Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПРОВЕРЯЯ ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ

    Можно начать так: к 225-летнему юбилею А. С. Пушкина К. М. Гинкас выпустил спектакль «Повести покойного Белкина» с подзаголовком «Спектакль по Пушкину и о Пушкине». А можно иначе: сначала, в 1979-м году, были легендарные уже «Пушкин и Натали» Гинкаса в Ленинграде с Виктором Гвоздицким. Потом — уже в МТЮЗе: «Пушкин. Дуэль. Смерть» и «Золотой петушок». Между ленинградской постановкой и московскими был телевизионный «Граф Нулин» с Мариной Нееловой. 45 лет размышлений режиссера о Пушкине вылились в пять (теперь) спектаклей, о последнем из которых он рассказал «Петербургскому театральному журналу».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАРАДОКСЫ ТЕАТРА

    «Магда». М. Ардитти.
    Театр «Старый Дом» (Новосибирск).
    Режиссер Юрий Квятковский, художник Нана Абдрашитова, драматург Екатерина Августеняк.

    Спектакль «Старого Дома» по мотивам пьесы Майкла Ардитти «Магда» (перевод Ольги Варшавер и Татьяны Тульчинской) дополнен текстом шеф-драматурга Екатерины Августеняк и поставлен Юрием Квятковским. Он называется «Парадокс об актере и жестокости». И это очень точное название.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НОВЫЙ ТЕАТР ФАНЕРНОГО ОБРАЗЦА

    Переписка об открытии биеннале «Пустой театр» и новой площадки «Пароход»

    Алена Ходыкова — Арине Хек
    Арина, я хочу тебе написать о любви к неказистым фанеркам. Тесное и неудобное, сгущенное и чрезмерное, как любой спектакль Романа Муромцева — Екатерины Гофман, лофтово-бедное, как любая андеграундная площадка, наполненная концептуальными кураторскими текстами, как любая выставка в MMOMA, — пространство биеннале «Пустой театр» с самого начала очаровывает своей уютной неприглядностью и нарочитой самодельностью.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОБРЕДЕМ ЕЩЕ, ПЕТРОВИЧ...

    Сегодня театральный мир прощается с Инной Натановной Соловьевой. Мы публикуем текст, который его автор, Анатолий Миронович Смелянский, просил прочитать на прощании с Инной Натановной в портретном фойе МХТ им. А. П. Чехова в ту минуту, 11.00. 3 июня 2024 года, когда начинается прощание.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • «МЕНЯ НЕ БЬЕТ ТОКОМ ОТ МЫСЛИ О БУДУЩЕМ»

    «Выход в свет». К. Шевкин.
    Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
    Режиссер Дмитрий Мульков.

    Премьера Театра в Театральном музее — спектакль о дискриминации женщин в актерской профессии. И не нужно пугаться того, что режиссер спектакля Дмитрий Мульков и драматург Константин Шевкин мужчины. Первый — вполне себе профеминистских взглядов, а второй — женщина, скрывающаяся за псевдонимом (так уж случилось, что в наши дни драматургини — как и актрисы в спектакле Мулькова — подвержены дискриминации).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

    «Отцы и дети». По мотивам романа И. С. Тургенева.
    Театр Наций.
    Режиссер Семен Серзин, художник-постановщик София Матвеева.

    Вопросов о правомерности переноса событий, описанных в классическом произведении, в иную, более близкую современным зрителям эпоху, уже, кажется, никто не задает. И правильно делает. Ну, то есть, вопрос «можно ли?» давно на повестке не стоит — и можно, и нужно. Все это давно доказано длинным списком весьма убедительных с художественной точки зрения спектаклей, в которых сохраняются и темы, и проблематика первоисточника, но при этом то, что хотели сказать классик и вслед за ним театр, приближено вплотную к оптике сегодняшнего зрителя, к той среде, в которой он обитает.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

    О спектаклях IV курса Школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова

    Петербуржцам повезло. 1 и 2 июня на сцене Театра «На Литейном» пройдут короткие гастроли выпускного курса Школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова. Повезло потому, что в Москве билетов на «рыжаковцев» больше нет и не будет, а в Петербурге еще можно успеть.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • МЕТАВСЕЛЕННАЯ МУЛЬТИТЕАТРА

    «Ломоносов Фест» в Архангельском театре драмы им. М. В. Ломоносова

    Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова строит метавселенную будущего. «Ломоносов Фест» существует всего второй год и пока всеяден: в свою программу он включает как экспериментальные постановки в более или менее необычных жанрах, работы с использованием современных технологий, будь то лазерное шоу или роботы, так и строго конвенциональные спектакли об ученых и их изобретениях. Главное же для фестиваля — наука как инструмент познания человека. Через математическую абстракцию или условность космоса раскрывается безусловная хрупкость человеческой природы. Так, перфолекция лаборатории новых медиа «Биомеханика VR» перемещает тело человека в цифровое постбудущее с помощью VR-очков, лишая при этом субъектной оболочки, превращая его «я» в компьютерно-унифицированное «оно». И в этом нет пугающего предостережения, это просто факт, эксперимент, проведший новую черту над старым знаменателем — уязвимостью и несовершенством человека.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАКРОЙ ЗА МНОЙ ДВЕРЬ, Я РОДИОН

    «Преступление и наказание. Часть 1». По роману Ф. М. Достоевского.
    Один театр (Краснодар).
    Режиссер Арсений Фогелев, художник Константин Соловьев.

    Наше отношение к феномену зависит от выбранных нами координат. Так и Пушкин когда-то говорил, утверждая постклассицистическую эстетику: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным».

    Первую часть «Преступления и наказания» в Одном театре нельзя судить по платоновской дихотомии идеального и получившегося или же по ее упрощенной версии: вот книга, а вот по ней спектакль. Закон этого спектакля скорее бахтинский: диалогизм. Творческая группа (кроме режиссера у постановки есть худрук, а еще несколько сорежиссеров, этакое шекспировское многоголосье) вступает в диалог с текстом: реплики порой разнородны и неупорядоченны, но живость разговора подкупает.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ФАБРИКА ВРЕМЕНИ

    «Стражи музея».
    Социально-художественный театр.
    Коллективное сочинение по произведениям И. Зартайской.

    Театральному музею повезло с людьми. Ирина Зартайская — детский писатель и сотрудница музея — написала небольшие сказочные истории о смотрителях и посетителях, а Социально-художественный театр сочинил из них пьесу и поставил спектакль о театральных атрибутах и людях замысловатых профессий: художниках, бутафорах, костюмерах, театральных смотрителях, которые всегда существуют немного за кадром зрительского внимания.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДИСКО-ШАР, ЗАПЛАТКИ И КУКЛА ВУДУ

    O XI Областном семинаре-лаборатории театральной молодежи в Екатеринбурге

    В апреле в екатеринбургском Доме актера прошел XI Семинар-лаборатория театральной молодежи «Эскизы», организованный Свердловским отделением СТД РФ. «Эскизы» — уникальный уральский опыт: в проекте участвуют молодые актеры из профессиональных и любительских коллективов всей Свердловской области. Придумал проект Михаил Сафронов — генеральный директор Свердловской музкомедии, секретарь СТД, — его не стало в 2019 году, но «Эскизы» продолжают жить. Второй год лаборатория проводится в Доме актера, а раньше всех педагогов и участников увозили на неделю на природу, в санаторий в живописном месте — организаторы надеются вскоре вернуться к выездной практике.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖИЗНЬ И СУДЬБА

    «Снился мне сад». Спектакль по песням В. Козина.
    Лысьвенский театр драмы имени А. Савина.
    Режиссер Дмитрий Касимов.

    В Лысьвенском театре драмы имени А. Савина появился спектакль «Снился мне сад» по песням Вадима Козина. Автор литературной композиции и режиссер — Дмитрий Касимов. В роли «опального Орфея», как называли Козина многие годы, — артист Михаил Тихомиров. Авторы спектакля очень скромно определили его жанр: спектакль по песням. Тринадцать романсов и песен Козина звучат в исполнении Тихомирова. Но это ни в коем случае не спектакль-концерт. Главное в нем — и жизнь, и судьба. Жизнь Вадима Козина, а судьба и его, и многих художников, не вписывавшихся в законы сталинского режима. После спектакля думаешь не только о прославленном лирическом теноре, народном кумире, чьи песни звучали из каждого граммофона, а потом раз — и перестали звучать. Почему? Ну, в нашей стране не принято было задавать таких вопросов. Перестали — и все. Думаешь и о забытых поэтах, и о неизвестных писателях, строки которых вернулись к нам во всеми проклятые девяностые годы. Думаешь о забвении, которому были преданы все те, кто, по выражению Андрея Вознесенского, «не умеет хором».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТ ЧЕГО СОБАКА БЫВАЕТ КУСАЧЕЙ?

    «Каштанка». По мотивам рассказа А. П. Чехова.
    Няганский ТЮЗ.
    Режиссер и автор инсценировки Иван Комаров, художник Юлия Ветрова.

    В прошлом сезоне Иван Комаров поставил на сцене Няганского ТЮЗа спектакль-концерт «Цехъ поэтовъ» по поэзии Серебряного века. В нынешнем — обратился к рассказу Чехова «Каштанка», но вывел действие далеко за пределы сюжета первоисточника.

    На то, что кроме хрестоматийного рассказа зрителя ждет и что-то еще, сразу намекает программка, в которой наравне с Каштанкой, Жоржем, Лукой Александровичем значатся, например, Ирина Николаевна Аркадина и неизвестный персонаж с именем Каша. Действие спектакля начинается при общем свете (художник по свету Максим Бирюков), на сцене — гримерный столик, вешалка с костюмами. Актер Ильнур Мусин готовится к выходу: накладывает грим, надевает костюм, парик, закрепляет гарнитуру. Попутно он разговаривает со зрителями, спрашивая, кто и что помнит про чеховский рассказ и его героев. А заодно рассказывает о задумке режиссера, показывает фотографии, стоящие на гримерном столике, на них — Любимов, Товстоногов, Жолдак, Гончаров. В общем, быстро становится понятно, что смотреть мы будем не только про судьбу потерявшейся собаки, но и про Чехова, и про театр вообще.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И СНИТСЯ ЧУДНЫЙ СОН

    «Гроза». А. Н. Островский.
    Омский академический театр драмы в рамках V Международного фестиваля LOFT в Театре на Васильевском.
    Режиссер Галина Зальцман, сценография и костюмы Лилии Хисматуллиной.

    В «сказочке» Галины Зальцман по драме Островского Катерина Кабанова действительно немножечко попала в сон Татьяны Лариной.

    Здесь есть и «дрожащий, гибельный мосток» — планшет сцены покрывают узкие деревянные настилы над еле заметной кромкой воды, а также громоздкие плоские камни. Крестообразно выстроенные помосты — ограниченное место обитания героев, впрочем, не сковывающее их определенными траекториями.

    И «большой, взъерошенный медведь» — он промелькнет в толпе в первой сцене, а по ходу спектакля в образе «косматого лакея» Катерине будут являться и Борис, и Тихон.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕЖДУ ПЕПЛОМ И АЛМАЗОМ

    «Графит». В. Горлинский.
    Урал Опера Балет и Дом культуры «ГЭС-2».
    Хореограф Антон Пимонов, художник по костюмам Елена Трубецкова,
    художник по свету Константин Бинкин.

    С самого момента открытия в 2021 году Дома культуры «ГЭС-2» в нем уделялось большое внимание танцевальным проектам. Одним из главных направлений работы стали мировые премьеры, когда современным композиторам заказывается музыка и с ней создается танцевальный спектакль. В конце 2022 года в «ГЭС-2» выпустили «Озеро» композитора Антона Светличного и хореографа Альбины Вахитовой. Спектакль был показан несколько раз при участии музицирующего композитора, затем возобновлялся в 2023-м, каким-то образом закрепившись в афише, хотя, как и у многих других проектов Дома культуры, у «Озера» могло и не быть повторов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТВЕДАТЬ БОРЩА И УСПОКОИТЬСЯ

    «Гоголь. Портрет». Эстер Бол. По мотивам повести Николая Гоголя.
    Рижский русский театр им. М. Чехова.
    Режиссер Юрий Бутусов, сценограф и художник по костюмам Марюс Някрошюс.

    Рассказ о громоздком и затейливом спектакле «Гоголь. Портрет» Юрия Бутусова стоит начать с непреложных фактов. К произведению Гоголя (пьесу по мотивам гоголевской повести написала Эстер Бол, она же Ася Волошина) он имеет более чем опосредованное отношение, я бы сказала, почти не имеет. Многие зрители после первого акта уходят, а оставшиеся в финале после третьего акта устраивают настоящую овацию. И, конечно, этот самый финал! Не менее десяти минут один из героев просто готовит борщ, медленно нарезая капусту, морковь, свеклу и забрасывая их в дымящуюся кастрюлю. Все это время (перформанс, чистой воды перформанс!) на авансцене корчится от боли художник. Успокоится он, только отведав аппетитное блюдо, предварительно щедро сдобренное сметаной. И как тут свести концы с концами? Почти невозможно. Но попробуем.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЯЧЕСЛАВУ САМОДУРОВУ — 50. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

    Свой первый солидный юбилей отмечает ведущий хореограф страны — Вячеслав Самодуров. Официально — заслуженный деятель искусств России, лауреат множества премий и конкурсов, в том числе премий губернатора Свердловской области и Правительства России. И хотя глобально подводить итоги, пожалуй, еще рано, есть весомый повод как минимум для набросков к портрету.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КРУГОМ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА ДАЛЕКИМ МОРЕМ ЛЕЖАЛ МИР...

    «Наводнение». Е. Замятин.
    Вологодский театр кукол.
    Режиссер Анна Коонен, художник Александра Громова.

    В рассказе Евгения Замятина «Наводнение» главное не на поверхности. Оно не в бытовом сюжете (муж с удочеренной сироткой-подростком изменяет жене, а та убивает юную разлучницу) и даже не в природных стихиях (в рассказе дано реальное, одно из самых крупных в истории Петербурга, наводнение 1924 года). В спектакле Анны Коонен, поставленном на сцене Вологодского театра кукол, емко и образно схвачено то, что в рассказе Замятина таится в материях невидимых, тонких, исследующих скрытую природу человека, общие законы мироздания, которым эта природа подчинена.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПТИЦЫ ПОЮТ, БУДТО НИЧЕГО НЕ СЛУЧИЛОСЬ

    «Биография из леса». По мотивам романа Ф. Зальтена «Бэмби».
    Тюменский большой драматический театр.
    Режиссер Владислав Тутак, художник Марина Завьялова.

    «Биография из леса» — спектакль Владислава Тутака в Тюменском большом драматическом театре по пьесе Клавы Ильиной. Пьеса — по мотивам романа Феликса Зальтена «Бэмби». Создатели спектакля намеренно отстраиваются от привычного восприятия Бэмби — потому в названии нет имени. Эта работа — скорее мифопоэтическое полотно: невозможно красивое и острое, тяжелое, полное отсылок и аллюзий.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ГРИША — НЕ ЕДА»

    О XXI Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»

    Фестиваль «Арлекин», как и всегда, соединял различные темы и способы общения с подростками и детьми. Образовательная программа «Театр, где играют дети» сменила лекционную часть, где «Гид по современной драматургии для детей и подростков» соседствовал с презентациями Няганского ТЮЗа и проектов «Театр в театральном музее» и «Театральный проект 27», спектакли которых были представлены в программе. А пьесы на читках конкурса «Маленькая Ремарка» логично дополняли спектакли, большая часть которых затрагивала проблемные зоны общения внутри семьи, школы или компании сверстников.

    Читать дальше | Комментарии (0)