В актерском фойе Александринского театра прошла презентация восстановленного костюма Китайца из второй картины мейерхольдовского «Маскарада» (1917).
После разоблачения одного из величайших театральных мифов XX века — обнародования костюмов и занавесов из легендарного «Маскарада», более полувека считавшихся утраченными — театр, при поддержке фонда «Александринский», продолжает воссоздавать волшебный мир Мейерхольда — Головина, не жалея ни денег, ни времени.
Выпускница театральной академии Мария Головина (курс Татьяны Слёзиной) не сомневалась в выборе темы для дипломного проекта. И хотя великий художник-декоратор Александр Головин ей не родственник по крови, его искусство Марию вдохновляет, и бесспорно, она чувствует родство по духу. Досконально изучив головинские эскизы и уцелевшие после бомбежки декорационного склада костюмы, художница точно уловила стиль Головина, его живописную манеру и логику творчества.
Описание костюма Китайца сохранилось чудом. Книга учета мужских костюмов была утрачена, однако дубликат описания остался в костюмной книге женского цеха, поскольку по прошествии нескольких представлений после премьеры роль эту отдали артистке Филипповской.
При воссоздании костюма Мария опиралась на технологии и театральную практику начала XX века. Максимально точно подбирались ткани, вернее, их доступные сегодня эквиваленты, которые после специально тонировались в мастерских по выкраскам. Вручную Головиной был расписан передник и кушак — с использованием особой техники «по сухому». В начале века батик (в современном понимании этой технологии) и акрил в театре не использовали, но так как соблюдение технологических норм того времени стало для художницы основой работы над костюмом, Мария выбрала сложную, но исторически верную технику. Чтобы краски не плыли, а тона не заходили друг на друга, каждый цветовой слой накладывался поочередно, после того, как высохнет предыдущий. Такой трудоемкий способ дал свой результат — безупречное чувство цвета, аккуратность и тонкость ручной работы делают получившийся костюм, пожалуй, не менее ценным произведением искусства, чем его утраченный прототип.
Повторен крой головинских костюмов. В тех случаях, когда точная технология и линия кроя были неизвестны, художница самостоятельно подбирала наиболее оптимальные и соответствующие задаче варианты. К примеру, проблему излишней тяжести тройного рукава она решила просто и изящно: два нижних рукава идут от нижнего халата, а верхний пришит к пройме передника. Мария воссоздала также спинку костюма Китайца, эскизов которой не сохранилось.
Все материалы, цвета и аксессуары этого костюма эксклюзивны: вручную из фурнитуры изготовлены серьги Китайца, специально создана колодка для туфель, склеена и расписана маска.
Монументальной, трудоемкой и кропотливой полугодовой работой над этим костюмом вчерашняя студентка Мария Головина уверенно доказала, что достойна имени своего выдающегося однофамильца.
Комментарии (0)