Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

9 сентября 2013

60 ЛЕТ САН САНЫЧУ МЕРКУЛОВУ

Наступает осень юбилеев, будь они неладны, и первым разменивает неприятный седьмой десяток наш бывший верстальщик Саша Меркулов, Сан Саныч, руки которого верстали «ПТЖ» с № 2 до № 33 во всех наших редакциях: от первого чердака до нынешнего подвала. Много лет они верстали его еще в тех программах, которые теперь не раскодировать для выкладки на сайт и которых нет у самого Саши (а у него обычно припасено и сохранено все, он бережливый…).

В редакции с Женей Шаробориным, Катей Слепышковой, Кариной Бржезинской и Мариной Дмитревской на пл. Искусств. 1997 г.
Фото — архив редакции.

Под юбилеи тянет к мемуарам, но откуда появился бывший полярник Саша на нашем чердаке, чтобы верстать № 2, убей не помню и спрашивать его нынче, кто его нашел, не стану. То есть бывших полярников не бывает, но годы стояли тяжелые, начало 90-х, финансовые льды сомкнулись, экспедиций не было. И хотя Саша (исключительно верный всему и всем) по-прежнему зимовал в своем полупустом и холодном институте Арктики и Антарктики на набережной Смоленки, тамошняя зарплата была такой же, как пустые коридоры, и не позволяла ему содержать жену и двух девочек (поначалу мы за глаза часто смеялись над этой его «вершининской» формулой). И Саша овладел версткой. И полюбил гаджеты так же, как льды. И появился в «ПТЖ».

Серые будни верстки. С Третьяковой, Тропп и Дмитревской на Фонтанке. 1998.
Фото — архив редакции.

Мы прошли и пережили с ним много. Ведь как делался в 90-е журнал? Полностью собирались и набирались с машинописи тексты, выводились в колонки, художник Женя Шароборин (школа Кочергина) рисовал макет, масштабируя фотографии, а техред Лариса Цикота (вечная ей память, светлейший была человек) выставляла на задней стороне отретушированного оригинала процентовку… Словом, торжественно и трудно, под жужжание редакционной мухи Дези мы работали, делали «ПТЖ». Саша приходил вечерами, вечно полуголодный, но гордо отвергавший редакционные сушки и жевавший собственный бутерброд с сыром, заботливо положенный в полиэтиленовый пакет женой Леной. Каждый редактор садился с Сашей верстать свой сегмент, но больше всего поначалу с Сан Санычем имел дело наиболее продвинутый в верстке Лёня Попов.

Однажды, весной 96-го, когда уже вовсю шел конфликт в редакции и работал закулисный ГКЧП, мы с Сашей и Ларисой пришли на чердак верстаться (я только-только после высокой температуры и еще больная, но ведь верстка…). День был редакционный, но всех «основоположников» при нашем появлении сдуло ветром. Я и сейчас могу снять по памяти это кино: как все выскальзывают в дверь, стараясь не встречаться с нами глазами, как мы стоим в пальто, а за столом остается Лена Вестергольм, которая стоит и зачитывает приказ о моем увольнении из «ПТЖ» и о назначении главным редактором Лёньки. И говорит, что мне предоставят возможность забрать из редакции мои личные вещи. У Ларисы дрожат руки, а почти двухметровый Саша тоже дрожащими руками начинает что-то молча ковырять в компьютере… А потом мы молча выходим. И Сашу с Ларисой трясет. И я впервые вижу их в таком виде, особенно длиннющего полярника, зимовавшего на льдах. Подозреваю, и мой вид вызывает у них вопросы. И мы находим какую-то рюмочную, но у нас хватает только «по 50», а дальше Лариса едет снимать стресс с любимым мужем, талантливейшим художником Валерой, а мы с непьющим Сашей приезжаем на мою кухню… и напиваемся до синевы (я его больше в таком состоянии не видела). Напиваемся молча. К полной тревоге моей мамы. Только Саша однажды говорит: «Мариночка, верстку номера я из редакции унес, нам же надо доверстать его, перед Соросом отчет». И пока покинутая редакция кричит на весь город, что я украла их № 10, мы сидим в холодной Арктике и доделываем верстку, чтобы сдаться в типографию. И чтобы на титуле по-честному стояли все, кто этот номер весной 1996 года делал…

На посту. Моховая, 2001.
Фото — архив редакции.

Такое не забывается. Это как общий окоп на войне. Или льдина.

А дальше мы меняли адреса, и каждый раз в пустой комнате Саша сразу налаживал комп — и мы начинали работать. Когда въехали в подвал на Моховой, № 26 «ПТЖ» был уже готов, но умер Володин — и мы срочно вверстывали мемориальное начало номера. 160 метров новой, абсолютно пустой площади — и только Сан Саныч, как на льдине, — в шапке и куртке…

Девочки выросли, время изменилось, Саша подлечил следы заполярных зимовок, приобрел новые умеренные хвори и руководит плодовитым редакционным отделом возродившегося института Арктики, где наша Лена Миненко, параллельно с «ПТЖ», редактирует его издания…

С Мариной Дмитревской. Моховая, 2002.
Фото — архив редакции.

Мы видимся редко, да и расставались непросто. Недавно Саша приходил на наш юбилей. А теперь наступает его, А. А. Меркулова, личный. И в этот день я точно буду чаще обычного вспоминать, как сотни вечеров мы проводили с этим человеком в опустевшей после дневной круговерти редакции. Как сидели в тишине — «Соня и дядя Ваня» — и реплики наши были тихи: «Саша, на два деления вправо… Укрупни внутри себя… Так… Давай попробуем по центру…» Как овес с гречкой считали.

Теперь мы сидим так же с нашей прекрасной Юккой Малека, и я едва поспеваю за ее версткой со скоростью ветра, до головокружения. А над нашей головой висят старые фотки, которые мы нынче публикуем в блоге. Вот Саша в шапке. Вот «серые будни верстки» на Фонтанке — и он с Женей Тропп, Леной Третьяковой, со мной (это еще 90-е). А вот он радостно пляшет посреди нового подвала.

И каждый верстальщик, и каждый новый редактор знает, что он тут был и работал. Сан Саныч Меркулов. И, так думаю, сегодня его поздравят десятки сверстанных им авторов.

Потому что бывших верстальщиков не бывает. Саша, обнимаю! Еще не вечер!

Комментарии (0)

  1. А.А.Меркулов

    Дорогие друзья!

    Большое Вам спасибо за теплое поздравление!

    Я Вас всех помню и по-прежнему люблю!

    Рекомендую внести небольшую правку в текст:

    Было:

    Много лет они верстали его еще в тех программах, которые теперь не раскодировать для выкладки на сайт и которых нет у самого Саши (а у него обычно припасено и сохранено все, он бережливый…).

    Надо «Много лет они верстали его еще в тех программах, которые теперь уже практически не используются, посему восстановить макеты для выкладки сайт сложно….»

    На самом деле, как Вы правильно заметили, я бережливый (точнее – не умею расставаться с ненужным хламом) и посему все эти программы у меня ЕСТЬ и до сих пор!

    Другое дело, что установить их на современные операционные системы достаточно сложно, хотя и возможно (с помощью виртуальных ОС). Проще найти старый компьютер (не моложе 2000 г. сборки) и поставить туда старую операционку и старые программы. Во всяком случае, если у Вас появится сильное желание оцифровать таким образом старые журналы – все инструкции, программы и недостающие архивы могу предоставить.

    При этом имейте ввиду, что полная верстка (с внедренными фото) началась примерно этак с номера 6-8. До этого верстался только текст с «окнами» под фото, а полный макет (с фото) монтировался Ларисой в типографии.

  2. Лена Строгалева

    Мы любим Сан Саныча нежно, как полярника и верстальщика и прекрасного человека.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога