
-
Можно начать так: к 225-летнему юбилею А. С. Пушкина К. М. Гинкас выпустил спектакль «Повести покойного Белкина» с подзаголовком «Спектакль по Пушкину и о Пушкине». А можно иначе: сначала, в 1979-м году, были легендарные уже «Пушкин и Натали» Гинкаса в Ленинграде с Виктором Гвоздицким. Потом — уже в МТЮЗе: «Пушкин. Дуэль. Смерть» и «Золотой петушок». Между ленинградской постановкой и московскими был телевизионный «Граф Нулин» с Мариной Нееловой. 45 лет размышлений режиссера о Пушкине вылились в пять (теперь) спектаклей, о последнем из которых он рассказал «Петербургскому театральному журналу».
-
«Магда». М. Ардитти.
Театр «Старый Дом» (Новосибирск).
Режиссер Юрий Квятковский, художник Нана Абдрашитова, драматург Екатерина Августеняк.Спектакль «Старого Дома» по мотивам пьесы Майкла Ардитти «Магда» (перевод Ольги Варшавер и Татьяны Тульчинской) дополнен текстом шеф-драматурга Екатерины Августеняк и поставлен Юрием Квятковским. Он называется «Парадокс об актере и жестокости». И это очень точное название.
-
Переписка об открытии биеннале «Пустой театр» и новой площадки «Пароход»
Алена Ходыкова — Арине Хек
Арина, я хочу тебе написать о любви к неказистым фанеркам. Тесное и неудобное, сгущенное и чрезмерное, как любой спектакль Романа Муромцева — Екатерины Гофман, лофтово-бедное, как любая андеграундная площадка, наполненная концептуальными кураторскими текстами, как любая выставка в MMOMA, — пространство биеннале «Пустой театр» с самого начала очаровывает своей уютной неприглядностью и нарочитой самодельностью. -
Сегодня театральный мир прощается с Инной Натановной Соловьевой. Мы публикуем текст, который его автор, Анатолий Миронович Смелянский, просил прочитать на прощании с Инной Натановной в портретном фойе МХТ им. А. П. Чехова в ту минуту, 11.00. 3 июня 2024 года, когда начинается прощание.
-
«Выход в свет». К. Шевкин.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Режиссер Дмитрий Мульков.Премьера Театра в Театральном музее — спектакль о дискриминации женщин в актерской профессии. И не нужно пугаться того, что режиссер спектакля Дмитрий Мульков и драматург Константин Шевкин мужчины. Первый — вполне себе профеминистских взглядов, а второй — женщина, скрывающаяся за псевдонимом (так уж случилось, что в наши дни драматургини — как и актрисы в спектакле Мулькова — подвержены дискриминации).
-
«Отцы и дети». По мотивам романа И. С. Тургенева.
Театр Наций.
Режиссер Семен Серзин, художник-постановщик София Матвеева.Вопросов о правомерности переноса событий, описанных в классическом произведении, в иную, более близкую современным зрителям эпоху, уже, кажется, никто не задает. И правильно делает. Ну, то есть, вопрос «можно ли?» давно на повестке не стоит — и можно, и нужно. Все это давно доказано длинным списком весьма убедительных с художественной точки зрения спектаклей, в которых сохраняются и темы, и проблематика первоисточника, но при этом то, что хотели сказать классик и вслед за ним театр, приближено вплотную к оптике сегодняшнего зрителя, к той среде, в которой он обитает.
-
О спектаклях IV курса Школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова
Петербуржцам повезло. 1 и 2 июня на сцене Театра «На Литейном» пройдут короткие гастроли выпускного курса Школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова. Повезло потому, что в Москве билетов на «рыжаковцев» больше нет и не будет, а в Петербурге еще можно успеть.
-
«Ломоносов Фест» в Архангельском театре драмы им. М. В. Ломоносова
Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова строит метавселенную будущего. «Ломоносов Фест» существует всего второй год и пока всеяден: в свою программу он включает как экспериментальные постановки в более или менее необычных жанрах, работы с использованием современных технологий, будь то лазерное шоу или роботы, так и строго конвенциональные спектакли об ученых и их изобретениях. Главное же для фестиваля — наука как инструмент познания человека. Через математическую абстракцию или условность космоса раскрывается безусловная хрупкость человеческой природы. Так, перфолекция лаборатории новых медиа «Биомеханика VR» перемещает тело человека в цифровое постбудущее с помощью VR-очков, лишая при этом субъектной оболочки, превращая его «я» в компьютерно-унифицированное «оно». И в этом нет пугающего предостережения, это просто факт, эксперимент, проведший новую черту над старым знаменателем — уязвимостью и несовершенством человека.
-
«Преступление и наказание. Часть 1». По роману Ф. М. Достоевского.
Один театр (Краснодар).
Режиссер Арсений Фогелев, художник Константин Соловьев.Наше отношение к феномену зависит от выбранных нами координат. Так и Пушкин когда-то говорил, утверждая постклассицистическую эстетику: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным».
Первую часть «Преступления и наказания» в Одном театре нельзя судить по платоновской дихотомии идеального и получившегося или же по ее упрощенной версии: вот книга, а вот по ней спектакль. Закон этого спектакля скорее бахтинский: диалогизм. Творческая группа (кроме режиссера у постановки есть худрук, а еще несколько сорежиссеров, этакое шекспировское многоголосье) вступает в диалог с текстом: реплики порой разнородны и неупорядоченны, но живость разговора подкупает.
-
«Стражи музея».
Социально-художественный театр.
Коллективное сочинение по произведениям И. Зартайской.Театральному музею повезло с людьми. Ирина Зартайская — детский писатель и сотрудница музея — написала небольшие сказочные истории о смотрителях и посетителях, а Социально-художественный театр сочинил из них пьесу и поставил спектакль о театральных атрибутах и людях замысловатых профессий: художниках, бутафорах, костюмерах, театральных смотрителях, которые всегда существуют немного за кадром зрительского внимания.
-
O XI Областном семинаре-лаборатории театральной молодежи в Екатеринбурге
В апреле в екатеринбургском Доме актера прошел XI Семинар-лаборатория театральной молодежи «Эскизы», организованный Свердловским отделением СТД РФ. «Эскизы» — уникальный уральский опыт: в проекте участвуют молодые актеры из профессиональных и любительских коллективов всей Свердловской области. Придумал проект Михаил Сафронов — генеральный директор Свердловской музкомедии, секретарь СТД, — его не стало в 2019 году, но «Эскизы» продолжают жить. Второй год лаборатория проводится в Доме актера, а раньше всех педагогов и участников увозили на неделю на природу, в санаторий в живописном месте — организаторы надеются вскоре вернуться к выездной практике.
-
«Снился мне сад». Спектакль по песням В. Козина.
Лысьвенский театр драмы имени А. Савина.
Режиссер Дмитрий Касимов.В Лысьвенском театре драмы имени А. Савина появился спектакль «Снился мне сад» по песням Вадима Козина. Автор литературной композиции и режиссер — Дмитрий Касимов. В роли «опального Орфея», как называли Козина многие годы, — артист Михаил Тихомиров. Авторы спектакля очень скромно определили его жанр: спектакль по песням. Тринадцать романсов и песен Козина звучат в исполнении Тихомирова. Но это ни в коем случае не спектакль-концерт. Главное в нем — и жизнь, и судьба. Жизнь Вадима Козина, а судьба и его, и многих художников, не вписывавшихся в законы сталинского режима. После спектакля думаешь не только о прославленном лирическом теноре, народном кумире, чьи песни звучали из каждого граммофона, а потом раз — и перестали звучать. Почему? Ну, в нашей стране не принято было задавать таких вопросов. Перестали — и все. Думаешь и о забытых поэтах, и о неизвестных писателях, строки которых вернулись к нам во всеми проклятые девяностые годы. Думаешь о забвении, которому были преданы все те, кто, по выражению Андрея Вознесенского, «не умеет хором».
-
«Каштанка». По мотивам рассказа А. П. Чехова.
Няганский ТЮЗ.
Режиссер и автор инсценировки Иван Комаров, художник Юлия Ветрова.В прошлом сезоне Иван Комаров поставил на сцене Няганского ТЮЗа спектакль-концерт «Цехъ поэтовъ» по поэзии Серебряного века. В нынешнем — обратился к рассказу Чехова «Каштанка», но вывел действие далеко за пределы сюжета первоисточника.
На то, что кроме хрестоматийного рассказа зрителя ждет и что-то еще, сразу намекает программка, в которой наравне с Каштанкой, Жоржем, Лукой Александровичем значатся, например, Ирина Николаевна Аркадина и неизвестный персонаж с именем Каша. Действие спектакля начинается при общем свете (художник по свету Максим Бирюков), на сцене — гримерный столик, вешалка с костюмами. Актер Ильнур Мусин готовится к выходу: накладывает грим, надевает костюм, парик, закрепляет гарнитуру. Попутно он разговаривает со зрителями, спрашивая, кто и что помнит про чеховский рассказ и его героев. А заодно рассказывает о задумке режиссера, показывает фотографии, стоящие на гримерном столике, на них — Любимов, Товстоногов, Жолдак, Гончаров. В общем, быстро становится понятно, что смотреть мы будем не только про судьбу потерявшейся собаки, но и про Чехова, и про театр вообще.
-
«Гроза». А. Н. Островский.
Омский академический театр драмы в рамках V Международного фестиваля LOFT в Театре на Васильевском.
Режиссер Галина Зальцман, сценография и костюмы Лилии Хисматуллиной.В «сказочке» Галины Зальцман по драме Островского Катерина Кабанова действительно немножечко попала в сон Татьяны Лариной.
Здесь есть и «дрожащий, гибельный мосток» — планшет сцены покрывают узкие деревянные настилы над еле заметной кромкой воды, а также громоздкие плоские камни. Крестообразно выстроенные помосты — ограниченное место обитания героев, впрочем, не сковывающее их определенными траекториями.
И «большой, взъерошенный медведь» — он промелькнет в толпе в первой сцене, а по ходу спектакля в образе «косматого лакея» Катерине будут являться и Борис, и Тихон.
-
«Графит». В. Горлинский.
Урал Опера Балет и Дом культуры «ГЭС-2».
Хореограф Антон Пимонов, художник по костюмам Елена Трубецкова,
художник по свету Константин Бинкин.С самого момента открытия в 2021 году Дома культуры «ГЭС-2» в нем уделялось большое внимание танцевальным проектам. Одним из главных направлений работы стали мировые премьеры, когда современным композиторам заказывается музыка и с ней создается танцевальный спектакль. В конце 2022 года в «ГЭС-2» выпустили «Озеро» композитора Антона Светличного и хореографа Альбины Вахитовой. Спектакль был показан несколько раз при участии музицирующего композитора, затем возобновлялся в 2023-м, каким-то образом закрепившись в афише, хотя, как и у многих других проектов Дома культуры, у «Озера» могло и не быть повторов.
-
«Гоголь. Портрет». Эстер Бол. По мотивам повести Николая Гоголя.
Рижский русский театр им. М. Чехова.
Режиссер Юрий Бутусов, сценограф и художник по костюмам Марюс Някрошюс.Рассказ о громоздком и затейливом спектакле «Гоголь. Портрет» Юрия Бутусова стоит начать с непреложных фактов. К произведению Гоголя (пьесу по мотивам гоголевской повести написала Эстер Бол, она же Ася Волошина) он имеет более чем опосредованное отношение, я бы сказала, почти не имеет. Многие зрители после первого акта уходят, а оставшиеся в финале после третьего акта устраивают настоящую овацию. И, конечно, этот самый финал! Не менее десяти минут один из героев просто готовит борщ, медленно нарезая капусту, морковь, свеклу и забрасывая их в дымящуюся кастрюлю. Все это время (перформанс, чистой воды перформанс!) на авансцене корчится от боли художник. Успокоится он, только отведав аппетитное блюдо, предварительно щедро сдобренное сметаной. И как тут свести концы с концами? Почти невозможно. Но попробуем.
-
Свой первый солидный юбилей отмечает ведущий хореограф страны — Вячеслав Самодуров. Официально — заслуженный деятель искусств России, лауреат множества премий и конкурсов, в том числе премий губернатора Свердловской области и Правительства России. И хотя глобально подводить итоги, пожалуй, еще рано, есть весомый повод как минимум для набросков к портрету.
-
«Наводнение». Е. Замятин.
Вологодский театр кукол.
Режиссер Анна Коонен, художник Александра Громова.В рассказе Евгения Замятина «Наводнение» главное не на поверхности. Оно не в бытовом сюжете (муж с удочеренной сироткой-подростком изменяет жене, а та убивает юную разлучницу) и даже не в природных стихиях (в рассказе дано реальное, одно из самых крупных в истории Петербурга, наводнение 1924 года). В спектакле Анны Коонен, поставленном на сцене Вологодского театра кукол, емко и образно схвачено то, что в рассказе Замятина таится в материях невидимых, тонких, исследующих скрытую природу человека, общие законы мироздания, которым эта природа подчинена.
-
«Биография из леса». По мотивам романа Ф. Зальтена «Бэмби».
Тюменский большой драматический театр.
Режиссер Владислав Тутак, художник Марина Завьялова.«Биография из леса» — спектакль Владислава Тутака в Тюменском большом драматическом театре по пьесе Клавы Ильиной. Пьеса — по мотивам романа Феликса Зальтена «Бэмби». Создатели спектакля намеренно отстраиваются от привычного восприятия Бэмби — потому в названии нет имени. Эта работа — скорее мифопоэтическое полотно: невозможно красивое и острое, тяжелое, полное отсылок и аллюзий.
-
О XXI Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»
Фестиваль «Арлекин», как и всегда, соединял различные темы и способы общения с подростками и детьми. Образовательная программа «Театр, где играют дети» сменила лекционную часть, где «Гид по современной драматургии для детей и подростков» соседствовал с презентациями Няганского ТЮЗа и проектов «Театр в театральном музее» и «Театральный проект 27», спектакли которых были представлены в программе. А пьесы на читках конкурса «Маленькая Ремарка» логично дополняли спектакли, большая часть которых затрагивала проблемные зоны общения внутри семьи, школы или компании сверстников.
комментарии