фестиваля.

Звучат песни в исполнении бэнда и всех артистов — «Видели ночь» группы «Кино», «А снег идет» Майи Кристалинской и другие. Перформативное действие со сцены плавно перетекает в зал, где уже все — и исполнители, и зрители — становятся участниками репетиции самого главного российского праздника, который, несмотря на все трагические коллизии времени, по-прежнему остается пространством коллективного переживания счастья.

Думается, что в этом коротком зимнем дне был важен, может быть, не конкретно праздничный ситуативный спектакль, а то, что в Усть-Лабинске случаются опыты театра горожан, что происходит театр, где героями становятся жители, истории которых ценны и слышны, что маленькие случаи становятся частью большой истории города. И что люди друг с другом — вместе.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога