
-
XIII Международный фестиваль NET в Москве
Завтра в Москве в тринадцатый раз открывается Международный фестиваль NET — Новый Европейский Театр. Не официальный, но заявленный подзаголовок нынешнего фестиваля — После Годо. Это новое post-, против обыкновения, не входит в состав какого-либо термина (суть не в постдраматичности или постпостмодернизме; а в попытке угадать очертания времени). После Годо — это про оставленность и кризис ожиданий. Хотя такая проблематика объединяет, конечно, не все спектакли фестиваля.
-
«Mano miestas» («Мой город»). «Stalo teatras» (Вильнюс).
Режиссеры Сауле Дегутите, Якобас Вилюс Турас,
художник по костюмам Лигита Скукаускайте, художник по свету Тадас ИозапайтисВ самой темной глубине сцены прорезается лучик света. Под ритмичный шорох он мечется по планшету — это прилежно орудует метлой, между прутьев которой спрятан маленький фонарик, человек в плаще с капюшоном. А вот уже лучиков-звездочек становится два, три, пять — вполне хватит на небольшое созвездие. Капюшоны сброшены, метлы аккуратно выставлены вдоль стен, артисты занимают свои места, пробует первые мощные ноты электрогитара (Валдас Наркявичюс). Теперь редкие звездочки светят и с экрана-задника. К гитаре присоединяются скрипка (Снеголе Дикчюте) и сильный проникновенный женский голос (Раса Кулите). Широкий взмах метлы — и тьма на экране-небе рассеивается...
-
В Доме актера открылась выставка работ Валерия Полуновского «Автобиография в картинках»
Поздравляя художника, его приятель, и, как выяснилось, земляк, Константин Учитель сказал: «Если бы не патологическая скромность Валеры, я бы давно написал о нем книгу». Надо заметить, что Полуновский Учителя отчасти опередил, ведь «Автобиографию в картинках» интересно не только смотреть, но и читать.
-
Вышел в свет новый номер, № 65. Уже четвертую осень он традиционно молодежный, на сей раз еще и написанный перьями одновременно петербургских и московских молодых авторов, рядом с которыми, впрочем, и подверстки взрослых — критических аборигенов двух столиц (в какой-то момент сами молодые решили, что свободные полеты неофитов в чужие пространства будут «заземляться» репликами умудренных профессионалов на ту же тему, заметками людей, умеющих мыслить контекстно).
Узнав о новом номере (который в это время был уже в типографии), Олег Лоевский спросил: «Учитесь произносить скороговорку „Хухлин-Волкострелов-Перегудов-Вытоптов“?» (мол, молодая режиссура представлена этими именами). Надо сказать, часть скороговорки в номере есть... Но он посвящен не собственно молодому театру, а театру вообще — тем темам, которые выбрали молодые критики.
-
В Вильнюсе завершился VIII Международный театральный фестиваль «Sirenos»
В слово «sirenos» литовцы, как и мы, вкладывают два смысла. Это и прорезающий спокойствие сигнальный звук, и мифические существа, к сладкому пению которых устремлялись потерявшие разум путешественники. Для театрального фестиваля название ответственное. Быть может, отдельные спектакли «Sirenos» не стали сигналом того, что это и есть искусство, от которого потеряешь голову, но вкупе с атмосферой старого Вильнюса, где в основном проходила программа, вкупе с творческим отношением литовцев к театру и жизни (отношение это можно уподобить ручной вышивке в век новейших технологий), фестиваль отчасти оправдал название. И соблазняешься: а может, и правда забыться, махнуть на все рукой и остаться здесь, в городе узких улочек и костёлов с их органами, где вот за этими стенами Някрошюс репетирует «Божественную комедию», а за другими рождается тотальная театральность Коршуноваса. И где в золотой осени, кажется, сейчас явится богиня любви Мильда, которую когда-то сердцем почувствовали актеры театра Комиссаржевской — Мейерхольда, репетируя в Литве «Гедду Габлер».
-
Генрик Ибсен. «Гедда Габлер».
Александринский театр.
Режиссер Кама Гинкас, сценограф Сергей Бархин«Гедда Габлер» — один из тех редких драматургических иероглифов, которые с трудом поддаются расшифровке театром. Чтобы превратить скучающую «рублевскую жену» в Медею или Гедду, режиссер должен обладать волшебной палочкой. Джойс очень точно сказал про Ибсена: «Даже характеры, пусть они и безошибочно выписаны, в его пьесах не главное. Наше внимание приковано прежде всего либо к открываемой нам автором великой истине, либо к поставленному им великому вопросу, либо к великому конфликту, почти не зависящему от конфликтующих действующих лиц и имеющему всеобъемлющую важность, — иными словами, к драме, сведенной до ее голой сути».
-
«Бал вампиров».
Театр Музыкальной комедии.
Режиссёр-постановщик оригинальной версии Роман Полански, режиссёр-постановщик Венской редакции 2009 года Корнелиус Балтус, композитор Джим Стейнман, хореограф Денис Каллахан«Бал вампиров», на который пригласил петербуржцев театр Музыкальной комедии, — ремейк фильма Романа Полански 1967 года, и одновременно копия мюзикла «Бал вампиров», поставленного в Вене в 2009 году режиссером Корнелиусом Балтусом. До последнего (венского) спектакля этот мюзикл с огромным успехом и в разных вариантах шел в театрах Европы, стартовав в 1997 году в той же Вене. Однако на Бродвее «Бал вампиров» популярности не снискал, видимо, европейский зритель более склонен ко всему готическому и таинственному, чем американский. То, что этот мюзикл появился именно в Петербурге, самом европейском и мистическом городе России, вполне закономерно.
-
С 7 по 11 октября 2011 года в Перми пройдет III Международный театральный фестиваль «Пространство режиссуры» (о предыдущих фестивалях мы писали в №№ 54 и 62).
В 2011 году фестиваль «Пространство режиссуры» будет носить форму школы. Основой форума станут лаборатория «Молодая режиссура и профессиональный театр», а также обширная программа мастер-классов, вести которые будут именитые преподаватели, режиссеры и деятели театра (Юрий Альшиц, Лев Эренбург, Василис Лагос, Эльмо Нюганен и Андрей Могучий).
Помимо образовательной программы «Пространство режиссуры» представит несколько спектаклей, отобранных педагогами.
Точную программу фестиваля смотрите на сайте «Пространства режиссуры», мы же будем вести фестивальный дневник, поскольку участие в работе примут и молодые критики из Петербурга.
-
В городе Квидзын (Польша) открылся 10-й «Анимо-фестиваль»
4 октября. Температура воздуха — примерно +22 С, ясно. Трава и дорожки в крошечном парке усыпаны каштанами и желудями. В небе над тевтонскими готическими башнями пролетают клином дикие гуси. Ближе к вечеру, сопровождаемая музыкой из динамиков, клоунами на ходулях, жонглерами и разношерстной городской публикой от мала до велика, по улицам движется украшенная черными и белыми воздушными шарами машина. В ее открытом кузове вальяжно устроился в обнимку с двумя девушками, длинноногий и длиннорукий кукольный человечек. Эффектная группа одета в черные футболки, смешные огромные ступни человечка болтаются почти у самой земли, руки то и дело вскидываются в приветственных жестах... Открывается « Международный фестиваль Анимо Квидзын 2011»!
-
Ежегодно в Новосибирске проходит международный научный форум «Интерра», посвященный инновационным технологиям. Уже третий год в программу «Интерры» входит театр, но только в 2011 году впервые, по инициативе местного СТД, здесь провели семинар по документальному театру. В течение нескольких месяцев новосибирские авторы отсылали свои тексты на адрес лаборатории: из полученных материалов предполагалось смонтировать пьесу и представить ее в форме спектакля-читки. Первоначально показ планировали провести в Доме Актера, но потом энтузиасты документального театра в прямом смысле слова оказались на улице: главрежу театра «Глобус» Алексею Крикливому было предложено сделать спектакль под открытым небом, на автопарковке, принадлежащей Сбербанку.
-
Страх перед сценой очень похож на тот, что возникает из-за языкового барьера, когда учишь иностранный язык. Проект «Театр по-французски» с помощью мастер-классов, которые проводят французские режиссеры для профессиональных актеров и любителей, решает эту проблему: люди одновременно учат язык и занимаются актерскими тренингами. Происходит процесс присвоения иностранных слов по принципу присвоения роли.
Этой осенью героем проекта «Театр по-французски» стал бельгийский режиссер, актер, писатель, а также кино-консультант по работе с непрофессиональными актерами — Карло Ферранте. В перерывах между тренингами у нас состоялся такой разговор.
-
С 29 сентября по 12 октября в самом северном театре России (Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского) впервые проходит фестиваль искусств северных городов «Параллели»
Фестиваль включает в себя как обширную и разнообразную театральную программу (приезжают театры из Якутии, Исландии, Норвегии, Финляндии), так и концерты, фотовыставки, мастер-классы участников из тех городов мира, которые пересекает 69 параллель, то есть Полярный круг.
-
Дорогие друзья, с 30 сентября по 9 октября в Санкт-Петербурге проходит Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». В этом году в программе форума целых 4 спектакля режиссера Римаса Туминаса. В блоге мы публикуем афишу фестиваля и открываем материалы о тех спектаклях, про которые уже писал наш журнал.
Внимание, студенты! Также на фестивале предполагается интереснейшая студенческая программа, которая начнется во вторник, 4 октября. Подробности — ниже.
-
С 1 по 4 октября в Санкт-Петербурге проходит фестиваль «Петербургский текст»
Фестиваль «Петербургский текст» проводится Международной ассоциацией «Живая классика» с 2009 года. Основу мероприятий составляют научные конференции с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов-гуманитариев. Изначально «Петербургский текст» был задуман как масштабное культурное событие, способное привлечь внимание широкой общественности, а потому выходящее за узкие рамки сугубо научной акции. В программах состоявшихся фестивалей важное место заняли оригинальные и увлекательные зрелищные мероприятия — такие, например, как спектакль-импровизация «Хлестаковский Петербург» с участием генеральных консулов (2009 г.), писательские шуточные кинопробы «Играем Гоголя» (2009-2010), выставка графики, живописи и инсталляций «Аберрация памяти» (2010), эксклюзивная литературная экскурсия Э. Кочергина «Ленинградское „дно“ середины ХХ века» (2010) и многие другие.
-
Продолжение Лаборатории ON.ТЕАТР. Питер — Милан
Дорогие друзья! С 29 сентября по 2 октября на двух площадках — Малой сцене Театра Ленсовета и новой сцене Лаборатории On.ТЕАТР на Жуковского, 18 — спектакли Международного театрального фестиваля-лаборатории ON.ТЕАТР. Питер — Милан (про открытие новой сцены см. здесь).
Нынешняя осенняя лаборатория в Петербурге — продолжение летнего марафона в Италии (подробнее об этом см. здесь). В блоге мы публикуем программу фестиваля.
-
«Лир. Комедия».
Приют Комедианта.
Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса ЛомакинаЗабудьте про пьесу Шекспира — ее здесь нет. Лир на афише — а ля Уорхолл.
Даром что Хайруллина. Лучшие спектакли нашего времени — это спектакли массового ухода массового зрителя.
Так было с «Чайкой» петербуржца Бутусова в Москве, так есть с «Лиром» москвича Богомолова в Петербурге.
В «Лире», как и в мире, Бог давно умер, хотя все делают вид, что он живее всех живых. Бог сегодня, здесь, сейчас это как когда-то Ленин. Хотя Ленин тоже умер. А говорили «жил, жив и будет жить». Теперь лежит. Там, где стены красные.
-
Том Стоппард. «Rock’n’roll».
РАМТ (Москва).
Режиссер Адольф Шапиро, художники Глеб Фильштинский, Александр СиваевВ Российском Академическом Молодежном театре состоялась премьера спектакля «Рок-н-ролл» в постановке Адольфа Шапиро. В России эту пьесу Тома Стоппарда поставили впервые.
Свидетельствую: премьера прошла с большим успехом, зал стоя аплодировал постановочной группе, режиссеру, артистам, разразился овацией, когда на сцену вышли реальные люди — закадровые персонажи пьесы — члены группы The Plastic People of the Universe (эта чешская рок-группа подвергалась преследованиям в 1970-е гг.), а уж появление сэра Тома Стоппарда вызвало настоящую бурю восторга. Разумеется, огромная серьезная работа театра заслуживает не только уважения, но и адекватного — пристального, вдумчивого и компетентного — разбора. И вот здесь я не чувствую себя вправе выступать экспертом: это, как говорится, не моя чашка чая, я ощущаю себя не совсем своей на этом празднике.
-
В середине сентября в подмосковной Любимовке по приглашению «Фонда Станиславского» Эймунтас Някрошюс провел I международную режиссерскую лабораторию, на которую приехали молодые режиссеры и студенты режиссерских факультетов ГИТИСа и СПбГАТИ. Здесь же начались репетиции нового спектакля Някрошюса — по «Божественной комедии» Данте. О том, что именно происходило эти десять дней в Любимовке, рассказали сам Някрошюс и участники лаборатории.
-
В эти дни празднует свое 70-летие наш любимый Сергей Симонович Дрейден — уникальный артист.
Он всегда — живее всех живых, и помогала ему в этом творческая импровизация, о которой он рассказал ПТЖ еще в № 13 (в чуть расширенном виде наш разговор вошел в книгу «Разговоры»). Но поскольку под юбилеи тянет к мемуарам, то признаюсь, что не только мое девичье сердце замирало когда-то на Малой Садовой при виде Дрейдена, подкатывающего на велосипеде к служебному входу Комедии к 11:00. Он был героем нашего, а потом уже и не нашего времени: мои студенты вспоминают времена «Отца» в БДТ (об этом они в тот момент писали) и «Потерянных в звездах» (и об этом мы писали — см. № 22 и портрет актера в № 50) — как последний золотой театральный век.
-
С 10 по 18 сентября в Москве на базе «Театра. doc» и «ЦДР» проходил ежегодный фестиваль молодой драматургии «Любимовка»
«Любимовку» 2011 можно с уверенностью назвать теплицей по выращиванию молодых авторов. Новые имена, новые темы, новая структура фестиваля. Если в прошлом году доминантой были читки, то в этом к ним прибавилось значительное количество мастер-классов драматургов и режиссеров, на которых «старшие» делились с «младшими» житейским опытом, скаутским набором советов-предложений по выживанию в дремучем лесу русского театра.
комментарии