Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • БОРЦЫ С УМОМ

    «Академия смеха». К. Митани.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Федор Пшеничный, художник Егор Пшеничный.

    Для своего режиссерского дебюта Федор Пшеничный выбрал пьесу японского драматурга Коки Митани «Академия смеха», пьесу остроумную, злободневную и вместе с тем щемяще трогательную. Эпиграфом к спектаклю стала цитата из «Гамлета» Шекспира: «Лишь наше отношение делает вещи хорошими или плохими». Она является комментарием к истории, происходящей с главными героями, Автором и Цензором, роли которых исполняют Илья Дель и Сергей Перегудов. История проста: в течение восьми дней Автор ходит к Цензору и пытается получить у того разрешение на постановку своей новой пьесы.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВЕСЬ ПОКРЫТЫЙ ЗЕЛЕНЬЮ, АБСОЛЮТНО ВЕСЬ

    «Остров Тюлипатан». Ж. Оффенбах.
    «Геликон-опера».
    Режиссер Илья Ильин, дирижер Филипп Селиванов, художник-постановщик Ростислав Протасов, художник по костюмам Ника Велегжанинова.

    Беспечный остров в южных морях, где все свободны, веселы и счастливы был изобретен либреттистами Жака Оффенбаха Альфре Дюрю и Андре Шиво в 1868 году в Париже. Вокруг происходила Вторая империя с ее строгими, но справедливыми законами: сенат назначался императором из числа старых друзей, выборы в законодательный корпус существовали, но агитация перед выборами была запрещена (как и любые предвыборные собрания), голоса подсчитывали назначенные императором мэры, печать строго контролировалась, и только какие-то враги общества (вроде Эмиля Золя) что-то вякали из-за рубежа. И если в газетах обсуждать текущую реальность было сложновато — дискуссии перекочевали в театры.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕТ ТЕКСТА ВНЕ КОНТЕКСТА

    «Сахаров».
    Театральный центр Vaba Lava, Нарва.
    Режиссер Марфа Горвиц, драматург Юлия Поспелова, сценография Александра Мохова, костюмы Марии Лукки.

    Премьера «Сахарова» состоялась в театре Vaba Lava Narva за два дня до 24 февраля. Именно в день премьеры возникли политические и военные жесты вокруг приграничных областей Украины — Донецкой и Луганской, и стало тупо понятно, что новый конфликт будет и как конкретно его развяжут. Сегодня утром, пока я дописываю текст, русские снаряды осыпают землю Украины.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧЕЛОВЕК-ТЕАТР (И КИНО)

    24 февраля исполняется 50 лет дирижеру Теодору Курентзису

    В суматошном как последний рабочий день перед отпуском, нудном как инструкция к сковородке и завораживающем как цунами фильме «Дау» режиссер Илья Хржановский выбирал исполнителей, разыскивая людей, совпадающих с героями по сути. Если ему был нужен на эпизодическую роль фашист и убийца — такого и нашел среди националистов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЗАЧЕМ Я ЭТО ПОМНЮ»

    Ельцин Центр продолжает прием пьес на конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню — 2022».

    Название придумал Олег Лоевский, и тут же самоустранился. Хотя мы все же рассчитываем позвать его в этом году в жюри. А пока до 30 апреля включительно принимаем пьесы на адрес: konkurspies@ycenter.ru

    Чтобы приглашение к участию в конкурсе звучало убедительней, сообщаем, что пьеса победителя конкурса прошлого года Дамира Ханифуллина «Книга кодов и прохождений» была поставлена на Театральной платформе Ельцин Центра. Премьера состоялась 15 февраля 2022 года.

    А чтобы получилось еще убедительней, вот высказывания ридеров 2022 года о конкурсе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРАЗДНИК МОЖЕТ БЫТЬ ТИХИМ

    23 февраля 1922 года спектаклем Александра Александровича Брянцева «Конёк-Горбунок» в Петрограде открылся новый театр — театр «особого назначения», театр для детей. Сегодня Санкт-Петербургский ТЮЗ, носящий имя своего основателя, празднует вековой юбилей. Будет праздничный «Конёк» с участием артистов, игравших в разные годы в той или иной редакции постановки, положившей начало театру, будет официальный юбилейный вечер «Планета ТЮЗ», будут речи, поздравления и награждения от начальства, банкеты и фуршеты... За несколько дней до торжества состоялась премьера спектакля-променада «Время и место», посвященного истории театра-именинника. В этой работе импонирует многое, и прежде всего — желание говорить негромко, без звонких восклицаний и оживленного задора. Праздник может быть тихим.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • И ВСЕ-ТАКИ БЛИЖЕ К ГОЛГОФЕ

    «Я не участвую в войне».
    Гоголь-Центр.
    Режиссер Алексей Агранович, драматург Егор Прокопьев, художники-сценографы Анна Наумова и Кирилл Благодатских.

    «Я не участвую в войне» — уже само название поэтического вечера, сыгранного в Гоголь-Центре и вошедшего в репертуар, звучит как противостояние всему происходящему вокруг. Вечер памяти Юрия Левитанского — как след «Звезды»: проекта, посвященного пяти крупнейшим поэтам ХХ века (Цветаева, Ахматова, Пастернак, Мандельштам и Кузмин). Поэзия здесь становится камертоном театра — стройности формы, концентрации смысла, настройки совести («Поэзия, вот образ твой — окно, горящее в ночи»). Играться поэтический спектакль будет нечасто (следующий раз в апреле), но свое отдельное важное место, безусловно, займет. В нем заняты Филипп Авдеев, Алексей Агранович, Светлана Брагарник, Ирина Выборнова, Александр Горчилин, Никита Еленев, Яна Иртеньева, Никита Кукушкин, Светлана Мамрешева, Семен Штейнберг и приглашенные Юрий Стоянов, Александр Филиппенко и Константин Райкин.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ

    «Русская смерть».
    Центр им Вс. Мейерхольда.
    Режиссер Дмитрий Волкострелов, художники Ксения Перетрухина и Дмитрий Власик.

    Новая реальность наступает по всем фронтам: театр начинается не с вешалки, а с проверки QR-кода, паспорта, билетов, маски, еще раз билетов, и, наконец-то, на входе в большой зал Центра им. Вс. Мейерхольда получаешь последний во всех смыслах документ — бумажный номерок собственного участка на кладбище.

    Найти участок сложно, если вдруг соберетесь на спектакль (а не умирать) — сразу смотрите на схему расположения. Она там же, у входа. Во всей суете поиска подумалось: если живому еще молодому человеку так сложно найти свое место на кладбище, каково же это делать мертвым... Вторя этим мыслям, откуда-то сверху спокойно зазвучало: «Человек умирает один раз в жизни, и потому, не имея опыта, умирает неудачно. Надо научиться умирать еще при жизни под руководством людей опытных, уже умиравших».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я — НЕ — Я

    Театр, как известно, искусство, а еще — искусство высокое.

    У Ильи Мощицкого — ни того, ни другого. Актер Алексей Фролов перечисляет: театр состоит из режиссера, актеров, световиков, звуковиков и, пожалуй, драматурга. Театр — это должности. Театр — это объединение людей с производственными функциями. В общем, и не искусство, и уж тем более — никакое не высокое. Скажем, учреждение. И этого вполне достаточно.

    Так начинался фестиваль Временного объединения «Хронотоп» и первый спектакль этого фестиваля — «Ад — это я» (ЦИМ, 2020).

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • УМ С МОЗГОМ НЕ В ЛАДУ

    «Женщина и мозг». Саша Денисова.
    БДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер Кирилл Вытоптов, художник Нана Абдрашитова.

    «Женщина и мозг». Согласитесь, есть неодолимый соблазн — написать две рецензии на этот спектакль: одну — от женщины, другую — от мозга. Или в форме их диалога: «Я распался на спектакле», — говорит мозг, — «А я довольна поднятой проблемой хорошей фертильности», — парирует женщина...

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • «ОДИН СОЛДАТ НА СВЕТЕ ЖИЛ...»

    10 февраля XVIII Театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина завершился предпремьерным показом спектакля «Записки нетрезвого человека» в постановке Руслана Кудашова (Театр «Мастерская»).

    «Один солдат на свете жил,
    красивый и отважный,
    Но он игрушкой детской был,
    ведь был солдат бумажный...» —
    пелось в песенке Булата Окуджавы. В премьерном спектакле Руслана Кудашова по дневниковым запискам Александра Володина «Стыдно быть несчастливым» юный Фома Бызгу, играющий лирического героя Александра Володина, основную часть времени проводит в солдатской шинели, отыгрывая в первую очередь именно это сверхсобытие — бытие в жизни Александра Моисеевича — войну. Но солдат неожиданно оказывается «бумажным», война — условной, пьянство — имитацией, муки совести — литературой, и в целом, думая о спектакле, в первую очередь думаешь о теме воспроизводства и актуализации прошлого, памяти на театральной сцене, памяти коллективной и личной.

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • ГОЛОВА КАК ОРАКУЛ, КОСМОС КАК СПАСЕНИЕ, МЕЧ КАК ОРУЖИЕ

    Традиционная часть программы Володинского фестиваля «Первая читка» в этом году оказалась и центральной, и самой насыщенной. После отмены образовательной программы для школьников в связи с введенными в городе ограничениями фестиваль сжался до нескольких позиций. Марина Дмитревская прочитала лекцию «Что знает Шура Лифшиц» об Александре Володине, Виктор Рыжаков представил свой созданный по следам «Первой читки» 2020 года фильм «День мертвых», а театр «Мастерская» сыграл предпремьеру спектакля «Записки нетрезвого человека» в режиссуре Руслана Кудашова. Драматургический конкурс оказался в этих условиях в заведомом выигрышном положении еще и потому, что публике в течение трех фестивальных дней было представлено максимальное, по сравнению с прошлыми годами, количество пьес — числом восемь.

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • С ЮБИЛЕЕМ, СЕМЁН СЫТНИК!

    У Семена Сытника, актера Александринского театра, заслуженного артиста России, — юбилей. В нашем блоге Семёна Семёновича поздравляют Игорь Волков и Анна Блинова, его партнеры и коллеги по театру, на сцене которого Сытник играет уже более полувека, и его ученики, знаменитый выпуск ЛГИТМиКа 1991 года, курс И. О. Горбачева. Виктория Воробьева, Александр Баргман, Сергей Бызгу, Дмитрий Воробьев. Они сами уже давно признанные мастера, артисты-режиссеры-педагоги, но учитель для них — по-прежнему безусловный авторитет в профессии, мудрый советчик, товарищ, чуткий камертон.

    Присоединяемся к поздравлениям и пожеланиям новых творческих исканий и побед!

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • УКРОЩЕНИЕ КРОТКОЙ

    «Кроткая». Ф. М. Достоевский.
    Малый театр, премьера в рамках III Зимнего международного фестиваля искусств в Москве.
    Режиссер и сценограф Виктор Крамер, композитор Кузьма Бодров.

    Сергей Гармаш и Юрий Башмет со своим ансамблем «Солисты Москвы» представили на сцене Филиала Малого театра спектакль Виктора Крамера «Кроткая». Эта новая работа производит сильнейшее впечатление — но не сразу, не с первых минут. Каюсь, в начальных эпизодах рассказа (как помните, весь текст Достоевского — это, за из исключением вводной странички от автора, монолог-исповедь героя) я испытал даже нечто вроде раздражения.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • С ЮБИЛЕЕМ, ЭЛЬМО НЮГАНЕН!

    Вообще говоря, со временем происходит что-то невероятное. Только что, вот-вот, мы поздравляли с днем рождения Эльмо Нюганена, а уже прошло 10 лет... У Эльмо давно существовала идея, что время — тик-так — можно однажды повернуть обратно — так-тик (и мы говорили с ним об этом в последнем интервью). Вот очень хочется. Чтоб повернулось и не мелькало...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РЕЛЬСЫ-РЕЛЬСЫ, ШПАЛЫ-ШПАЛЫ...

    «Электровоз ВЛ 10». Тексты Д. Данилова.
    Театр «Karlsson Haus» (Cцена на Фурштатской, 30).
    Режиссер Марина Солопченко.

    «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы. Ехал поезд запоздалый...» Дмитрий Данилов в своих стихах — не стихах, написанных верлибром, кажется, постоянно воспроизводит эту знакомую с детства историю о печальном заблудившемся поезде: перед читателем его стихов и прозы то и дело мелькают названия населенных пунктов, станций метро, районов Москвы, остановок и платформ. Его взгляд — это взгляд пассажира, «минус-человека», сквозь тусклое окно поезда ли, автобуса на страну, ландшафт которой почти неизменен. Печаль его поэзии бесконечна, как бесконечна протяженность железнодорожных путей, проложенных по российской земле.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • СЕРЫЙ ЧЕЛОВЕК В СЕРОМ ДОМЕ

    «Доходное место». А. Н. Островский.
    Нижегородский ТЮЗ.
    Режиссер Владимир Данай, художник Ольга Кузнецова.

    Спектакль Владимира Даная «Доходное место» в Нижегородском ТЮЗе «вышел» из эскиза на весенней режиссерской лаборатории «Кулибинка» 2021 года. Ее темой была актуализация классики, и уже на лабораторном этапе «Доходное место» выглядело самой масштабной заявкой из трех предложенных. А еще — самой спорной. Мнения насчет эскиза на обсуждении разделились: часть публики пришла в восторг, часть — в недоумение. Но после премьеры именно зрители, не оценившие эскиз на лаборатории, первыми оставили положительные отзывы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОБ ЭЛЬФАХ, ЧТО ЕЩЕ НЕ СТАЛИ ДОМОВЫМИ

    «Легенда о Берене и Лютиень: Лэ о Лэйтиан».
    Театр «Вита».
    Композиторы Людмила Смеркович, Борис Кузнецов, Михаил Сидоренко, Михаил Потехин.
    Режиссеры Полина Нахимовская, Николай Матюк.

    Странствующий театр «Вита» (в марте будут в Петербурге и снова в Москве, в апреле во Владимире, далее куда позовет душа и бюджет позволит) наконец показал в Москве спектакль, который готовился целый год — «Легенду о Берене и Лютиэнь». В основе проекта — стихи и музыка Людмилы Смеркович (Скади), но к мелодиям известного барда добавились фрагменты, сотворенные еще тремя авторами. «Легенда» стала рок-оперой — и в истории этого нечасто нынче встречающегося жанра появилась новая, весьма увлекательная страница.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОЕ-ЧТО О СВЯТОМ МОТОРЕ

    8 февраля исполняется 60 лет выдающемуся немецкому актеру и режиссеру Мартину Вуттке.

    Он стоит на четвереньках на самом краю сцены, высунув ярко-красный язык как собака, больная бешенством, тяжело хрипя и жадно глотая воздух, и ты невольно задерживаешь дыхание, чтобы тебе хватило, пока он весь не сожрал. Его глуховатый, надтреснутый голос — интонации, которые делают слова значимыми, даже если не понимаешь немецкого. От него не оторвать глаз, его, однажды увидев, не забыть — да и забывать не хочется, хочется, наоборот, чтобы он остался с тобой подольше, чтобы игра продолжалась и продолжалась, чтобы он импровизировал и удивлял, одним словом, чтобы юла крутилась и искры летели. Так Мартин Вуттке играет Артуро Уи в последнем спектакле Хайнера Мюллера.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ...В СТРАНЕ КОШМАРОВ

    Лаборатория «Experiment 123» в Прокопьевском драматическом театре

    «Опасный возраст» — такой была тема лаборатории «Experiment 123» под руководством Павла Руднева, которая прошла в Прокопьевском театре. Театр обратился к подросткам и показал огромный потенциал работы в этом направлении. Подростков на показах было много, они высказывались после каждого эскиза, говорили, что им близко, где узнают себя, делились личными историями или превращали свое выступление в классный стендап. И кажется, что эта тема важна не просто сама по себе, но прежде всего потому, что находит в Прокопьевске такой отклик.

    Читать дальше | Комментарии (0)