Часть первая. Прозаическая.
Сегодня вся прогрессивная общественность спешит поздравить с юбилеем неутомимого театрального странника, возникающего то в Москве, то в Питере, то в Киеве в поисках живого театра и подлинной жизни — режиссера Клима…
Если я слышу слово «волшебный» — я всегда вспоминаю Клима. Если приходит смс с обращением: «Волшебная!» — это может быть только он. У него волшебно все: спектакли, колбаса с хлебом, коньяк и студенты, сыгравшие спектакль. Он способен до слез проникаться чужим успехом, не им созданной второй реальностью — всем, что живет и дышит. И так же точно способен истериковать и ненавидеть что-то ходульное, топорное, бутафорское.
Дорогой Клим! Каждый день мы встречаемся с тобой на кухне «ПТЖ». Ты висишь на нашей стенке, фотографический, весь в желтом, сидишь на нашем драном диванчике, сплетя в косичку свои волшебные ноги, перед тобой на столике лежат какие-то желтые грейпфруты, и вся эта красота сопровождает наши чаепития…
«ПТЖ» писал о тебе, ты писал нам, но не это главное. Главное — твои внезапные появления. Помнишь, как тогда, в середине
Ты возникаешь из воздуха и исчезаешь в воздухе, воздух — стихия твоих спектаклей, фотон — единица твоей эстетической бесконечности, активная ее сторона…
Будь!
Часть вторая. Графоманская
Волшебный Клим! Тебя поздравить
Спешит волшебный ПТЖ.
Хотим волшебный след оставить
На юбилее и в душе…
Знакомы мы уж четверть века —
Волшебней нету человека:
Возник — и вдруг исчез опять…
Куда? В театр. Зачем? Искать…
Луна была для нас волшебна
Примерно так же, как гроза…
Но пить с тобой — глаза в глаза —
Совсем не менее душевно.
Грустит наш Моховой подвал:
Ты нам являться перестал…
Грустят сестра Аделаида,
Она, не я и я, оно…
Волшебный, появись для вида,
Ведь мы не виделись давно.
Век золотой ушел под воду,
И ты — волшебный раб свободы —
Из Питера опять уплыл.
А love for love? Не позабыл?
Тебе — волшебных приключений,
Актеров, постановок, пьес,
Когда ж в ребро скребется бес —
Cтраданий, радостных влечений.
И вот пришло сейчас на ум —
Волшебных звуков, чувств и дум!
Дорогой наш Мастер. Вот как-то так, неожиданно но да, иначе и не опишешь. Вот у кого-то волшебный, а у меня — счастливый. мы были счастливы на «Луне для пасынков судьбы», а уж сколько счастья принесли «Активная сторона бесконечности» и «Я не я она и я» по пьесам, поставленным верным учеником Лешей Янковским,сейчас рассказать сложно. Легкие энергии театра, о которых знают только избранные и мастера. Дон Кихот, несущий истину в мир глупцов. Знание, которые не описывается словами, которое получали на мастер-классах, спектаклях, беседах — да как все расскажешь. Просто — с днем рождения! Приезжайте иногда в наш неприветливый, чудовищный, отвратительный город.
А еще, и важное: «Гамлет» в Зеленом зале Института истории искусств. «Гроза» в Балтийском доме. «Вид в Гельдерланде» в «Глобусе».
Любим, благодарим, ждём.
Надежда Александровна, в стишке сказано про Грозу…….. А вот Гельдерланд не поместился в строфу…
Клим! Кли-и-им!.. Искуситель театром… (Лена, ты права: словами не описывается, невозможно — ну, мне по крайней мере всегда казалось так, — потому и не стала в своё время писать диссертацию, а ведь ЭТА фигура по-настоящему интересна… )
Простите за пафос, но в праздник — можно? Только один «тост».
С Днем Рождения, удивительный Клим! С Вашим именем связано лучшее — какая-то личная «Книга Обретений», живые театральные мгновения… Вашим словом душа никогда не бывала оскорблена и обижена. Напротив, начинала тихонько ныть, потом болеть, а потом — выздоравливать и работать 🙂 Как говорили древние: «Дух дышит где хочет». Его (духа) и в храме может не быть, и в библиотеке, и в полях… а Вы делали так, что он поселялся в маленькой кирпичной коробке, слепых и глухих конструкциях из железа, в равнодушном свете и нейтральном звуке… Когда тяжело — я вспоминаю об этом чуде, и оно как-то… восстанавливает равновесие, не дает задохнуться под обломками в очередной раз рухнувшего мира. СПАСИБО. Здоровья. ТВОРИТЕ!
А ещё «Близится век золотой» — спектакль по Сомерсету Моэму (именно так — чуть ли не по всем его произведениям сразу) — прошедший в Театре Ленсовета всего несколько раз, но оставшийся в памяти видевших его на всю оставшуюся жизнь. И «Сон об осени» — прекрасный спектакль по пьесе прекрасного норвежского драматурга Юна Фоссе в Балтийском доме.
А «Близится век золотой» тоже в стишке присутствует…
Дорогой Клим!С большим опозданием поздравляю!И желаю нам всем Вашего присутствия в Киеве!