Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

17 декабря 2015

СЕГОДНЯ 40 ДНЕЙ СО ДНЯ УХОДА ВИКТОРА ХАРИТОНОВА

Театральная память коротка.
Театральная история — быстрее жизни.
Они еще живут, а их уже не помнят… И спрашивают: «Кто это?»
Иногда они уходят, а мы узнаем об этом на сороковой день…

Как сейчас. Как с Виктором Харитоновым — когда-то «центровым» или «защитником» театра Вадима Голикова и Петра Фоменко петербургского периода, одним из основоположников театра одного актера в Петербурге («Балаган» по стихам Беранже и Аполлона Григорьева собирал полные залы Малого драматического — так может собирать залы песня о художественной свободе).

…а в последние годы Харитонов звонил мне по городскому, не изменившемуся с 70-х: «Приходите на мои „Гарики“ по Губерману в усадьбу Державина». Но я не шла. Театральная история быстрее жизни, они еще живут, а мы смотрим других… Я не смотрела его спектакли последних лет.

В. Харитонов в сцене из спектакля «Концерт для...».
Фото — архив театра.

«Двери раздвинулись, тут же снова задвинулись, и человек с барабанчиком под мышкой оказался зажатым между двух створок. Так и не смог перепрыгнуть границы, завяз. Одна нога здесь, другая — там. Его придавило больше всех. И, пригибаясь, как под пулями, после каждого слова, он гордо твердит: „Ничего, ничего не страшно“. А страшно. Очень. В. Харитонов. Барабан. Самый боевой из всех собравшихся инструментов. Но уже не барабан, а так, барабанчик. Стук-стук, стук-стук… Страшно. Особенно — когда повестка».

Это, студенткой третьего курса, я писала о спектакле «Концерт для…» Михаила Левитина. Сейчас кажется — как будто о Харитонове, зажатом между двумя створками. Он создал когда-то в Ленинграде театр «Эксперимент», получил здание на пл. Толстого. Об этом театре больше всего писал Е. С. Калмановский, очень поддерживавший его. «„Эксперимент“ путешествует по векам и странам, в первую очередь имея в виду наши проблемы, наши заботы. Сквозь полуудачи и срывы театр пробивается к исполнению своей художественной программы» — писал он в статье «Путешествие „Эксперимента“», описывая гастроли Харитонова в Польше и США.

«Стоя на барабанчике, герой В. Харитонова обзванивает разные инстанции. Была повестка! В милицию, в суд, в диспансер. Алло! Была повестка! Неизвестность давит на него, пригибает, и, извиваясь, чтобы не слететь со своего барабанчика, он звонит. Алло! Была повестка! Он готов на все. Повестка… Стук-стук, стук-стук… Испуганные, лихорадочно светящиеся страхом глаза. Повестка! Алло! Ничего, ничего не страшно».

Но страшно было.
Балаган.
У него отняли здание театра.

В 1994 году театр закрылся спектаклем «Актёры и рэкетёры», в котором была сыграна ситуация травли театра. Драматической основой представления, прошедшего при аншлаге, стали документы — акты комиссий Управления культуры.

Чтобы спасти коллектив и лучшую часть репертуара, Харитонов по совету А. Собчака передал сцену «Русской антрепризе». То есть — что? То есть, зданием и рестораном рядом (на правах, как говорили в городе, какой-то безумно льготной аренды) стал владеть (с легкой руки Собчака, с его руки…) антрепренер Рудольф Фурманов.

Лишенные работы Виктор Харитонов с женой, заслуженной артисткой России Ларисой Пилипенко, уехали из города в поселок Лебяжье. Чтобы прокормиться, артисты разводили кроликов, которыми угощали посетителей арт-подвала «Бродячая собака»…

Такая вот история. Про антрепренеров и Аполлона Григорьева…

Которую ничто не предвещало в 1992-м, когда, определившись на практику к Каме Гинкасу в Театр Комедии, я увидела в репетиционной «Монолога о браке» белобрысого голубоглазого артиста, всегда пребывавшего в стихии удивленной и приподнятой актерской радости, готового импровизировать, жонглировать и кидать шарики партнеру…

Как яблочко румян,
Одет весьма беспечно,
Не то, чтоб очень пьян —
А весел бесконечно.
(Беранже)

Легкий, весь какой-то «дюровский» баловень подмостков. Кролики? Только из шляпы!

…и пусть плывут по декорационному небу нарисованные Игорем Ивановым облака в спектакле П. Фоменко «Этот милый старый дом»…

…и пусть как раз в эти дни по телевизору показывают двенадцать серий фильма о Петре Фоменко, поставившем этот дивный спектакль.

Важная нота в этом спектакле была его, Виктора Харитонова, тогда известного артиста театра, комедианта и лирического балаганщика-барабанщика.

«Нет, лучший жребий невозможен,
Я полон счастием своим.
Пускай я беден, слаб, ничтожен,
Но я любим, любим, любим», — пел Беранже…

И пусть нарисованные или настоящие облака плывут, а он, Виктор Харитонов, с ними.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

  1. Григорий Гольдман

    Смотрел, когда учился почти все спектакли "Эксперимента".Замечательный артист… Вечная память…

  2. Sergei Kokovkin

    Марина, спасибо за чистую ноту этого маленького реквиема… Это так нужно Вите. Даже теперь.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога