Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

29 ноября 2022

ЧУВСТВО ТЕЛА

«Чувство снега».
Совместный проект Независимой театрально-цирковой компании «Антикварный цирк» и Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева.
Художественный руководитель Елена Польди, постановщики номеров Анна Ибраева, Валерия Пивоварова и Анастасия Дементьева-Корнилова.

Акапельный старушечий неведомый напев звучит в полной темноте. То ли колыбельная, то ли заклинание. Едва мерцает задник, в темное пространство врываются клубы морозного воздуха и искрящегося снега. Где-то на далеком Севере зима: воет вьюга, полыхает северное сияние и звучит народная песня, в которую постепенно вплетается птичий гомон. Плывет утлое суденышко с полной луной на нем; тащит крошечные сани девушка, а с саней падает человек; несет свою удочку рыбак, а женщина — ведро. Наклоняется к ведру человек в мохнатой алеутской шубе, а распрямляется волком. Пробегает девушка с луком, следом — девушка с лассо. Пойманный волк оборачивается человеком. Гремит гром.

Сцена из спектакля.
Фото — Мария Васильева.

Весь этот пролог — лишь тонкая, легкая увертюра к последующему спектаклю о красоте природы и человека, о неявном противостоянии и явной взаимозависимости всего сущего, человеческого и звериного, живого и неживого. Собственно, об этом и делает свои спектакли режиссер Елена Польди, и ее новая постановка «Чувство снега» продолжает эту тему на основе северных сказаний и мелодий. Белый красавец-олень вышагивает и вытанцовывает свои балетные па посреди безмолвной пустыни под этническую музыку, положенную на современные ударные ритмы. Кульбитами вылетает на сцену человек — охотник и жертва на секунду встречаются лицом к лицу.

Сцена из спектакля.
Фото — Мария Васильева.

Оленю вторит нервная, пластичная, пугливая и любопытная полярная сова — а птицелов с корзиной за спиной свистит и свистит в свой манок, пока не поймает красотку в эту самую корзину. Этот мир населен и людьми, которые в стилизованных под северные традиции костюмах, с широкими заплечными корзинами воплощают собирательный образ народа в царстве снега и пурги. Фантазийный сюжет вписывается в атмосферу игры, и язык цирка оказывается тем инструментом, который позволяет выйти на территорию физического театра и дать волю тонко выстроенным аллюзиям внутри общей сюжетной канвы.

Новый проект Елены Польди и ее «Антикварного цирка» — результат совместной работы студентов режиссерского факультета ГИТИСа (кафедра режиссуры цирка) и студентов Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева. Сегодня он в особенности ценен еще и потому, что «новый цирк», едва-едва начавший развиваться в нашей стране, снова оказался у разбитого корыта — многие из активно созидавших в этом жанре артистов сегодня оказались за пределами своей родины.

Сцена из спектакля.
Фото — Мария Васильева.

Елена Польди в этом смысле и корифей, и последовательный приверженец все еще экспериментального по нашим меркам направления в цирковом искусстве. Уже много лет ближе к новогодним праздникам она выпускает свои премьеры, неизменно встречающие живейший отклик публики. И в этот раз выпущенный почти безо всякой рекламы спектакль быстро, буквально с одного показа, набрал свою публику — большой вместительный зал ДК Строгино оказался забит под завязку, и пробный, можно сказать, ученический спектакль быстро заявил о себе как состоявшееся художественное явление.

14 артистов-первокурсников, не испорченных еще оттянутыми носочками, линейным шагом и стойкой на комплименте, исследуют возможности физического тела, отданного во власть ритма и внутренней свободы при необязательности рекордного трюка. Буквально каждый элемент спектакля создан на максимуме сегодняшних возможностей этих еще очень молодых артистов. Вместе с коллегами и начинающими режиссерский путь ученицами Елена Польди создает образы струящейся воды, застывающего в своей красоте льда, коварной, сеющей завораживающий, но и холодный снег вьюги.

Сцена из спектакля.
Фото — Мария Васильева.

Как всегда в новом цирке — каждая следующая постановка оказывается территорией эксперимента, придуманного нового и интересно освоенного старого реквизита. Ручной эквилибр артистка проделывает, стоя на скученных на сцене жестяных и к тому же наполненных водой ведрах. В осмысленных паузах вода капает с намокших рук, ног, разлетается веером с намокших волос. Жонгляж выглядит как баланс палки на удерживаемом в зубах кинжале. Вьюга сеет свой снег, закручиваясь в вышину благодаря подвесу на волосах. Колесо Сира, в котором заговаривают волка-оборотня, оказывается основой пирамидального чума, и необычная геометрия рождает специфическую динамику движения этого снаряда. Диковинные санки из пролога превращаются в эдакую напольную тринку для икарийских игр двух веселых шутников, застрявших на санном пути. Рыбу в этом спектакле удят, балансируя на слабо натянутой проволоке, в оленя стреляют ногами из туго натянутого лука, а шопеновский ноктюрн в царстве льда сопровождают протяжные звуки игры на бокалах.

Сцена из спектакля.
Фото — Мария Васильева.

Роль коверного и униформиста отдана обаятельному Роману Сарнацкому — молодому артисту, пытающемуся выступить в комическом жанре. Он — антипод прекрасного белого оленя (Лев Брель), но мнимое соперничество двух персонажей проступает со всей очевидностью лишь на поклонах. В красном вязаном свитере и с рогами на голове Сарнацкий выглядит подрощенной копией рождественского лося, вечного недотепы, выкручивающегося из разных нелепых историй. В пандан прологу ближе к финалу Сарнацкий поет свою колыбельную. Под «Ложкой снег мешая» он осваивает древний, как Олег Попов, номер с убегающим лучиком: бросается на светящееся пятно на полу, ловит его на стенах, пытается допрыгнуть до света в вышине, даже отправляется к зрителям. Его внезапный и требующий огранки вокал в тишине этого почти медитативного спектакля звучит неожиданно — но он снимает накопившийся пафос, нивелирует умозрительность смыслов, возвращая действие в пространство игры и шутки.

Сцена из спектакля.
Фото — Мария Васильева.

Финал спектакля — своеобразный скол народных традиций, проявляющий стихию праздника. На рога прекрасного оленя артисты вяжут красные ленточки с колокольцами, а над их головой восходит долгожданное красное солнце. Полярная ночь закончилась, впереди долгий полярный день.

Режиссерский опыт Елены Польди позволяет вплести в этот спектакль даже единичные, еще не доведенные до уровня сольных выходов элементы, и частая болезнь циркового дивертисмента минует этот спектакль. Мягкий рисунок сценического действия подражает плавности природных линий, а музыкальное оформление позволяет услышать современное развитие этнических ритмов в мировой культуре. «Чувство снега» — это зрелище, существующее на стыке этнической экзотики, пластической свободы человеческого тела и непременной визуальной красоты зрелища.

Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ»

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога