Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

1 мая 2025

СЛУЧАЙ НА СТРОЙКЕ

«Мой строитель». Л. Райцек.
Wyndham’s Theatre (Лондон).
Режиссер Майкл Грэндадж.

Семнадцать лет Юэн Макгрегор не играл в театре. Но роль строителя Сольнеса показалась ему такой интересной, что он, суперзвезда кино, решил вернуться на сцену. К сожалению, спектакль это не спасло.

Сцена из спектакля.
Фото — Johan Persson.

Основные проблемы постановки режиссера Майкла Грэндаджа в Wyndham’s Theatre основаны на крайне неудачной адаптации ибсеновской пьесы. Американский драматург Лила Райцек перенесла действие в американскую современность и почти начисто стерла символизм, тем самым сломав сюжетные механизмы. История превратилась в бытовую и банальную: востребованный и авторитетный архитектор едва не изменил жене с молодой студенткой, а когда встретил ее спустя десять лет, все же изменил. Опьяненный мечтами о будущем счастье, он вскарабкался на только что построенную им церковь, оступился и рухнул.

Мест действия два: экстерьер часовни и интерьер дома Сольнеса. Церковь, подаваемая как шедевр, следующий всем модным архитектурным трендам, представляет собой лестницу из прозрачного пластика (возможно, сценограф Ричард Кент имел в виду стекло, но не осмелился его использовать). Герой Макгрегора уверяет, что это отсылка к пирамидам Гизы не только визуально, но и по значению, ведь часовня — это мемориал, посвященный его погибшему маленькому сыну. Здесь инсценировка вызывает большой вопрос: о мальчике говорят вскользь, не вспоминают, не тоскуют, не скорбят. Конечно, это можно объяснить тем, что со дня его смерти прошло десять лет, травма проработана, однако в контексте всей пьесы Райцек совершенно неочевидно, зачем это обстоятельство вообще нужно, если только не как дань пьесе Ибсена. Ровно с тем же успехом Сольнес мог увековечивать память жертв Холокоста, террористического акта в местной школе или автомобильной катастрофы на соседней улице.

Сцена из спектакля.
Фото — Johan Persson.

В пьесе Райцек жене и любовнице уделяется больше внимания, чем в оригинале, хотя именно Ибсен всегда был к социальным проблемам женщин внимателен и чуток. Супруга Сольнеса, Элена, здесь влиятельная хозяйка издательской корпорации. Кейт Флитвуд играет ее неуверенной в себе, уязвленной, но старающейся произвести обратное впечатление и оттого грубоватой и даже развязной. Она подала документы на развод, не уведомив мужа, чтобы этим сделать ему больно. Элена намерена отомстить — кажется, не только за старую интрижку, а вообще за все грехи, накопившиеся за долгие годы брака. Она упорно не замечает, что выбранный ею в качестве утешения молодой архитектор Рагнар совершенно ей не интересуется, а ассистентка Кая ее идеям не сочувствует. Когда Элену постигнет горькое разочарование в реальности, она примется оправдывать свое поведение глубокой любовью к мужу (чтобы постичь эти глубины, надо обладать богатым воображением).

Хильда — бывшая студентка Сольнеса, ныне начинающая писательница, мечтающая опубликовать автобиографический роман о своих отношениях с наставником. Это одобряет и коварная почти бывшая жена, ведь такая книга будет стоить изменнику карьеры, продемонстрировав его многочисленным поклонникам низкий моральный уровень кумира: наставник, крутящий роман с ученицей! В трактовке актрисы Элизабет Дебики девушка не обладает особенным умом, о таких последствиях не думала, а хочет лишь одного: наконец-то совратить архитектора. Она напоминает ему о прошлом, украшая рассказ трогательными деталями, сексуально выгибается, преданно смотрит в глаза, словом, пробует все методы по очереди и сразу. Такого натиска Сольнес не выдерживает. Хотя сложно объяснить, почему, собственно, он вообще сопротивляется сейчас, когда между ними уже нет отношений «ученица — учитель», а брак давно дал глубокую трещину.

Сцена из спектакля.
Фото — Johan Persson.

Макгрегор играет своего архитектора немного самовлюбленным, требовательным интеллектуалом, находящимся в странной растерянности, если не сказать рассеянности. Встреча с Хильдой приводит его в чувство. Он строит планы на будущее, мечтая объездить Скандинавию (иронично!), возможно, даже вновь стать отцом. Опьяненный близостью с молодой возлюбленной, он выполняет когда-то данное обещание и неловко штурмует стену церкви. В пьесе Ибсена эта сцена — кульминационная и имеет глубокий символический смысл, но поставленная Грэндаджем, она вышла удивительно нелепой. Гаснет свет, звучат взрывы фейерверков, затем крик — и на коленях Флитвуд лежит Макгрегор. В финале этого едва ли не натуралистического спектакля почему-то нет ни крови, ни переломов, будто герой не с огромной высоты рухнул, а просто упал в обморок. Обнимаемый женой Сольнес мелодраматически шепчет «Хильда!» и обмякает. На заднем плане медленно идет, глядя в никуда, Дебики. Ее серебристое платье поблескивает, как слезы в глазах Элены. Что ж, богатые тоже плачут.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога