Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

12 января 2020

К 90-ЛЕТИЮ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ КРЫМОВОЙ

30 лет назад, когда Щелыково свело нас с Натальей Анатольевной Крымовой, ей, получается, было меньше, чем мне сейчас. Я часто думаю об этом, когда призываю к ответственности младших коллег, твержу насчет чувства долга и профессионального достоинства. Подозреваю, что выгляжу таким же неулыбчивым ригористом, каким тогда в моих глазах была строгая Крымова.

На Щелыковской скамейке: В. Семеновский, М. Дмитревская, А. Заславская, Н. Крымова, А. Михалева.
Фото — архив ПТЖ.

Она, вне всяких сомнений, была просто легендой, материализовавшейся у корпуса «Берендей» летом после смерти Эфроса. Ее ведь побаивались вообще (старшие режиссеры не раз говорили мне, что боялись). Так что говорить обо мне? Я даже по лесу шла не столько с Крымовой, сколько с чувством особой ответственности перед ней — обдумывала каждое слово, как на экзамене. Или вот лежишь, болеешь, входит Наталья Анатольевна: «Вставайте и пошли». И ты безропотно встаешь, невзирая на радикулит или температуру, и идешь копать калган к усадьбе Островского…

Спустившимся с Олимпа не возражают.

Крымова смотрела строго, требовательно, никогда не смеялась, только редко улыбалась (на молодых фотографиях смеется часто, но мы-то встретились уже в «период дожития», после смерти Эфроса). Улыбалась, когда вспоминала летние месяцы, проведенные на хуторе в Литве с Анатолием Васильевичем, маленьким Димой и друзьями Вацлавом, Ирой, Машей. Но поскольку и судьбы тех (из лета в лето шло продолжающееся жизнеописание) складывались драматически, глаза Натальи Анатольевны глядели из-под очков соответствующе: жизнь сложна, грустна, чтоб не сказать трагична, преодолевать ее — нужна воля…

Н. Крымова, М. Дмитревская. Щелыково.
Фото — архив ПТЖ.

Житейским историям мы часто находили литературные аналоги, рассматривали щелыковских обитателей как героев чеховских рассказов: вот идет по аллее человек, на примере которого Эфрос объяснил ей значение слова «мудак». А вот немолодая замужняя скучающая женщина из провинции «на безрыбье» страстно влюбилась в московского доктора и не дает ему проходу — разве не чеховский сюжет?.. Крымова была человек непримиримый и, в частности, презирала всякую житейскую пошлость. Конечно, в ней умерла трагическая актриса (о сцене она мечтала в юности).

Н. А. воспринимала жизнь ответственно, как задание. И тут я очень понимаю ее и точно так же отношусь — увы, по-другому не получается. Недавно услышала от молодой коллеги: «Марина Юрьевна, да вы что? Жизнь — это приключение!» Расстроилась: не дано…

Она говорила: мне стал неинтересен сегодняшний театр, он небогат, там не в чем разбираться… Периодически произнося что-то подобное, неизменно вспоминаю Крымову. И закономерен вопрос: что тут от органической невосприимчивости каждым следующим поколением очередного витка театра (какой бы он ни был), а что — от желания охранить, сохранить, не разбазарить те ценности, которые и вправду — художественные, ту жизнь, которая и вправду — жизнь? Они, то поколение, всегда привыкли защищать свой редут и знали, от чего и почему защищают…

А. Сорокин, Г. Сорокина, Н. Крымова, Е. Губашова, М. Дмитревская. Щелыково.
Фото — архив ПТЖ.

И — будем честны — чувство органической правды («Правды театра» — по Маркову, которому по самой прямой наследовала Крымова) было у них, у поколения Эфроса и «Современника», по-настоящему развито, фальшь и подделку что Туровская, что Крымова, что Соловьева — ловили на лету. Чего не скажешь о нынешней критике, но ведь и историческое время дезавуирует категории правды и подлинности, чего уж там.

Радостно, что теперь о Крымовой пишут в «ПТЖ» молодые авторы. Пишут, зная ее тексты (списки обязательной литературы никто не отменял), зная ее имя и ее «Имена». Да, статьи Крымовой не по-сегодняшнему длинны, и пока дойдешь до конца портрета Адольфа Шапиро в «Портретах режиссеров» — пройдет жизнь. Но это все равно необходимо читать: там все прозрачно, ясно, логично, просто, никаких виньеток, прямая и очень ответственная за каждое слово речь… А когда, например, в «Московском наблюдателе» об Ульянове — Шмаге у Фоменко, об ульяновской роли, как бы сделанной вне персонажа, о человеко-роли, — так совсем прекрасно. Она как раз любила и чувствовала идущее от личности («феноменальное тело» рядом с ролью сегодня, наверное, ужаснуло бы ее). О личностях и писала — от Юрского до Высоцкого.

Но, главное, всегда точно знаешь: в статьях Крымовой не будет рисовки и не будет подтасовок. Даже внезапный восторг, равный заблуждению, будет искренним (ее статья «сделала» когда-то легенду Паневежиса и Мильтиниса, и никак никогда не сходилось прочитанное — и вполне заурядное, увиденное позже… Или мы уже были следующее поколение?). Но, с другой стороны, про Туманишвили и Юрского ведь все было точно и сходилось…

Г. Сорокина, М. Дмитревская, Н. Крымова. Щелыково.
Фото — архив ПТЖ.

Конечно, им выпало редкое время: статей ждали, текст становился событием, они испытывали настоящее счастье театральных взлетов, поисков, страданий. Им легко было не продаваться, потому что власть была одна, хитрое «многовластие» не дрессировало театральных критиков, как нынче. Они честь имели и имели честь не участвовать. Или участвовать.

Одной из драматических вин ее юношеского «участия», о которой я слышала сперва от Юрия Сергеевича Рыбакова, а уж потом от самой Крымовой (нынешним читателям нужно объяснять, что Рыбаков  — легендарный главный редактор журнала «Театр» 60-х?), была их студенческая история. Комсорг Крымова председательствовала на собрании, осуждавшем студента Рыбакова: в ГИТИС пришел сигнал о его «аморалке», была беременна студентка другого вуза Ванда Воровская, родственница знаменитого коммуниста… «Какие же твердолобые дураки мы были…» — говорила Наталья Анатольевна в последние годы, но тогда-то комсомольское собрание постановило женить Рыбакова. И он прожил с веселой Вандой (и неплохо, надо сказать, прожил, хотя всегда любил параллельно еще кого-то…) всю жизнь, вырастив сына, дожив до внуков. Но с Крымовой с конца 40-х он  не общался. И когда в 60-х Юрия Сергеевича назначили в журнал «Театр», где уже работала Наталья Анатольевна, он, как сам рассказывал мне, думал только об одном — как встретиться с нею («Ты же мне десять лет в страшных снах снилась…»). Но встретился. А когда через некоторое время «сверху» потребовали уволить Крымову, — главный редактор Рыбаков не уволил, не сдал ее. Вскоре сняли его самого. «Дважды его жизнь сломалась из-за меня», — говорила Крымова.

Античного масштаба трагедию с назначением Эфроса на Таганку я склонна тоже считать ее виной. Но об этом мы никогда с нею не говорили. Из лета в лето она все больше убеждала себя в безоблачности их с Эфросом жизни, их история становилась все более монолитной и даже по-своему образцовой. Наблюдать, слушать это было потрясающе увлекательно: драматические детали, существовавшие в рассказах вначале, на следующее лето уходили, словно их и не было. Слова, произнесенные однажды, в дальнейшем становились каноническими (она же была истовым человеком ответственного слова, а найденное слово сильнее реальности, это чисто художническая черта — вера в произнесенный вымысел). Крымова обдумывала и складывала историю, которая после смерти Анатолия Васильевича продлевала ее собственную жизнь, и это был колоссальный акт творчества.

Д. Крымов, директор Дома отдыха, Н. Крымова, М. Дмитревская в Щелыково.
Фото — архив ПТЖ.

Когда-то в посвященном ей номере «Театральной жизни», собранном Юлией Мариновой и Владимиром Ореновым, опубликовали слова из письма Крымовой к Михаилу Ивановичу Туманишвили: если бы ей предложили на полчаса встретиться с Эфросом, а потом покинуть этот свет, — она бы не задумалась ни на секунду. Как же цельно и единственно, как преданно она любила Эфроса! Несмотря на «непростые периоды», тянувшиеся годами… Об этом, впрочем, Владимир Оренов снял фильм.

Тот номер «ТЖ» был прекрасным. Из него я узнала, например, что ее фамилия в школе была Чалая (по матери). Это же так подходило ей — Чалая — с ее челкой, глубоко скрытым темпераментом, умением нестись во весь опор и везти воз… В том же номере Вера Анатольевна Максимова, вечно злословившая, кто во что одет, вспоминала крымовские наряды. И, кажется, это единственный позитивный случай максимовского пристрастия к обсуждению чужих шмоток: остались в истории широкие крымовские юбки, косынки и рубахи, грубый, рукодельный стиль. Когда-то я сама поразилась домовитому умению Натальи Анатольевны шить всякие ситцевые покрывальца и занавески (приехав в «Щ», она тут же «обуючивала» казенный номер). А меня Крымова попросила научить ее вязать. Вязали мы летом, а зимой раздавался звонок: «У меня соскочила петля, вы когда будете в Москве?» И, оказавшись в Москве, я ехала к ней надеть на спицы рядок, потому что она должна была все довести до конца. Жизнь — это задание.

Мне уже приходилось вспоминать Наталью Анатольевну и нашу каникулярную жизнь. И о легендарном комическом случае, когда она решила, что я настроила против Эфроса своего двенадцатилетнего сына, мы тоже с ним не так давно вспоминали печатно. Одно время «ПТЖ» печатал воспоминания о Крымовой Марины Коржель. То есть, не забываем мы ее, нет.

Н. Крымова (крайняя справа). Щелыково.
Фото — архив ПТЖ.

Я писала как-то давно: чтобы понять, что такое Крымова (и в профессии тоже, тут все сходится!), надо было видеть, что происходило с ней, когда начинались грибы! Вот где нас, безлошадных-безмашинных, мели страсти: кто-то приносит корзины, а мы не можем выехать, к примеру, в далекое Заборье, где сотнями пошли белые… Вообще, в грибах завидовать нельзя — гриб сам находит человека, у каждого — свой гриб, это проверено. Но как пережить чужие корзины?! Нам, пешим, оставались ближние перелески, и мы договаривались: ладно, не пойдем туда завтра — ни она, ни я, — чтобы грибы подросли и чтобы потом пойти вместе. Раз мы обе знаем определенное место — по одному ходить нечестно. Договорились? Договорились… Но в 8 утра, предательски нарушив слово (грибы и честь — вещи несовместные), как будто просто «посмотреть», я входила в перелесок и заставала там… Наталью Анатольевну. Она прокралась, несмотря на договор, на час раньше меня, просто в 7 утра! Как мы смеялись! Да, вот тут — смеялись!

Было еще одно «многосерийное» событие. В 1996 году я приехала в Щелыково после премьеры габриадзевской «Песни о Волге». Должна была писать о спектакле, и со мною приехала кассета — записанный на диктофон из зала спектакль с великой, надо сказать, фонограммой — от Дрейдена до Хочинского. И как-то вечером в гостях в «Берендее», включив диктофон, я стала рассказывать спектакль, его видеоряд. Тогда я еще не знала, что Щелыково — место пересказов фильмов и спектаклей (Юрский вот много раз пересказывал Эфросу на лесных дорожках «8½»). Рассказала, попили чаю и пошли спать. Но на следующий вечер Крымова постучалась: пошли ко мне. В номере она была уже не одна, а с несколькими гостями. «Ну, мы слушаем…» — сказала Наталья Анатольевна, и я снова рассказывала спектакль… И еще через день аттракцион повторился снова. Позже, уже увидев спектакль, Крымова бегло сообщила мне, что ей «в Щелыково понравилось больше»…

Но, думаю, ей поразительно приятно было бы знать, каким выдающимся режиссером стал ее сын Дима. И если бы мы встретились, я напомнила бы ей те вечера в Щелыково и констатировала, что в театре Дмитрия Крымова продолжились многие принципы театра «визуальной поэзии» Габриадзе с его свободной композицией, юмором, свободой, любовью.

Щелыковские гуляния.
Фото — архив ПТЖ.

И мы выпили бы чаю, повязали, договорились пойти завтра за малиной в Кудряево, она удивилась бы тому, что до сих пор жив и выходит «ПТЖ», № 6 которого она взяла с собой, отправляясь впервые ночевать в свою только что приобретенную избу в Лобаново… Изба теперь совсем уже развалилась на бревна, пишут все больше не о личностях, а о перформативности, а Наталье Анатольевне Крымовой сегодня 90 лет…

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

  1. Алексей Порай-Кошиц

    Марина! Вы написали замечательно! Я знаком хорошо был с Н.А. хорошо, благодаря моей тети Марьяны Строевой ( Вы должны ее знать).

  2. Марина

    Большое спасибо,. Марина Юрьевна за память! На Троекуровском кл. хорошо. Была там 12.01. Снег там и розы…мои Очень понравились Ваши фотографии в Щелыково. Как-нибудь вышлю мои с Н.А. тоже щелыковские. Ваша статья — замечательная!

  3. Надежда Таршис

    Как мы смеялись! Иду юная к ним, а перед входом в подъезд кто-то в большом кожаном чёрном пальто спиной надвигается на меня угрожающе. Я как стукну своим кулачком в эту спину! Зашли с нею в квартиру и явились перед Анатолием Васильевичем, умирая от смеха.
    Её оппонирование на моей защите было щедрым подарком судьбы. А я по её просьбе пошла на Московский вокзал и купила за всё хорошее обратный билет — верхнюю полку в плацкартном вагоне. Тоже смеялись… (ВТО спасло, поменяло билет). И какая, дополню, была чудная статья о «Синей птице» Станиславского — Сулержицкого, или вот книга о Яхонтове: как она могла говорить с людьми, особенно — старыми людьми. Понимала что-то, цыганская кровь была в этом мудром одушевлении всего, что ли. И вот сейчас хочется вспоминать именно это. Наше свадебное путешествие было в Москву на выставку «Москва-Париж» и в .Переделкино, куда позвала Наталья Анатольевна и стала нашим гидом: никогда не забудем. В Ленинграде она останавливалась всегда у Нелли Семёновны Пляцковской, и уютно это было, — но всё же она москвичка, с такой полнотой восприятия всего, жизни и театра. Рай, на самом деле. К ней и тянулись. Тем страшнее объективный драматизм её последних лет.
    Мы любили писать и получать письма, я страшно их ценила, и, в общем, дико представить электронную скоропись в исполнении Натальи Анатольевны. Крымовой.

  4. владимир

    Марина, спасибо за столь яркие драгоценные воспоминания, прочел залпом! (вы на фото там такая озорница…). О жизни Натальи Анатольевны вблизи я ничего не знаю, будучи достаточно близок к Анатолию Васильевичу, я наблюдал за нею на расстоянии (в дистанции тоже есть своя прелесть, но она холодна и макро), так что она открылась мне в вашем повествовании совершенно с другой, человеческой стороны. Я больше знал ее как властного хранителя покоя Эфроса; стоило было мне услышать ее голос по телефону, когда надо было условиться о встрече, как через минуту я чувствовал себя кровным врагом и готов был убежать куда глаза глядят. Как германист я был ей неинтересен, а как молодому критику она давала мне в редакции «Театра» бесценные советы, советуя проще и легче строить предложения и не увлекаться нанизыванием эпитетов. Вообще эту «воспитательную» свою работу она страшно любила, было у нее какое-то материнское чувство ко всем и и каждому по отдельности. У нее была интересная походка свободной птицы, спутать ее ни с кем не было возможно, она существовала в своем особом пространстве как в невесомости; когда же стала «одинокой старухой» (это не мои, а ее горькие. по-чеховски жестокие и ироничные слова), она носила на своих плечах тяжкие вериги и мечтала лишь о том, как бы поскорее от них освободиться — сосредотачивалась когда надо было работать и вспоминать. Я обожал ее как зрительницу в театре и как ангела-хранителя Эфроса; лет пять я искал исчезнувшие было записи репетиций «Женитьбы», которые Эфрос попросил у меня перед постановкой в Америке — Наталья Анатольевна категорически отвергла мои подозрения, что рукопись находится у них дома в архиве. После смерти НА Нонна Скегина обнаружила рукопись в этом самом семейном архиве — вот тогда-то ангел-хранитель и предстал передо мной во весь свой античный рост. Ни крохи от наследия не должно было уплыть. Я начал с того, что мы всегда были с ней на дистанции, хотя видел я ее почти каждую неделю или через две-три; но не забуду последние встречи у нее дома (я был там только дважды) и в разных театрах, когда дистанции с ее стороны я уже совершенно не чувствовал; в последний раз мы с ней беседовали в антракте фоменковского «Месяца в деревне», печальные отяжелевшие крылья ангела были совсем рядом и мне казалось, что ему хочется хоть на миг прикоснуться-прислониться к кому-то знакомому как к близкому, чтобы хоть на миг освободиться от тяжких вериг одиночества. Мне кажется, она не умела (не любила?) исповедоваться, не то ей было бы легче.

  5. Ник. Ив. Жегин

    а с Наташей Крымовой мы прожили (именно «прожили») в редакции «Театра» более двадцати лет на Кузнецком.Изгнание ее из журнала было каким-то особенно грубым, возмутительным , что казалось бы, просто невозможно со стороны писателя, драматурга. Помню, просить за нее в кабинет Салынского ходили известные драматурги, режиссеры, помню, как кричал Аникст… Не помогло. .В те времена, когда где-нибудь местное начальство обижало режиссера — птенца М.О.Кнебель, та обычно просила Наташу ехать выручать из беды (журнал на местах читали), а Наташа звала меня. Сейчас, конечно, смешно вспоминать, как в Кирове, в Обкоме партии мы пытались доказать, что в спектакле режиссера Ю.Хмелевского «Борис Годунов» ну право же, не было ничего крамольного. Мы вместе объездили всю Молдавию, Одессу, а поездка в Тбилиси (вместе с ней и Сашей Свободиным) вообще, как говорится — «на всю оставшуюся жизнь»…

  6. Д.Алексеев

    Достойная память о достойном человеке! Спасибо

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога