Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • НА ЯЗЫКЕ ИСЧЕЗНУВШЕЙ ИМПЕРИИ

    «Когда рот умер, другие части тела решали, кто будет его хоронить».
    Ассоциация Microcrédit Василия Березина; Париж, станция метро «Сталинград».
    Режиссер Василий Березин.

    О, сколько в Париже удивительных фактурных пространств. Не пространства, а прямо-таки декорации к спектаклю. Чистая живопись. Готовая сценография. Бери и делай. В отличие от многих коллег, жалующихся на то, как сложно в Париже найти площадку, которая согласилась бы принять режиссера или готовый спектакль, — хотя это и правда сложно, — Вася Березин берет и делает. Делает он свои спектакли в разных неожиданных местах: в сквоте в парижском пригороде, или, к примеру, на заброшенном корабле, или вообще там, где (кажется) сто лет не ступала нога человека. А пункт назначения обозначает для зрителей координатами долготы и широты — гугл-карта в помощь. Иногда, чтобы добраться до места, нужно пройти отдельный квест, что всегда увлекательно, хотя сам спектакль (или перформанс) увлекательным получается не всегда. Но тут получилось. Все совпало: стихи поэта Горация на чистой, без примеси, латыни, сумрачное место действия, отсылающее уже не к Горацию, а скорее к дантову Вергилию, проводнику по аду и чистилищу, и вполне отдельный чужой мир вокруг, живущий своей вполне отдельной сегодняшней жизнью.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КАБАРЕ. МИМО МЕЙЕРХОЛЬДА

    «Кабаре им. Мейерхольда». Документальная сказка.
    Александринский театр.
    Режиссер Кирилл Люкевич, драматург Настасья Федорова, сценография, костюмы, маски и куклы Леши Силаева.

    Бесспорно: нечего и пытаться всерьез изобразить на сцене гениев искусства. А вот если устроить шутовскую игру в классиков, с вымышленным сюжетом — то да, авторские собственные фантазии о великих людях могут оказаться увлекательными сами по себе, независимо от их адекватности реальной фактуре. Видимо, это логично, объективно для мышления пост-театра: серьезное равнозначно трепу, факты — сплетням, собственная мысль — набору банальностей. Таким миксом является драматургия «Кабаре им. Мейерхольда», и это сознательный принцип.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • «МЫ СОЗДАЕМ ХУДОЖНИКОВ»

    Выставка «Театр художника» в Театральном музее

    В Театральном музее — выставка «Театр художника», работы учеников школы «Креативные классы ТАК» (аббревиатура Театр, Анимация, Кино), приуроченная к пятилетнему юбилею, который случится осенью 2024 года.

    ТАК — это место, где занимаются визуальным творчеством в сфере театра, анимации и кино молодые люди разного возраста (от 5 до18 лет). Занятия в классе «Театр художника» с ними проводят Яна Глушанок (основатель школы), Эмиль Капелюш, Ирина Чередникова и Наталья Дружкова.

    Я шла на эту выставку, мало ожидая. Но если бы мне сказали, что выставлены работы выпускного курса постановочного факультета РГИСИ — я бы поверила: это работы зрелой фантазии, театрального мышления, свободы.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВРЕМЯ БОРМЕНТАЛЯ

    «Собачье сердце». М. Булгаков.
    Театр МТЮЗ.
    Режиссер Антон Федоров.

    Спектакль начинается неспешно, рутинно — как давно идущий в репертуаре. Выходит световик, возится с прожектором. Дарья Петровна что-то роняет со столика у магнитофона, где-то в глубине мелькает черно-белый видеоряд, городские пейзажи. Преображенский, вернее, актер, которому вечером, видимо, в какой-то сильно не первый раз, предстоит сыграть главную роль в «Собачьем сердце», входит в декорацию, в стены с ободранными обоями. Пошатываясь, как будто с похмелья, он свойски, с кокетством старого пошляка щиплет Зину — молоденькую актрису, и кидает партнерам фразу, мгновенно выдающую его максимально серьезное отношение к себе в искусстве: «Я сегодня пустой...»

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОЛИФОНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА

    «Люблинский штукарь». И. Башевис-Зингер.
    Московский еврейский театр «Шалом».
    Режиссер Яна Тумина, художники спектакля Яна Тумина, Нил Бахуров, Кира Камалидинова, Кирилл Маловичко и Маша Небесная.

    Поначалу думаешь, что если историю про фокусника, про человека, который работает с предметами и иллюзиями, ставит режиссер Яна Тумина, то лучшего союза автора и постановщика невозможно и вообразить. Ведь театр Туминой — это и есть театр иллюзии, где текст является далеко не самой важной персоной, где задействованы, в первую очередь, преображенные предметы и пространства, звуки и краски, и где невербальное зачастую говорит нам больше, чем слова. А между тем, основой нового спектакля становится сочная, подробно эпическая проза Башевиса-Зингера, герой которой хоть и штукарь, то есть фокусник, но нам рассказывается целая история непростой жизни. Сюжет, если хотите, библейский — с божьим даром человека, с его грехами и соблазнами, с уходом блудного сына от корней и возвращением к ним, с очевидной вертикалью ветхозаветной веры.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ДА, Я ПОЭТ ТРАГИЧЕСКОЙ ЗАБАВЫ...»

    «Козлиная песнь». К. Вагинов.
    Камерный театр Малыщицкого.
    Режиссер Роман Муромцев, художник Екатерина Гофман.

    «...А все же жизнь смертельно хороша» — сказано далее поэтом и автором четырех романов, умершим в 35 лет от туберкулеза.

    Вот театр, как сказочная избушка, повернулся, наконец, к лесу задом, к автору «Козлиной песни» передом. Театр — в лице КТМ.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • И ТОНКО-ТИХО-ПЕЧАЛЬНО ПРОПЕЛИ ОНИ ТРИ ТОЛСТОВСКИЕ ЦИТАТЫ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКАХ РОССИЙСКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ...

    «Воскресение». Л. Н. Толстой.
    Театр «Приют комедианта».
    Режиссер и художник Семен Серзин.

    Становится уже азартно.

    Третье «Воскресение» за три месяца в Петербурге (Айдар Заббаров, Никита Кобелев, Семен Серзин) и одно в Самаре (Денис Хуснияров). По мере многократного воплощения силами режиссеров одного и того же поколения роман Толстого постепенно укорачивается: начав с 4 часов в Ленсовете, пришли к 1.30 в «Приюте комедианта»... Кто может еще короче, за 40 минут?)

    Айдар Заббаров ставит именно роман, продираясь к собственно драматическому сквозь толстовские эпические толщи.

    Никите Кобелеву и Денису Хусниярову пьесы написали Дмитрий Богославский и Алексей Житковский.

    Семен Серзин — все сам: он и режиссер, и художник, и художник по свету, и автор инсценировки.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ПУТЕШЕСТВИЯ НА КРАЙ НОЧИ

    «Ленинградские сказки». Ю. Яковлева.
    РАМТ.
    Режиссер Филипп Гуревич, художники Анна Агафонова и Антон Трошин.

    «Ленинградские сказки» Елены Яковлевой сделаны на стыке нескольких традиций, которые она смешала в уникальной пропорции.

    Это война и блокада глазами детей. Тут и дневники Тани Савичевой и Анны Франк, и богатая беллетристика. В собственно ленинградской словесности стоит вспомнить повести Виктора Голявкина («Мой добрый папа») и Юрия Германа («Вот как это было»).

    Это петербургские сказки-фантасмагории с западным колоритом. От Одоевского и Погорельского до Чуковского, Каверина и Шварца.

    Это обэриутская линия, в диапазоне от «Безумного волка» до «Елки у Ивановых». Поздний ее плод — недавно опубликованные блокадные стихи Геннадия Гора, где ткань бытия истончается до простейших сущностей, выцветших картинок из букваря и анатомического учебника.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОШАЧЬЯ ИСТОРИЯ ВЫХОДНОГО ДНЯ

    «Дни Савелия». Г. Служитель.
    Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова.
    Режиссер и художник Андрей Тимошенко.

    Архангельский драмтеатр живет активно: фестивали, гастроли, полный зал-тысячник с гаком, каток вокруг театра, и, катаясь по ледяным дорожкам, люди видят на афишах «Гамлета», «Мастера и Маргариту», «Живаго». И оказываются потом в зале. В этом смысле директор Сергей Самодов в союзе с режиссером Андреем Тимошенко почти физически зацентровали город вокруг места, с которого Архангельск пошел быть, и сделали театр драмы градообразующим предприятием: все тропинки ведут к нам...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СМЕРТЬ — ЭТО ВСЕ МУЖЧИНЫ. И ЖЕНЩИНЫ — СМЕРТЬ

    «Яма». Сцены из романа А. Куприна.
    Омский драматический «Пятый театр».
    Режиссер Людмила Исмайлова, художник Наталья Белова, режиссер по пластике Игорь Григурко.

    Старая как мир бизнес-стратегия утверждает, что для успешной работы борделя надо менять не кровати, а участниц производственного процесса. В заведении Анны Марковны в Ямской слободе (Яме) южного российского города начала прошлого века кровати не меняют, на них работают. В пространстве этого «веселого дома» не так много вещей, но каждая из них не просто функциональна, но и символична.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАМ — Я ЛЮБИТЬ (НЕ) МОГ, ЗДЕСЬ — Я ЛЮБИТЬ БОЮСЬ

    «Ворованный воздух».
    Независимый проект на площадке Городского театра.
    Режиссер Дмитрий Хохлов, художник Елена Левина, драматург Матвей Зарецкий.

    Дмитрий Хохлов, недавний выпускник режиссерского курса Г. М. Козлова, на площадке Городского театра вместе с небольшой командой (Еленой Левиной, Артемом Николенко, Матвеем Зарецким и выпускниками мастерской С. Д. Бызгу Артемом Кисаковым и Валерией Ермошиной) создал спектакль про Мандельштама. Без здания, без названия проекта, без масштабного пиара, буквально подвально, самиздатно. И в этом, казалось бы, театре «на коленке» возникает яркое мандельштамовское, нежное и трагическое. актуальное высказывание.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КРИВОЕ ГОРЕ ГОРОДА СУЛИМА

    «Риф». А. Поляринов.
    Такой театр.
    Режисер Борис Павлович.

    Кажется, что «Риф» совершенно не похож на все другие спектакли Павловича. Он лаконичен по форме и при этом чрезвычайно сложно выстроен по композиции. Но прежде всего — оглушительно эмоционален. Режиссер обращается к одноименному роману Алексея Поляринова и добавляет к нему мотивы из книг «Заметки к перформативной истории собрания» Джудит Батлер и «Курс. Разговоры со студентами» Дмитрия Крымова, плюс как минимум одну сюжетно значимую цитату из работы Александра Эткинда «Кривое горе. Память о непогребенных».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫПЕЙ МЕНЯ, СЪЕШЬ МЕНЯ

    «Вчерашний чай». Д. Кареглазая.
    Театр «Особняк».
    Режиссер Виктория Бессмертная.

    В основе постановки лежит киносценарий Дины Кареглазой (ранее указанной в афише как Екатерина Мавроматис), переработанный Викторией Бессмертной в спектакль — психологический триллер, где режиссер, оставаясь в одном пространстве-времени, на близкую зрителю реальность наслаивает реальность мистическую, негативную. Предмет или действие остаются бытовыми и узнаваемыми, но в них меняется какая-то отдельная частичка, и возникает тревога, ощущение ирреальности, кошмара, зловещей долины... Как в страшных снах, привычные, казалось бы, обстоятельства наделены невозможными устрашающими деталями.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 115

    Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя...

    Последнее или не последнее, кто теперь что знает наверняка, но этот номер «ПТЖ» получился действительно «дневником Пимена», летописью сегодняшнего театрального процесса. Такой рецензионный-рецензионный: с россыпью «Выхода в город», с Туминасом и Шерешевским, Крымовым и Праудиным, Бутусовым и Федоровым, с Крикливым, Додиным, Фокиным и Наставшевым, с российскими премьерами городов и весей... Он и оформлен «дневником Пимена», который нарисовал к спектаклю Театра Наций «Борис Годунов. Сны» Анвар Гумаров. Пимен, конечно, все больше «летописал» про злодейство, про царевича убиенного, про государевых карателей, посланных в Углич с поручением, а мы про искусство, но в мире все так переплетено, и искусство живет внутри «летописи о многих мятежах», внутри большого безнадежного мира, между всегда безмолвствующим глубинным народом — и очередными Шуйскими-Воротынскими.

    Мы пытаемся сохранить привычный ареал своего театрального путешествия. Пимен — он Пимен и есть. И в убогой подвальной келье считает своим долгом писать, то есть отражать театральную реальность, а через нее саму реальность — в миг ее возникновения.

    Содержание номера
    Марина Дмитревская. К читателям и коллегам

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАГОВОРИТЬ С ЛЮБЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

    О лаборатории «Драматургия 50–70-х годов. Традиции и новации» в Томском областном театре драмы

    Магистранты Виктора Рыжакова показали шесть режиссерских эскизов в Томском областном театре драмы на партнерской лаборатории Школы-студии МХАТ и компании СИБУР-холдинг. Материалом для них послужила советская драматургия 1950–70-х годов, а идеей, сквозным мотивом, давшим подзаголовок проекту, — соединение «традиции и новации», прошлого и настоящего. И выбор этот не случаен. Томский театр заинтересован в авторах, которые звучали на его сцене более полувека назад: следы постановок по В. Розову, А. Арбузову, Л. Зорину можно найти в музейном архиве, где хранится каталог с историей репертуара и оцифрованы многие свидетельства эпохи.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

    «Друзья». К. Абэ.
    Театр Наций.
    Режиссер Мотои Миура, художник Ольга Шаишмелашвили.

    Постановка иностранного режиссера на сцене российского театра по нынешним временам выглядит абсолютной экзотикой. Времена Персеваля, Лепажа, Херманиса остались в прошлом: международные театральные связи российские театры выстраивают в других, неевропейских направлениях. Только вот стран с развитой театральной культурой не так много, и поиски идут почти по кругу.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ ПОПРОБУЕШЬ — НЕ УЗНАЕШЬ

    «Академия смеха». К. Митани.
    Центр культуры и искусства «Прогресс» (Воронеж) и Пространство «Внутри» (Москва).
    Режиссер Михаил Бычков.

    Мировая премьера интеллектуальной комедии Коки Митани «Академия смеха» о единстве и борьбе противоположностей — об Авторе и Цензоре — состоялась в 1996-м в Токио, а уже через два года была впервые поставлена в России — в Омском театре драмы Владимиром Петровым. Дмитрий Лебедев, игравший Автора, и перевел этот текст — уже с английского, что свидетельствует о стремительном распространении комедии на Запад вплоть до Бродвея. А Юрий Ицков в роли Цензора вызвал к этой фигуре неожиданное доверие: кондовый чиновник, «спущенный на культуру» аж из военных, начисто лишенный чувства юмора, оказывался борцом с низкопробным дешевым искусством. Спектакль, видимо, был настолько успешен (и даже впечатлил самого Коки Митани), что Владимир Петров обращался к пьесе еще дважды, в том числе и в Воронеже на сцене Кольцовской драмы.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ДЕЛО ЖИЗНИ — РАБОТА СМЕРТИ

    «Маузер». Х. Мюллер.
    «Сцена-Молот» Театра-Театра (Пермь).
    Режиссер Дмитрий Мульков, художник Анна Красоткина.

    Чтобы нечто пришло
    Нечто должно уйти
    Первая форма надежды
    Есть страх
    Первое явление нового
    Есть ужас

    Х. Мюллер

    Цитата Хайнера Мюллера, использованная в эпиграфе, взята из примечаний автора к пьесе «Маузер». Капельдинеры раздавали зрителям открытки с этой фразой после спектакля Дмитрия Мулькова в пермской «Сцене-Молот». Пермский «Маузер» — попытка отрефлексировать коллективное бессознательное, приводящее к безмолвному и глупому согласию. Если угодно — антиутопия, герой которой перестает быть бездушным винтиком системы, отвечая репрессивной машине категоричным «нет» и погибая свободным человеком.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «Я — КАВАЛЕР, А ТЫ — БЕДНА ЎДОВА»

    «Забалоцце».
    Республиканский театр белорусской драматургии.
    Режиссер-постановщик Евгений Корняг, композитор Катя Аверкова, художник Татьяна Нерсисян.

    Спектакль «Забалоцце» Республиканского театра белорусской драматургии стал заключительной частью трилогии Евгения Корняга по мотивам белорусского песенного фольклора (первая — «Брак с ветром», вторая — «Пачупки» ). Каждый спектакль по форме — «песня в одном действии», по сути — мифопоэтическое размышление на тему ключевых трансформаций человека — брак, рождение и смерть.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ШКОЛЬНАЯ ДРАМА, K-POP, ДОРАМА

    «Яна всем нравится (нет)». И. Витренко.
    Челябинский Молодежный театр.
    Режиссер Дмитрий Писарев, художник-постановщик Екатерина Угленко, художник по костюмам Екатерина Никитина.

    Пьесу «Яна всем нравится (нет)» Игорь Витренко написал в 2022 году на III Международном конкурсе-лаборатории современной драматургии для подростков «Своя территория» в Таре. После появился эскиз в Камерном зале Омской филармонии. Потом пьесу читали и обсуждали на фестивале «Арлекин» — на лаборатории «Маленькая Ремарка», а также в рамках совместного проекта Театральной школы Константина Райкина и конкурса новой драматургии «Ремарка». Подступаются к этой пьесе и театры: в начале 2024-го почти подряд появились постановки сначала в Челябинском Молодежном театре, потом в Крымском ТЮЗе.

    Читать дальше | Комментарии (0)