Беседу с Григорием Козловым ведет Марина Дмитревская
Несомненно, этому театру благоприятствовал счастливый случай и светила какая-то специальная звезда.
Судьба театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова — единственный и беспрецедентный случай удивительной театральной судьбы молодого нового театра в Петербурге. Театров рождается много, но только история «Мастерской» относится к разряду «так не бывает»…
Из талантливого курса пять лет назад родился негосударственный коллектив. Так как раз бывает. Но этот театр, в отличие от других, со временем получил статус государственного, городского — и является теперь одним из самых известных и любимых в Петербурге. За мост Володарского потянулись зрители, залы полны, насколько мне известно, там бывает даже губернатор Г. С. Полтавченко…
Под юбилеи тянет к мемуарам. Стояла весна.
Той весной 2010-го Театральную академию заканчивал очередной курс Григория Козлова, сам он работал членом жюри «Золотой маски», а я — чуть ли не позднее всех коллег — пошла смотреть «Старшего сына». А, посмотрев, стала звонить Козлову в Москву и кричать, как это прекрасно и как необходимо курсу стать театром. «Я уже подписываю письма на этот счет, но как все организовать — не знаю», — сказал Гриша. Конечно, было уже поздно. Но, посмотрев «Идиота», каждый понимал: лучше поздно, чем никогда.

А дальше… А дальше — стечение обстоятельств и судьба. В разговоре с тогдашним председателем Комитета по культуре Антоном Николаевичем Губанковым, как бы вскользь, я обмолвилась о курсе, о спектаклях и необходимости театра — типа, идите и смотрите… «Пусть Гриша придет ко мне», — сказал Губанков….
А дальше (уже июнь!) иду как-то по институтскому двору, а там стоят Козлов и Михаил Барсегов (откуда он возник — до сих пор не знаю. Кто посоветовал? Константин Учитель? Дмитрий Циликин? Елена Горфункель? Болельщиков у курса было много). «Что сейчас нужно?» — спросила я у Гриши и Миши. «Нужна депутатская поддержка», — сказал Миша. Никого из депутатов я не знала, но сделала вид, что знаю, и непринужденно позвонила Константину Эдуардовичу Сухенко. «Приходите завтра», — почему-то сказал он, и назавтра мы втроем сидели в Мариинском дворце, пытаясь объяснить затею. Сухенко смотрел недоверчиво… Но Комиссию по культуре собрал — и дело как-то стало приобретать очертания…
Каждый, кто мог, водил на спектакли козловцев влиятельных людей, каждый, кто мог, — писал в СМИ, было подписано множество писем… Театр создавали «всем миром».
И 23 сентября 2010 года он открылся.
И 23 сентября 2015 года ему исполняется 5 лет. Завершена Первая пятилетка.
И к этой дате «ПТЖ» издал альбом «Мастерская. Первая пятилетка. 2010-2015», украв концепцию альбома у другой «Мастерской» — у московских «фоменок», издавших к своему 25-летию два фолианта. Рифма благородная и приятная…
А еще накануне юбилея мы встретились для разговора с Григорием Козловым. Все знают, что Гриша говорит мало…
Марина Дмитревская Гриша, «Мастерской» пять лет. Чем отличается работа с учениками и только с учениками от работы в других театрах? Конечно, там, куда ты приходишь, ты тоже создаешь семью и делаешь всех своими. И все же…
Григорий Козлов Мне нравится, как сформулировал П. Н. Фоменко: «А тут наступило счастье». Да, в «Мастерской» наступило счастье. У нас нет театральной рутины, а если возникает — мы начинаем с нею воевать. В другом театре ты приходишь на один спектакль, а тут — путь. У нас один язык — это проще. Но сложнее ситуация семьи: папа и дети.
Дмитревская Из пяти лет счастья какие моменты были самым большим счастьем?
Козлов Слушай, в этом пятилетнем счастье дерьма на самом деле тоже достаточно, но давай о проблемах не будем… Хотя проблемы часто тоже человеческие: например, рожают. И надо делать вводы. Болеют. Снимаются. Вот Саша Мареева родила — и «Идиота» без нее мы не играем. Обещает приехать в октябре…
Дмитревская У тебя было уже много курсов. Первый режиссерский (Галя Бызгу, Наташа Лапина, Саша Кладько, Тимур Насиров, прибившийся позже Руслан Кудашов и многие другие). Потом актерско-режиссерский (условно назовем его курсом Егорова-Диденко-Фомина-Романовой-Гороховской). Потом курс «основоположников», с которым основалась «Мастерская». Дальше — «тиходонцы». Ты можешь охарактеризовать каждый актерский курс?
Козлов К слову, Лапина сейчас репетирует у нас «Письмовник» Шишкина, Кладько «Носорогов», Егоров с Диденко «Молодую гвардию»… Все свои. Знаешь, первые (Егоров-Диденко) были неистовые. Мы готовили их как семью, как театр. Театра не вышло. После этого я поклялся учить не для себя — и следующих мы готовили идти «в люди» А именно с ними и вышел театр… Никогда не говори никогда. Третьи, «тиходонцы», похожи на первых, есть много общего. Теперь учится следующий курс. Они такие талантливые!
Дмитревская А как складываются взаимоотношения основоположников со следующими? Ревности?
Козлов Никаких! По крайней мере, я не вижу.
Дмитревская Режиссеры у тебя получились очень разными. Бызгу не похожа на Кудашова, Егоров на Диденко, а Романова на Габриа.
Козлов Значит, мы не забили индивидуальности. И прекрасно! Берем за талант, потом его развиваем. Но все мои работают. И пьесы анализируют по пяти событиям.
Дмитревская Это у тебя от Товстоногова-Кацмана?
Козлов Да. Я очень много пользовался конспектами их студентов, они очень помогли мне. У Аркадия Иосифовича Кацмана не было формул…
Дмитревская Обозначим для читателей: Кацман для тебя символ школы. Его портрет (кстати, из архива ПТЖ) ты повесил в мастерской, как только набрал первый же курс.
Козлов И каждое лето мы ездим к нему в Комарово всей мастерской, курсами. От него — три кита (действие, событие, предлагаемые обстоятельства), которые работают безотказно. И их с Товстоноговым разбор по пяти событиям — очень мощная история! Это, с одной стороны, простая, но одновременно прекрасная система проверки себя. И это дает композицию спектаклю и возможность держать зрительское внимание.
Конечно, он был немыслимый идеалист…
Разбирают ситуацию: женщину изнасиловали.
— Что у нее болит?
Ребята начинают ухмыляться.
— Пошляки! Душа!!
В этом весь он. Безнравственного ничего не может быть!
Дмитревская Ты ему явно наследуешь по части душт… Скажи, если бы «Мастерская» была безразмерным театром и ты собирал артистов всей совей жизни, что бы у тебя была за труппа? Кого в первую очередь тебе не хватает?
Козлов Леши Девотченко, Вани Латышева.
Дмитревская Мити Бульбы… И дальше по списку — всех «преступленцев»!
Козлов Тех не хватает, с кем большую дорогу прошел. Саши Баргмана, Кирилла Юрьевича… Тех, которые подарили счастье репетиций.
Дмитревская А какие репетиции были счастьем «на стороне»? «Саша Черный?»
Козлов Когда мы репетировали «Концерт Саши черного», мы с Лешей Девотченко были молодыми и безработными — что еще было счастьем, как не репетиции? А потом Красноярский «Вишневый сад», «Два вечера в веселом доме» в Новосибирске. Там репетиции превращались в общую жизнь. «Лес» на Литейном, естественно, «P. S.» в Александринке.
Дмитревская Ты часто говоришь: «У меня на курсе второй Семак. Или второй Девотченко». А это хорошо, что второй, а не первый? Или это для тебя знак качества?
Козлов Ну, это как бы второй. Но на самом деле каждый — первый, другой. Они разные. Просто свойства темперамента сходятся…
Дмитревская Ты за всех них отвечаешь, каждому надо строить судьбу по ролям, а их у тебя сто человек. Как?
Козлов Их пока пятьдесят… Выслушай. Кто еще в 20 лет сыграл Мышкина, Николку, Гамлета, Васечку? А у нас — сыграл. Шумейко. Но, конечно, мы думаем о ролях для всех, поэтому работает много режиссеров. Всех занимаем, никто не в обиде.
Дмитревская Вы за пять лет построили уже такой репертуарище! Не боишься, что спектакли придется играть редко, и они будут умирать?
Козлов У нас есть параллели, но что-то должно и уходить. Пока все развивается нормально. Но проверяем труппу постоянно. Например, «Молодая гвардия» будет готовиться и выпускаться за два месяца — вот посмотрим, как ребята справятся с этими темпами. Мы — студия в хорошем смысле этого слова — и к каждому спектаклю готовимся: перед спектаклем репетируем, песни повторяем. В ноябре договорился о тренингах для артистов с Вячеславом Кокориным.
Дмитревская А кто больше ходит на спектакли? Центр или район, где стоит театр?
Козлов Центр. Много профессуры, много студентов. Едут к нам, грех жаловаться.
Дмитревская Я знаю, что уже на 1 государственный рубль вы зарабатываете свой рубль, посещаемость знатная, билеты продаются, школьницы-поколонницы ждут ребят у служебного входа. Все — как у больших!
Козлов А посмотри, какой пол из мореного дуба положили в фойе! Город деньги дал. На большой ремонт отважиться пока не можем, но частями материально развиваемся.
Дмитревская Много гастролируете. Перечислишь?
Козлов Три раза в Тбилиси. Большие гастроли в Ростове на Дону, в Рязани, постоянно в Москве, в Ереване, в Марселе, Екатеринбурге, Симферополе, Иркутске, Абхазии… Дальше не помню.
Дмитревская Почему вас везде так горячо принимают? Потому что пробуждаете чувства добрые?
Козлов Да просто хороший ансамбль! Живут на сцене! А значит — люди живут в зале.
Дмитревская У вас нет возрастных артистов. Ощущаете трудности?
Козлов Пока нет. Но приглашенный Валерий Зиновьев играет у Кати Гороховский, Наташа Лапина позвала в «Письмовник» Андрея Шимко…
Дмитревская Гриша, ты как-то формулируешь программу «Мастерской»?
Козлов Да. Простой человек в невыносимых условиях бытия. Русская проблема ведь во все времена одна и та же. Есть три великих романа-эпопеи про русскую историю: «Война и мир», «Тихий дон», «Жизнь и судьба». И везде одно — как не скурвиться. А если скурвился —то почему… Об этом мы и говорим. Мы начали говорить о войне в «Тихом Доне» и «Турбиных», и это само соединилось со временем, зазвучало в нем как актуальное. Сейчас Митя Егоров приехал из экспедиции в Краснодон (ездил на воюющую территорию, чтобы изучить архивы тамошнего музея) и рассказывает о ситуации на Украине то, что я говорил ребятам на репетициях Булгакова. Знаешь, что сказал Андрей Платонов? «Гений будущего должен быть академиком прошлого». Классно, да? Знания и память… А у нас много сейчас без памяти.
Дмитревская Ребята по-человечески умнеют на таком материале или актерское — отдельно, человеческое — отдельно?
Козлов Я вижу серьезные изменения в тех, кто самоотверженно работает. Кто работает —меняются.
Дмитревская В актере для тебя важны человеческие свойства?
Козлов Обязательно. Леша Девотченко, чего бы ни говорили, был добрейший человек. Он искренне любил партнеров. Когда я свел их с Баргманом, Лешка сначала был таким «ёжиком»: привел, мол, красавца… А потом они стали лучшими друзьями.
Дмитревская Почему тебе важна семейность?
Козлов Когда я был маленьким, у нас была большая еврейская семья. Когда я родился, говорят, дед собрал в своем доме триста человек… И у деда всегда была настольная книга «Тихий Дон». А потом в 60-е годы большая семья разъехалась. «Летите голуби!» — и разлетелись. Но я скучаю по большой семье…
Дмитревская А я по любой, даже по маленькой…
Козлов Да, сейчас время, когда семьи не хватает. Маринка, вспомни, сколько мы общались в 90-е годы в редакции, сколько было сборищ, компаний, гуляний, разговоров!
Дмитревская Ох, Гришка, есть что вспомнить! А помнишь, как в 1997 всю ночь в редакции вы с Нюганеном, Петровым и Праудиным разбирали «Вишневый сад»?.. А как мы в 5 утра суп в забегаловках ели, прежде, чем разойтись по домам?..
Козлов… и Орлов придет, и Пастух заглянет, и Сагальчик, и Володин, и Кочергин, и Дрейден…
Дмитревская Время изменилось. .Сейчас мои молодые нам завидуют: компании как-то кончились…
Козлов Я хочу, чтобы это было в театре. Но тоже, знаешь, тяжело, не получается.
Дмитревская Все, как дятлы, долбят свои стволы, все усталые, а на объединение тоже ведь силы нужны… И мы с тобой, Гришка, тоже уже, наверное, ископаемые… Но скажи, у тебя кто любимые писатели?
Козлов Достоевский, Чехов, Бунин, Толстой.
Дмитревская А современные пьесы читаешь?
Козлов Какие-то. Но мало. Для меня современная музыка, например, это Шостакович и Шнитке. А кто еще?
Дмитревская Кто-то скажет тебе, что Десятников, Курляднский, Маноцков, кто-то — что Настасья Хрущева.
Козлов Для меня современный — Вампилов. А со студентами сейчас репетирую «Мастера и Маргариту».
Дмитревская Не боишься? Страшно прикасться-то…
Козлов Царствие ему небесное, Саня Лурье благословил. И семья его.
Дмитревская Ну, это очень специфическое благословение.
Козлов Но я успокоился. А переживания — да, были.
Дмитревская Я этого романа побаиваюсь. Вообще мне кажется, что Булгаков так рано умер именно поэтому, стронул недозволенное… Ну, и Елена Сергеевна ведьма настоящая…
Козлов Он сам про это писал. Первая жена — от любви, вторая — от жизни, а третья — от дьявола.
Дмитревская А скажи, чем живой театр отличается от мертвого?
Козлов Как я понимаю, живое — это та реальность, которая рождается из живых клеток. И живое может быть в любом типе театра. Живое — это то, что люди таковым ощущают. И надо следить за спектаклями, чтобы они не обросли ракушками и не умерли изнутри. И мы все время это делаем, я смотрю, разбираем полеты…
Дмитревская Кто твои любимые артисты в театральной истории?
Козлов Высоцкий, Даль, Миронов. Это мое детство. А по радио слушал «Без вины виноватые» с Тарасовой и плакал. «Пять вечеров» в БДТ — незабываемая запись, тоже слушал по радио много раз. Я бесконечно ходил в театр, могу лекции читать, прекрасно помню все спектакли Эфроса, Таганки, Ефремова, Падве, послеакимовскую Комедию с Дрейденом и Захаровым. Столько любимого! Когда начинался какой-то фестиваль — в 6 утра отправлялся в очередь в кассу, чтобы попасть. Самое счастливое время — накопление. Многие спектакли могу рассказать по сценам. «Зори тихие», например. Я уезжал после спектакля, друзья провожали меня молча. И я молчал…
Дмитревская Ты ощущаешь перемены во времени, в социальной картине?
Козлов Ты знаешь, все ходит по кругу.
Дмитревская Но возвращаться в ту жизнь, которую мы с тобой знаем, очень трудно. Мне, например, очень трудно. В подцензурность разве не возвращаемся?
Козлов Мне так не кажется. Знаешь, были свободные 90-е, но они были свободны от всего. Я счастлив, что они были, иначе я бы вообще никуда со своей аполитичностью не попал. А 90-е все-таки помогли что-то сделать в жизни. А во все остальные времена был учет и контроль. Просто надо идти параллельно им, не пересекаясь.
Дорогой Гриша,с первым юбилеем твоего театра! Пусть удача сопутствует тебе долгие годы и пусть то особое понимание дружества как основы творчества,которое рождалось еще в ТЮЗе на «Преступлении» навсегда сохраниться в тебе…Поздравляю!!! Наташа Бржозовская