Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

20 декабря 2019

АНАРХИЯ ФААБРАЖЕНИЯ

Фестиваль Яна ФАБРА в БДТ

«Анархия любви. Анархия фаабражения. Анархия искусства. Три закона жизни, которые я уважаю и по которым я живу» — цитата из дневников, включенная в спектакль «Ночной писатель», часть фестиваля Яна Фабра. (Неологизм «фаабражение», понятно, не опечатка, такого в «ПТЖ» не бывает. Игра слов в переводе может показаться позиционированием себя самого в статус закона жизни. Сделаем акцент на более важном: на феномене тотальной анархии.) Ну, и еще одна цитата, которая может заменить подробную характеристику творческого метода Фабра: «Я плàчу искусством. Я мочусь искусством. Я плююсь искусством. Я потею искусством. Искусство не делают. Искусство выделяют телом». Да, так. Перформансы Фабра специфичны в том, что основываются на мифологичных сюжетах, но архаизированы, эстетически примитивизированы, воплощены через полусознание (а вернее, через эмоции, через тело) человека на его природном уровне. Пользуясь категориями Ницше, тут дионисийское преобладает над аполлоническим.

Сцена из спектакля «Воскресение Кассандры».
Фото — Л. Бурченкова.

Телесность в искусстве Фабра самоценна, опрокидывание социальных табу является формообразующим свойством его перформансов. Вспомним: «Депутат Госдумы Виталий Милонов направил генеральному прокурору Юрию Чайке запрос о проверке действий Эрмитажного театра из-за публичной демонстрации видеоспектакля Яна Фабра „Гора Олимп“. „Такому позору не место в нашем городе и наших театрах. Таким искусством могут наслаждаться только законченные извращенцы или нездоровые люди“, — подчеркнул Милонов. По словам депутата, постановка Фабра пропагандирует сексуальную распущенность, оказывает на зрителей негативное влияние и не имеет с искусством ничего общего. В пресс-службе Эрмитажа открестились от демонстрации постановки: „У нас этого спектакля не было. Мероприятие не проходило“» (сообщала lenta. ru 5 июня 2017 года). Про сексуальную распущенность (и в «Горе Олимп», которой в России так и не было даже на видео, и в том, что было показано у нас) все совсем не так, и все гораздо интереснее. Собственно эротичность как качество актерского существования в спектаклях появляется нечасто, а вот отношения древних богов, жизнь мифологических людей интерпретируются с сексуальными связями, мотивами, порывами; это часть природы, закон универсума, вечный сюжет. Высокопарные тирады мифов переведены на язык животного мира. Параллель человека и животных — важная константа творчества Фабра. В других сюжетах обнаженных тел много (для показов в России, кажется, почти всех одели), это именно «голые люди на голой земле».

Еще важнее переход других границ. Фабр программно нарушает табу в степени изображения жестокости, в демонстрации болезненных и неприятных явлений. Например, Ариадна (в видеоинсталляции «Воины красоты» с участием Фабра, показанной в подвале БДТ) безнадежно ищет выхода из лабиринта, которым является психиатрическая клиника, населенная калеками, находящимися в безумном состоянии, бесконечно совершающими механические повторные движения. Это тяжело смотреть. Это шоковая терапия для благополучной публики. Можно думать о традиции, идущей от «театра жестокости» Арто, пытавшегося тоже через погружение в жестокий миф отключить зрителя от обезличивающей его матрицы социальной реальности.

Сцена из спектакля «Приготовление к смерти».
Фото — С. Левшин.

Самая сильная часть «Воскресения Кассандры» — исступленный предсмертный танец прорицательницы (актриса Стелла Хёттлер), когда она впадает в транс катастрофического предвидения, как будто ею овладевают, истязают и уничтожают ее дикие силы, те самые, которые она обнаружила, возродившись в наше время. Этот танец во всех смыслах оргиастический, тут и Эрос, и Танатос, и страсть, и смерть. Автора волнует телесность мифологии.

Смерть вообще один из важнейших мотивов творчества Фабра. (В инсталляциях часто присутствуют чучела животных, воскресшую Кассандру окружали неподвижные черепахи.) В спектакле «Приготовление к смерти» героиня (Аннабель Шамбон) находится между жизнью и небытием, как бы оживает из мертвых, но движение ее совсем не реальное, абстрактное, может быть, ею забытое, такой механики тела нет у реальных людей. Как будто обратная перемотка из смерти в жизнь. Рывки, динамическая растянутость, конвульсивность, странный ритм, многократные повторные движения. Она смотрит в какое-то неконкретное пространство. Психологическое состояние как будто удивленное. Встает и падает, как животное. В движениях появляется сексуальность, которая обращается на цветы — весь могильный постамент, вся сцена покрыта горой настоящих живых цветов, и зрители чувствуют их запах, запах похорон. Потом она оказывается в прозрачном кубе, там летают, садятся на ее голое тело, ползают по нему огромные черные бабочки, а движется она, как в невесомости…

В театре Фабра резко сталкиваются мифологичность и телесность. Движения человеческого тела нарушают жизненную логику, в них другие ритмы, механичность, повторность, самостоятельная жизнь частей тела. Визуальная материя (материальность) входит с своеобразные отношения со словесной и звуковой философичностью (идеальность), тексты ассоциируются с греческой мифологией (а в «Воинах красоты» произносятся монологи в стиле французского классицизма), действие всех спектаклей сопровождает современная академическая медитативная музыка.

Сцена из спектакля «Ночной писатель».
Фото — С. Левшин.

Театральный язык — экспрессивный до болезненности, основанный на противоречиях, — возможно, отражает отношение к культуре как к безумию. Пониманию странного мира художника помогла постановка с русскими артистами пьесы Фабра, основанной на его дневниках и других текстах, — «Ночной писатель». «Ночной» он, опять же, по Ницше, когда проявляется темная, иррациональная сторона мышления. На такой поток признаний едва ли кто решится. Кризисное подсознание творчества мучается своей ошибочностью, своей глобальностью, амбициозностью, искренностью, невозможностью реализации, телесной общностью и отъединенностью от кого бы то ни было… Естественно воплощать это на сцене в «живом характере» было бы нелепо. Андрей Феськов не играет Фабра. От текста он легко, виртуозно отстраняется. И чем более подчеркнуто текст живет сам по себе, тем осмысленнее и глубже он оказывается прочитан. А также пропет. И протанцован: в конце артист пускается в дикую психоделическую пляску, художник сам себе и Кассандра, и Ариадна, и все животные его сценических натюрмортов.

Фабр из той страны, из той культуры, в которой плотское начало взаимодействовало с религиозной тематикой, где были и Брейгель, и Магритт, и Северный Ренессанс, и сюрреализм, и классика, и безумие. Он живет на той же улице, где жил Ван Гог. Это не совпадения. Это традиция.

Комментарии (0)

  1. Андрей Кириллов

    Написано блестяще. Не уверен, зашел-ли-бы в меня спектакль. Но текст — сплошной восторг. Коля, ты Дионис и Фабр российского театроведения! Художественная анархия — мать и твоего порядка. А тексты твои совершенны и великолепны настолько, что не нуждаются в соответствии вызвавшему их поводу. В общем, виват тебе! Фабр может и должен гордиться. О себе молчу, только горжусь… С наступающим тебя неотвратимым Новом годом! И пусть в нем будет меньше смертей и жестокости…

  2. Марина Дмитревская

    А у меня вопрос (шепотом).
    Вот мы увидели бы в Каменноостровском театре «мировую душу», вещающую о экологической гибели мира, и не сияй над этим скучным спектаклем красивой актрисы имя ФАБР, — что бы сказали мы с Петром Иванычем?…
    А что сказали бы мы, увидев перформанс с бабочками про борьбу живого и мертвого, — не сияй над тортом из цветов имя ФАРБ? Сказали бы, что перворманс и перформанс, бывало такое в 80-е, хоть столько цветов не тратили…
    Короче, я про гипноз имени и про то, что на фоне всего привезенного этой осенью театрального европейского роскошества, Фабр-то смотрелся так себе…

  3. Андрей Кириллов

    Так вы и видели, как мне кажется, очередной спектакль про очередную «мировую душу». Но на те души не откликалась великолепным текстом душа Н.В.П. А на эту откликнулась. Марина, Фабр поставил этот «перформанс», чтобы о нем написал великолепный Коля. А мы бы восхитились. Опять последним, хоть он и первый. Это ли не чудо. Фабр не существует. Он только повод. Побуждающий новые смыслы в образе замечательных текстов. Преподавал бы на Моховой, как прежде, всех студентов заставил бы анализировать и заучивать текст Н.В.П. Не требуя при этом обязательного просмотра самого перформанса. Кажется я у вас тут становлюсь тем батюшкой, как бишь его? Если цензуру не ввели, конечно))

  4. Николай Песочинский

    Невозможно не увидеть объективные качества театрального языка. Например, в «Приготовлении к смерти» движение совсем иной природы, чем жизненное движение человека, оно тут сопоставимо с буто, вообще другая эстетика и другая физиология движения… А в «Кассандре» другая природа движения, сперва откровенно эротического, потом переходящего в шаманское, и этот переход сам по себе архаичный и интересный, вдруг убедительный для мифа. Или например, словесный текст (реплики) обоих перформансов и инсталляции: интерпретация греческих мифов в категориях и реалиях современного разорванного сознания (похоже на Хайнера Мюллера). Текст дневников («Ночной писатель») опубликован, и он отражает процесс творчества, тип художественного мышления совсем иной, чем «тема», «идея», «событийно-действенный анализ». Конечно, то, что было показано у нас – как будто маленькие фрагменты многофигурной многосюжетной многопространственной 24-часовой композиции «Гора Олимп», но театральный метод тот самый. И очень важно, чтобы хотя бы новое поколение зрителей, новое поколение театроведов училось видеть театральный язык, развивающийся из ритуальной, мифологической, символистской традиции. Это вообще другая философия театра, от которой в XXI веке невозможно будет отмахнуться, замкнувшись герметически в своём «здоровом» коконе. У нас крайне примитивное поверхностное понимание традиций русского театра, и ХХ век остаётся в искажённом советском упрощении, поэтому мы неготовы к многим формам, не связанным прямо с тем, что было в 1970-е годы.

  5. Марина Дмитревсквя

    Мне кажется, мы видели немало спектаклей, основанных на ритуальности — и последние десятилетия три театр этим упорно занимается, с большим или меньшим успехом, тем более возвращаются истинно ритуальные театры типа Олонхо, тем более развитие пластических форм театрально искусства идёт и идёт, да и Бауш и Экка вспоминать не будем, потому странно слышать о не жизненном движении в «Приготовлении к смерти» как о достоинстве: жизненного движения в пластических искусствах не бывает, а смотрели мы пластический спектакль физкультурно развитой перформерши, Язык ее тела и сам пластический язык был вполне однообразен, неинтересен, и образ спектакля рождался не как театральный, а как сугубо визуальный. Это я и хочу отметить. Фабр — художник. Его мышление живописно и достаточно назывно. Он мыслит обьектом. Смыслы «Приготовления к смерти» могут быть обозначены вполне определённо и однозначно.
    Но «Приготовление» все же было более театральным, чем моноспектакль эротичной актрисы про Кассандру. Здесь тоже, кстати, развивался именно визуальный ряд: пять платьев, которые она надевает, пять монологов об одном и том же. Текст Фабра был сколь остроумен- столь и банален, такой вот парадокс. Все это было достаточно предсказуемо (кто, увидев пять платьев, не приготовится к их надеванию?) и скучно (и отзывы коллег были именно такие). И ритуальность видео-воплей о конце света, и имитация экстаза эмоционально не действовала именно из-за упорядоченно- поставленной, искусственной ритуальности. Это такая европейская, очень буржуазная ритуальность, дорогостоящая имитация ритуальности. Вообще удивительна внутренняя буржуазность искусства того, кто вроде бы бесконечно провоцирует и эпатирует буржуазное искусство)))))) Так бывает. И эксбиционизм «Ночного писателя» тоже этого свойства. Другое дело, что Феськов прекрасный и умный артист, и вот в природе и смыслах созданного им образа «подпольного человека Фабра» поразбираться очень интересно. Этот сюжет не оставляет,

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога