
-
25 июня мы опубликовали рейтинг прошедшего сезона от редакции «ПТЖ», параллельно предполагая осуществить рейтинг в разделе «Пресса» и собрать мнения журналистов и критиков, постоянно обозревающих процесс в газетном формате. Предлагаем его вашему вниманию. То есть посезонный рейтинг будет знакомить вас с частными мнениями сотрудников редакции и обозначать спектакли, которые кажутся каждому из нас наиболее интересными, а параллельно такой же «реестр» станут формировать критики-обозреватели газет.
У каждого эксперта есть 10 позиций на каждый сезон. С возникновением новых премьер приоритеты могут меняться, это некие «живые таблицы», за которыми стоит следить в течение сезона.
Некоторые критики отказались участвовать в рейтинге по уважительным (и уважаемым нами) поводам, кто-то не хочет «заморачиваться» и постоянно обновлять свои показания, но подавляющее большинство откликнулось.
Сезон 2011/2012 завершен, в его итоги вряд ли что-то добавится, хотя если кто-то из экспертов посмотрит спектакль, ранее им не виденный, — изменения могут произойти и здесь. Итоги опроса редакция видит только вместе с пользователями и считает, что сопоставительные рейтинги помогают оценить картину петербургской театральной жизни наиболее объективно и адекватно.
А пока картина вот такая. Ее мы и предлагаем вашему вниманию.
-
Каждый второй номер нашего журнала выходит летом. Это, двадцатое наше лето, пасмурно по погоде и пасмурно по настроению: именно в юбилейный год Комитет по культуре дважды отказал нам в поддержания сайта и его интернет-проектов, не дал ни копейки, как и на декабрьский юбилей (нет, не на пьянку, принять гостей мы в состоянии на свои, а на семинар российских журналистов, пишущих о театре, который мы собирались провести, на другие затеи…) Когда я спросила г-на Д. Месхиева, что теперь, — он сказал: у комитета есть сайт, вот отдайте нам ваши проекты… Без комментариев. Про Минкульт и подумать боюсь. В этом году успели помочь, а что будет?!…Неясно, получим ли грант, и какой, от Комитета по печати (обычно мы знали это в марте, нынче узнаем в середине июля), а книжные конкурсы еще вообще не объявлены. Говорят что-то невнятное про осень. А это значит, что будут и дальше банкротиться (или их будут банкротить) некоммерческие государственные типографии, работавшие на научную, искусствоведческую и прочую литературу. Уже приказал долго жить обанкротившийся «Печатный двор» (легендарный!), на ладан дышит (и переводит нас в другую типографию) наша «Искусство России»: заказов нет, потому что нет субсидирования издательств…
Давненько я не писала, читатели и коллеги, таких текстов, но вот времена возвращаются. Геноцид образования (на театроведческом факультете резко сократились бюджетные места, впору обращаться в ЮНЕСКО о защите и сохранении специальности), культуры (губернатор объявляет, что нет денег на поддержание исторического центра Петербурга, зато дорожают бездарные городские праздники и увеселения типа знаменитого шоу для участников Экономического форума).
Тут-то и выходит наш новый номер. Самый толстый за всю историю, да еще в бронзовой обложке (хотели дать чуть-чуть, как когда-то в двадцатых номерах, а получилось «богато», мы буквально вписываемся в городские шоу пера Виктора Крамера с серебряными детьми…) На самом деле это номер очень рабочий. Он о сохранении профессии, ее памяти, он о звездах (читайте интервью с Н. Осиповой и И. Васильевым) и о едином театральном процессе, который мы не разделяем на столицу и провинцию и в котором Москва, Ярославль и Минусинск идут рядом. Откройте, изучите оглавление и читайте. Хватит на все лето…
-
27 июня, Екатеринбург. Международный фестиваль современной драматургии завершился, как всегда, грандиозно. Прямо напротив театра — старый городской парк Вайнера, куда еще наши родители бегали на танцы под духовой оркестр. Сейчас он изрядно зарос вольными травами и кустами, и стал, как по стилю, так и по фактическому назначению, абсолютно Коляда-парком, летней террасой театра. Там проходят читки новых пьес, выступает ягодинская «Курара», там зрители гуляют в антрактах, гости фестиваля с пловом, бешбармаком или шашлыком, приготовленным здесь же перед театром, общаются в конце дня, уютно расположившись на травке. Там же проходит закрытие и «раздача слонов».
-
Открывается Всероссийский фестиваль-лаборатория молодой режиссуры
С 29 июня по 3 июля в Санкт-Петербурге состоится Всероссийский фестиваль-лаборатория молодой режиссуры «ON.ТЕАТР. ru». Мероприятия фестиваля пройдут на сценах Лаборатории ON.ТЕАТР, ТЮЗа им. Брянцева и Большого театра кукол.
Полную афишу фестиваля «ON.ТЕАТР. ru» можно увидеть в группе Лаборатории ON.ТЕАТР на Facebook и здесь.
«ПТЖ» планирует пристально наблюдать за происходящим на фестивале-лаборатории и публиковать результаты наблюдений в комментариях.
-
Не раз наши читатели выражали пожелание, чтобы на сайте публиковался рейтинг петербургских премьер.
Мы долго думали, кто должен войти в эксперты, и получалось, что либо (в приближении к абсолюту) все 200 авторов журнала (а это невозможно), либо только редакция. Остановились на втором но параллельно предполагаем осуществить рейтинг в разделе "Пресса" и собрать мнения журналистов и критиков, постоянно обозревающих процесс в газетном формате. То есть посезонный рейтинг будет знакомить вас с частными мнениями сотрудников редакции и обозначать спектакли, которые кажутся каждому из нас наиболее интересными. Конечно, не каждый смотрит все, мы ходим в разные театры, рейтинг формируется в зависимости от насмотренности каждого (не успел посмотреть — уменьшил/увеличил баллы спектакля).
У каждого эксперта есть 10 позиций на каждый сезон. С возникновением новых премьер приоритеты могут меняться, это некие «живые таблицы», за которыми стоит следить в течение сезона.
Сезон 2011/2012 завершен, в его итоги вряд ли что-то добавится, хотя если кто-то из экспертов посмотрит спектакль, ранее им не виденный, — изменения могут произойти и здесь.
А пока картина вот такая. Ее мы и предлагаем вашему вниманию.
-
Д. Верди «Реквием».
Мариинский театр.
Режиссер Даниэле Финци Паска, дирижер Валерий Гергиев.«Реквием» Финци Паски начинается с чудесной интерлюдии, проходящей в тишине. Два белых ангела ведут из глубины зала светловолосую девочку в голубом платье — настоящую Алису Кэррола. В полутьме, под торжественный бой часов ангелы открывают три разных занавеса — словно двери в прекрасный сказочный мир. Вступает оркестр.
-
Сегодня, в ночь с 23 на 24 июня, проект «Открытая сцена» предпримет смелую попытку создания театральной альтернативы «Алым парусам» — в «Балтдоме» пройдет фестиваль «Сны в летнюю ночь».
В энергетическом коктейле будут смешаны эксперименты молодых петербургских театров и музыкальных групп. Свои работы всю ночь в режиме нон-стоп показывают Максим Диденко/Алиса Олейник/Павел Семченко («Синяя борода, надежда женщин»), Театр Morph («Рыба»), Этюд-театр («Двое бедных румын, говорящих по-польски»), театр Lusores («Два Лазаря»), театр ТРУ («Нерест»), Лаборатория ON. ТЕАТР («Дневник онаниста») и другие.
-
«Алеаторика ПиДжи».
Проект объединения «КОКОИК».Павел СемченКО, Максим ДиденКО и Алиса ОлейнИК объединились в группу под названием «КОКОИК» ради нового проекта — «Алеаторика ПиДжи». Название раскрывает способ постановки: алеаторика — метод композиции в музыке, основывающийся на случайности в сочинении и исполнении. Само название возникло от латинского слова «alea», которое переводится как «игральная кость», «случайность». Поэтому игра в кости рефреном возникает в спектакле даже на предметном уровне, только кубики — это кусковой сахар.
-
20 июня исполнилось бы 85 лет Евгению Соломоновичу Калмановскому,
писателю, критику, педагогу, учителю многих литературоведов и театроведов.Одна из первых публикаций рубрики «Учителя» в № 2 нашего журнала была посвящена Е. Калмановскому. Он вспоминал своего учителя Г. А. Гуковского, Т. Москвина говорила о нем. Эти антикварные тексты мы предлагаем вашему вниманию в день юбилейной даты Евгения Соломоновича, которого и помнят и продолжают любить. Совершенно очевидно — этот человек из тех, о ком говорят: незаменимый.
-
Я. Реза «Человек случая».
«Такой театр» на сцене музея Достоевского.
Режиссер Александр Баргман, художник Эмиль КапелюшПьеса, состоящая лишь из внутренних монологов двух людей, мужчины и женщины, писателя и его поклонницы, «случайно» оказавшихся в одном купе, вобрала в себя голоса великих интеллектуалов ХХ столетия — Фриша, Кортасара, Маркеса, Ивлина Во, той литературы, которая уже вряд ли будет так вдохновлять и питать человечество, как это происходило в прошлом.
-
Ю. Смирнов-Несвицкий «Внутренний голос».
Театр «Суббота».
Режиссер Юрий Смирнов-Несвицкий, художник Мария Смирнова-НесвицкаяВнутренний голос нужно слушать. Спектакль «Внутренний голос» — тоже. Его надо воспринимать интуитивно, духовно. Действие здесь намеренно бессобытийное и разветвленное. Блики, полутона, всплывающие воспоминания, уходящие в небытие герои... Такой своеобразной музыкально-драматической исповедью Юрий Смирнов-Несвицкий отметил собственный юбилей.
-
Памяти петербургского танцовщика, хореографа, педагога.
Неопубликованное интервью предоставлено редакции Марианной ДимантУшел Никита Александрович Долгушин — танцовщик, хореограф, педагог, мыслитель.
Около четырех лет назад, в конце октября 2008 года, мы встретились с ним в гримерке Михайловского театра и поговорили. Через несколько дней ему исполнялось 70. Поэтому и разговор он начал с итогов — на тот момент предварительных:
-
«Гильгамеш 1, 2» (две первые песни шумерско-аккадского эпоса в переводе С. Липкина).
Театр «Lusores».
Режиссер Александр СавчукТеатр «Lusores» уже давно спрятался от современной реальности за каменными стенами своей собственной Касталии и живет по какому-то другому времени. Работа над русскими духовными стихами, затем над поэзией русского авангарда, сформировала их способ работы с текстом: звучание слова важнее значения, мизансцены выстраиваются из простых геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, линия), жесты рублены, не похожи на бытовую пластику. Чувства переживаются достаточно обобщенные: сила, боль, подчинение, сопротивление, влечение и т. д. И следующим шагом в этом направлении работы стал древний шумерский эпос о царе Гильгамеше, написанный еще в XXII веке до н. э., когда и театра-то не существовало.
-
Спектакль Яна Кляты на Платоновском фестивале
В Воронеже идет Второй международный Платоновский фестиваль. Режиссер Михаил Бычков, его художественный руководитель, и Олег Ткаченко, исполнительный директор, вот уже второй раз собирают грандиозную программу. Театром, музыкой, литературой и изобразительным искусством охвачен весь город, включая скверы, где играют оркестры, центральную площадь, где проходила книжная ярмарка и где десятки людей, включая губернатора, читали Платонова, и даже уличные репродукторы, передающие информацию о фестивале. Фестиваль устроен как-то тотально, мимо не может пройти никто.
Об одном из первых театральных событий фестиваля, спектакле Яна Кляты, пишет Евгений Авраменко, который писал и о Первом Платоновском в № 65 «ПТЖ».
-
Р. Вагнер «Зигфрид».
Баварская государственная опера (Мюнхен).
Дирижер Кент Нагано.
Режиссер Андреас Кригенбург, сценография Харальд Тор, хореография Зента Хаэртер, костюмы Андреа ШраадАндреас Кригенбург продолжает свою концепцию вагнеровского «Кольца». Опера-сказка «Зигфрид» посвящена герою, бог Вотан (Томас Майер) появляется в этой истории инкогнито, как странник-наблюдатель за родным внуком.
Юный Зигфрид хочет, наконец, узнать, кто его родные отец и мать, вынуждает воспитавшего его карлика Миме отдать ему осколки меча Нотунга, выковывает себе геройский меч сам, и отправляется побеждать дракона, стерегущего сокровища и Кольцо Нибелунгов.
-
М. МакДонах «Человек-Подушка».
Мастерская С. Д. Черкасского, режиссер Наталия Лапина, сценограф Александр Якунин.
В рамках декады выпускных спектаклей СПГАТИНазвание одной из самых известных пьес Мартина МакДонаха появилось на афишах дипломной декады мастерской С. Д. Черкасского. Историю, придуманную ирландским драматургом, режиссер и педагог курса Наталия Лапина поставила не как леденящий душу триллер, а как весёлый и опасный аттракцион. Несмотря на присутствие ненормативной лексики, сцен насилия и полтора часа беспрерывного действия — в 55-й аудитории ни один ребёнок не пострадал.
-
Сегодня и завтра в программе гастролей новосибирского драматического театра «Красный факел» — «Гедда Габлер», премьерный спектакль в постановке Тимофея Кулябина.
Предлагаем вниманию читателей рецензию Дарьи Макухиной.
-
Сегодня и завтра в гастрольной афише театра «Красный факел» — «История города Глупова» в постановке петербуржца Дмитрия Егорова. Предлагаем читателям блога «ПТЖ» посвященную этому спектаклю рецензию Татьяны Тихоновец из № 68, который сейчас находится в типографии.
-
«Поучительные истории о волшебных превращениях» (по мотивам сказок Вильгельма Гауфа).
Театральный проект «Круглый год».
Режиссер Светлана Озерская, художник Захар ДавыдовТеатральный проект «Круглый год» давно перестал быть «проектом, сейчас это полноценный театр кукол, со своим репертуаром уже четыре сезона путешествующий по сценическим площадкам Петербурга. За это время режиссёр и вдохновитель театрального содружества Светлана Озерская успела поставить пять спектаклей, в которых заняты артисты петербургских театров кукол. Их можно увидеть и на сцене БТК, и в театре «Куклы», и в музеях, и в клубах, и в окраинных ДК...
-
Данте Алигьери. «Божественная комедия».
Режиссер Эймунтас Някрошюс, художник Мариус НякрошюсСпектакль Някрошюса «Божественная комедия» отливали, как колокол — всем миром, это копродукция Театра Meno Fortas (Литва), Фестиваля им. Станиславского (Москва), Театра-фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург), Литовского национального театра, Aldo Miguel Grompone (Рим)...
Но это еще и учебный спектакль, вводящий студентов курса Някрошюса в эстетические координаты его театра. Поэтому в ней — все хрестоматийные някрошюсовские приметы: девочки подымают согнутую в колене ногу, оттягивая книзу пятку, как это делали ведьмы «Макбета» или Виктория Коудите-Офелия в «Гамлете», поэтому они учатся стремительно летать по сцене, действовать единым хором сочиненного художественного мира.
комментарии