Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ПравоИнформ. Декабрь. 2013
СМИ:

ИЗ ЖИЗНИ ПРЕКРАСНЫХ ЛЮДЕЙ

Несмотря на то, что события пьесы Тургенева «Месяц в деревне» происходят летом, новый спектакль Ю. Бутусова «Все мы прекрасные люди» созвучен поздней осени. В нем много ветра, воды, истерик и щемящей грусти. На сцене разбросаны предметы дачного быта, словно перед отъездом домой. В этой обстановке разворачивается действие лиричной, «акварельной» комедии Тургенева о несостоявшейся любви. Естественно, в спектакле Бутусова никаких полутонов нет. «Тонкие любовные кружева» Тургенева режиссер превратил в яркий орнамент, в богатую палитру проявлений человеческих чувств. Трогательная нежность и страсть, радости и муки любви — все до предела. Бутусов переписывает пьесу более экспрессивными, лаконичными мазками, добиваясь нового, порой трагического звучания этой комедии.

Экстремальное и шумное путешествие создателей спектакля в деревню к Тургеневу заканчивается на звеняще печальной ноте. И каким-то невеселым осознанием того, что «все мы прекрасные люди».

Главная героиня спектакля Наталья Петровна (Анна Ковальчук), поднимающаяся на сцену из зала, выглядит современной женщиной в джинсах с ленивой походкой. Так же медленно уйдет она в финале через зрительный зал в белом платье с кринолином и с застывшими в глазах слезами. Стоило ли приходить — мучиться, сходить с ума, делать глупости, страдать? Стоило, наверное, даже если «всякая любовь, счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь…».

Герои этого спектакля — Наталья Петровна, Верочка, Ракитин и Беляев — те, которые любят, самые живые и объемные. Остальные представляют собой прекрасные карикатурные или масочные образы, почти лишенные психологизма. Способы существования на сцене актерам приходится менять как перчатки. Фарс, клоунада, брехтовское отстранение, переживания в духе реалистического театра и даже мотивы дель арте.

Бутусов создает свой собственный мир тургеневских героев. С предметов и персонажей сдувается пыль веков, причем сдувается самым визуальным способом. Лучи прожекторов и фонариков изучают и заглядывают в глаза. Словно, заводя старинные игрушки, кто-то вдыхает в них жизнь. Но настоящую жизнь вдохнуть удается лишь испытанием любовью, выходящим из берегов чувством. Муж Натальи Петровны не сумел построить дамбу, защищающую от наводнения любви, пусть и не разрушительного. Воды на сцене много, очень много. Тазики, ведра, ванна с водой. Постепенно, все больше погружаясь, тонет в неведомых ей чувствах Наталья Петровна. Утонуть не дадут, спасут. И сильно промокшую, визжащую от боли Верочку вытащат. Теряя любовь, они становятся похожими на две механические Коломбины. И Беляев стоит перед ними как глупый Петрушка в сюртуке. Нет любви — нет жизни. Чем меньше этого чувства у персонажа, тем он уродливей. Серый сгорбленный человек в колготках — доктор Шпигельский или воплощенный кошмар однообразной жизни. Маменька Аркадия Сергеевича — один из вариантов того, в кого может со временем превратиться Наталья Петровна. Пока она избежала этого, вовремя вспомнив о сыне. Сын Коля в спектакле — комически-пантомимный персонаж. Кто знает, что ждет его во взрослой жизни? Муж Натальи Петровны, похожий на заводного муравья, трудится, предпочитая не замечать того, что помешало бы ему трудиться. Иногда он страдает, но на лицо быстро возвращается маска, политая искусственными слезами маменьки. Так лучше, потому что они прекрасные люди. Впрочем, так оно и есть.

«Прекрасный человек» Ракитин (Сергей Перегудов) — обаятелен, умен, ироничен и все-все понимает. Он спасал, а может еще и спасет Наталью Петровну от женского одиночества. Только однажды Ракитин был похож на марионетку, решив уехать от любимой женщины.

Образ Верочки (Анастасии Дюкова) в этом спектакле от сцены к сцене поразительно меняется. Восторженный ребенок, суицидальный подросток, обманутая женщина, грустный Пьеро.

Героиня Анны Ковальчук Наталья Петровна впервые переживает состояние влюбленности. В каждой новой сцене она разная и неожиданная, что соответствует изменениям, происходящим в ее душе. Наталья Петровна — это центр притяжения мужских сердец, их желаний и мучений. Такая женщина должна быть яркой. Она часто меняет наряды, поет, танцует, кокетничает. А еще страдает, плачет и грустит.

Студент Беляев (Иван Бровин) в спектакле не такой уж неловкий и стеснительный, а вполне даже активный. Он быстро понял Наталью Петровну и совсем не уступал в беседах с Ракитиным. Чего только стоит их танец у постели Натальи Петровны! Оба соперника уезжают от нее, потому что они «прекрасные люди».

На сцене танцы, пение, пантомима, шепот и крик чередуются постоянно. Музыка, которая вплетена в ткань спектакля, столь же разнопланова и несочетаема. От классики до рока. Казалось бы хаос, но организованный и эмоционально сильно воздействующий на зрителя. В отличие от тонких душевных переживаний героев в пьесе Тургенева, Бутусов в своем спектакле выворачивает наизнанку все внутренние переживания, всю боль главных героев, о которых, читая пьесу, мы могли лишь догадываться. Режиссер препарирует их любовные переживания, иронизируя и сочувствуя персонажам одновременно. Жесткий, аналитический подход не помешал стать спектаклю лиричным и теплым.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.