Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

17 февраля 2012

ЧЕХОВ С ЛОПАТОЙ

В Санкт-Петербургском Доме актера состоялась презентация книги Евгения Биневича «Карикатуристы идут в театр».

Жанр театральной карикатуры в России просуществовал чуть меньше столетия: первые юмористические зарисовки на театральные темы начали появляться на страницах отечественной прессы в середине XIX века, а к 30-м годам XX столетия шаржи на актеров и режиссеров наших театров практически перестали встречаться в печати. Театральная карикатура не случайно становится особенно популярна именно на рубеже XIX и XX веков, когда значительные перемены в устройстве театрального организма не могли не вызвать отклик у тогдашних карикатуристов — людей, особенно остро чувствующих время. Карикатура — это не просто анекдот, рассказанный средствами изобразительного искусства, а настоящий срез эпохи. В ней отражались значимые события, происходившие в театре тех лет — отмена театральной монополии, становление режиссерского театра, открытие МХТ, первые постановки Мейерхольда — все это моментально схватывала рука художника и сатирические зарисовки сразу же появлялись в печати. Ракурс и манера письма карикатуристов свидетельствуют о настроениях, царящих в то или иное время. Например, достаточно долго по моральным и этическим законам, художникам не позволялось искажать лицо изображаемого объекта. Стараниями карикатуристов, Булгарин мог перевоплотиться в «северную» пчелу, но с человеческой головой, выписанной во вполне реалистической манере. Чехов, орудующий лопатой, мог усердно окучивать свой Вишневый сад, но при этом строгие, интеллигентные черты его лица были переданы без малейшего налета иронии. Впоследствии жанр стал свободнее, и тогда, к примеру, художники уже могли позволить себе изобразить новатора-Мейерхольда в виде цапли, одиноко стоящей посреди болота. Книга петербургского театроведа Евгения Биневича «Карикатуристы идут в театр» охватывает весь период существования русской театральной карикатуры. По словам автора, карикатура не умерла в 30-ые годы, но с развитием фотографии и кинематографа постепенно стала терять свою значимость, по мере того, как и сам спектакль переставал быть Событием. Впрочем, шаржи на театральных деятелей рисуют и сейчас — в ходе презентации Биневич признался, что и сам не раз становился жертвой карикатуристов. Автором проделан титанический труд — 15 лет ушло только лишь на сбор материала. В книге собрано около 500 карикатур, снабженных подробными авторскими комментариями и рецензиями тогдашних критиков. По словам Биневича, основное достоинство издания заключается в том, что благодаря ему читатель может по-новому взглянуть на историю русского театра. Принято считать, что спектакль остается в истории только благодаря критику, который с той или иной степенью объективности регистрирует и анализирует увиденное на сцене. Биневич предлагает сменить оптику и знакомит нас с альтернативным источником информации о постановках рубежа веков, который до этого никогда не был исследован столь подробно и основательно. Кроме того, в книге встречаются малоизвестные факты из истории театра, о которых нет упоминания в учебниках, многие рецензии публикуются впервые.

Евгений Биневич, который посвятил исследованию карикатуры значительную часть своей жизни, планирует и дальше знакомить читателей с историей культуры и искусства, пользуясь тем же необычным и оригинальным материалом. Сейчас он готовит к выпуску альбом «Русская литература XIX века в карикатурах».

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога