
-
Сезон окончен. Редакция «ПТЖ» подвела его итоги, оформив их в очередной рейтинг. Два члена редакции не приняли участия в этом мероприятии, считая, что недостаточно много видели, а остальные заполнили 10 приоритетных мест. Итоги совокупного редакционного мнения можно увидеть здесь.
-
ПТЖ начинает серию публикаций об учебных работах мастерских Театральной академии, написанных студентами-театроведами.
«Гильгамеш». Сценическая фантазия по мотивам древнешумерского эпоса «О все видавшем».
Учебный театр на Моховой. Факультет театра кукол, курс Александра Стависского.
Режиссер Александр Стависский.Бой барабанов, звон литавр, скрежещущий хомус, женский вокал, и ты оказываешься не зрителем в театре — участником ритуала. Ребята, одетые в безразмерные черные шаровары, с сотнями заплетенных косичек и повязками на головах, сев в круг, приняв позу лотоса, взывают к духу полубога-получеловека Гильгамеша (Сергей Стукалов/Дмитрий Половников). И тот является. Сначала в виде небольшой глиняной фигурки, затем во весь человеческий рост. Высокий стройный юноша, черноглазый, чернобровый, с бородкой клинышком, врывается на сцену, одним только взглядом заставляя повиноваться. Воскресает миф. Разворачивается легенда «о все видавшем, весь мир покорившем».
-
«Страх». Пьеса Л. Стрижак по киносценарию Р. В. Фассбиндера «Страх съедает душу».
«Гоголь-центр» (Москва).
Режиссер, художник, композитор Владислав Наставшев.Из всех кинокартин, заявленных к постановке в «Гоголь-центре», именно перенос фассбиндеровского «Страх съедает душу» на сцену, на первый, поверхностный, взгляд, не представлял большого труда. Недаром же сам режиссер в своих фильмах намеренно использовал театральные приемы? Тут всего-то и работы, казалось, поменять имена — немецкие на русские, марокканские на таджикские, а все остальное — без особых отличий: роман пожилой вдовы с молодым гастарбайтером и по сей день вряд ли где сыщет всеобщее одобрение. Разве что в России можно ожидать более жестокой, до крови, до гибели, развязки. И тут весьма кстати Любовь Стрижак находит эквивалентную исходному названию и адекватную нашей ситуации таджикскую поговорку: «Страх — брат смерти».
-
«Он в Аргентине». Л. Петрушевская
МХТ им. А. Чехова
Режиссер — Дмитрий Брусникин
Художники — Алексей Порай-Кошиц, Екатерина КузнецоваВ Петербурге МХТ им. Чехова показал «Он в Аргентине», одну из главных ролей в котором играет Роза Хайруллина. «Он в Аргентине», по моему, из тех спектаклей, которые МХТ обычно вывозит в провинцию — «экономный» по части режиссуры, актерский дуэт. Но дуэт с очень непростой судьбой. Когда-то эту пьесу Петрушевской начинали репетировать две большие актрисы Ия Саввина и Наталья Тенякова. Возобновили, спустя время, Роза Хайруллина и Марина Голуб. До зрителя спектакль дошел с Розой Хайруллиной и Юлией Чебаковой.
-
22 июня открывается XI Международный фестиваль кукол «КУKART». Гостями фестиваля станут театры кукол и артисты из Израиля, Италии, США, Нидерландов, Польши, Белоруссии, Болгарии.
Важная часть программы — мировая премьера «НИКА», совместный проект Duda Paiva Company, MAAS Company (Нидерланды) и «ИНТЕРСТУДИО» (Санкт-Петербург) и показ работ российских театров кукол и театров Санкт-Петербурга, Москвы, Белгорода, Озерска, Кирова, Саратова, Вологды. Отдельной строкой фестивальной афиши станет уличная программа «Петрушки на Невском».
-
XIV Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна» прошел в конце мая в Подмосковье, в литературно-мемориальном музее-заповеднике Чехова в Мелихове.
Многие спектакли «Мелиховской весны» играются на террасе чеховского дома, в котором писатель поселился совсем молодым, 32-летним, и прожил около семи лет. Аромат цветущей сирени, шелест лип, соловьиные трели — запахи и звуки не просто включаются в партитуру спектаклей, но отчасти режиссируют их, подправляют театральные замыслы.
-
1980, 1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004 — семь курсов, двадцать восемь лет в качестве Мастера, сорок восемь лет педагогической деятельности, двадцать лет руководства кафедрой актерского мастерства, 284 выпускника, которые с гордостью произносят: «Мы — курс Петрова!».
-
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет». Инсценировка М. Дурненкова по прозе
П. Луцика и А. Саморядова.
МХТ им. А. П. Чехова (Москва).
Режиссер Марат Гацалов, художник Ксения Перетрухина.— У них настоящая дьяволиада творится, дья-во-ли-ада! — впечатлениями от «Сказки» ректор школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский делился в предпоследний день работы в этой должности и — накануне предпремьерного показа спектакля. — Олег Павлович долго смотрел так, не принимая, а потом вдруг оживился: «А что, здорово! Я ведь тоже три раза в обезьяннике сидел!» Я вот ни разу там не был, а когда он побывать успел, да еще трижды?
-
Завершился XI Фестиваль театров малых городов России.
«Нужен перевод». Б. Фрил.
Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола.
Режиссер Павел Зобнин.Вот уже несколько лет, как театр из маленького шахтерского города Прокопьевска занимает свое, достаточно заметное, место на театральной карте России: спектакли приезжают на различные фестивали, получают премии, награды. В Прокопьевске ставят интересные молодые режиссеры, со времен художественного руководства Марата Гацалова в репертуаре появилась современная российская пьеса, и вообще жизнь забурлила. Гацалова в театре уже нет, но все знают, что в Прокопьевске интересная труппа, много молодых актеров из числа студентов местного колледжа искусств. И уж точно известно, что труппа готова к работе, собранна, сосредоточенна и полна энтузиазма. На фестивале театров малых городов России этот всем известный факт доказали еще раз — с помощью спектакля Павла Зобнина «Нужен перевод» по пьесе живого классика ирландской драматургии Брайана Фрила.
-
«Август». А. Паперный.
«Платформа» на Винзаводе (Москва).
Постановка Алексея Паперного, сценография Наны Абдрашитовой.А и В лежали на тахте. А страдал, В скучала. Кто-то выл из них втуне. Или — в трубе. А может, в окне? Но в окне — ветер и полная луна. На носу — осень, и поскорей бы зима. Это на сцене «Август» — последняя работа Алексея Паперного и его команды. Точнее, «Товарищества Актеров и Музыкантов» — «Паперный Т. А.. М...», широкой публике больше известного своими легко запоминающимися песнями.
-
«Тихий Дон». М. Шолохов.
Санкт-Петербургский театр «Мастерская».
Режиссер-педагог Григорий Козлов, сценография Михаила Бархина.Где Петербург, а где — казачий хутор? Где режиссер-педагог Григорий Козлов, а где — писатель Михаил Шолохов? Где современные студенты актерского факультета, а где — шолоховские казаки времен первой мировой войны и русской революции? Ответ — на сцене Санкт-Петербургского театра «Мастерская», где времена, пространства и люди сошлись в спектакле «Тихий Дон». От Петербурга — стильность сценического оформления, тонкое изящество режиссуры, импульсивность и свежесть актерского исполнения. От шолоховского романа — густая перенасыщенность жизни, полнота присутствия каждого на этой земле, кровнородственная близость всех всему. Романное содержание оформлено в четырехчастную сценическую композицию, воссоздающую житие хутора Татарского. В первых двух частях — «Истоки» и «Берега» — играется сама жизнь хуторян в ее устойчивых формах и качествах, в двух последних — «Пучина» и «Исход» — ее постепенное распадение и уничтожение. А все вместе строится как неуловимое и неумолимое перетекание хуторского житья-бытья в житие российского казачества.
-
XI Фестиваль театров малых городов России.
XI Фестиваль театров малых городов России, организованный Театром Наций, в этот раз проходит в Пятигорске — на нескольких городских сценах в течение недели сыграют 13 спектаклей конкурсной программы. Помимо этого есть и дополнительная программа, где показывают спектакли и документальное кино.
-
«Пергамент: книга о безумии 2.0».
«В поисках Антиноя».
Poema Theatre. Актовый зал (Москва).
Хореограф Валентин Дзин.На спектакли, представленные под маркой российского буто, идешь с недоверием: одолевает страх увидеть что-то полусектантское, отгородившееся от зрителя невидимой четвертой стеной, существующее отдельно, как некая вещь в себе, что-то, приправленное эзотерической философией, но лишенное самого главного — профессионализма.
-
XIV Международный театральный фестиваль «Радуга»
П. Пряжко. «Жизнь удалась».
Студенческий театр Тарту (Тартусский университет, Эстония).
Режиссер Калев Куду.Прозрачная, легкая музыка группы «Air» вместо традиционного отстраненного, холодного перевода в наушниках — и публика погружается в мир П. Пряжко в эстонской редакции К. Куду.
На голой сцене только пять черных тумб. На каждую из них сверху направлен прожектор наподобие тех, что бывают на дискотеках. Герои выходят, рассаживаются по местам, говорят. Их образы легко узнаваемы: все, как в жизни; все, как у Пряжко. Алексей (Энор Ниинемагу) и Вадим (Индрек Тульп) — физруки — в спортивных костюмах и со свистками. Одиннадцатиклассницы Лена (Элли Мария Месалу) и Анжела (Кристин Уусна) — в розовых чулочках сеточкой, зеленых открытых маечках и плиссированных коротеньких юбочках.
-
XIV Международный театральный фестиваль «Радуга»
«Бастард!». По роману Б. Виана «Сердцедер».
Duda Paiva Company.
Режиссер Дуда Пайва.Роман «Сердцедер» (L’Arrache-cœur) мало известного в России модерниста, мистификатора и знатного скандалиста Бориса Виана был представлен в неожиданной сценической интерпретации нидерландской театральной компанией «Дуда Пайва».
-
В залах СТД открылась выставка художника театра и кино Валерия Доррера. Славное имя, в прошлом веке знаменитое, легендарное, к сожалению, сегодня нечасто упоминаемое, почти исчезнувшее со страниц театральных публикаций, но вовсе не забытое. Он прожил 56 лет, из них — 40 лет в театре.
-
XIV Международный театральный фестиваль «Радуга»
«Фауст. Первый опыт».
Тверской театр юного зрителя.
Режиссер-постановщик Роман Феодори, художник-постановщик Даниил Ахмедов.Господь — есть Фауст. Фауст — это Мефистофель. Мефистофель и есть Фауст.
Cпектакль Романа Феодори начинается, как и поэма Гете, со спора о душе человеческой. Дьявол (Андрей Иванов), выйдя из-за кулис, пройдя сквозь хор, исполняющий церковные песнопения XVII века, замирает на авансцене: его пространство — подмостки, его назначение — игра. Он отвечает за развлечение, отсутствие скуки, искушение. В противоположность ему сферой влияния Бога является зал: герой Александра Романова возникает из толпы, точно один из зрителей устремляется на зов Мефистофеля. Доселе невидимый, он появляется как ответная реакция на возможное зло, но, переступив порог сцены, теряет величие и сакральность, мгновенно становясь Фаустом. Действо начинается.
-
Вчера состоялась кировская премьера спектакля «Вятлаг»
«Вятлаг». Дневники Артура Страдиньша
(1941–1943). проект Театра. doc и «Драматической лаборатории» (г. Киров).
Совместный
Режиссер Борис Павлович.«1 января 1942 года, четверг. День отдыха. Пожелания счастья. Нам выдают на кухне по маленькому пирожку с картошкой. Очень вкусно. Буду помнить вечно, как это было вкусно». Маленький клочок бумаги, извлеченный из коробки для табака, — страничка из дневника Артура Страдиньша, зачитываемая режиссером кировского «Театра на Спасской» и руководителем «Драматической лаборатории» Борисом Павловичем.
-
XIV Международный театральный фестиваль «Радуга»
«Маскарад Маскарад».
Центр драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина (Москва).
Режиссер Михаил Угаров.Пьеса «Маскарад Маскарад» — результат полемики драматурга XXI века Михаила Юрьевича Угарова с драматургом XIX века Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Необходимость создания второй части возникла от осознания писателем острой несовременности, необратимого, стремительного устаревания русской классики. Дабы оживить лермонтовский мир, сделать его интересным, понятным и доступным, и было создано произведение, дважды повторяющее название известной всем пьесы.
Сохранив фабулу, интригу с браслетом и четырех главных героев — Арбенина, Звездича, Нину, баронессу Штраль, все остальное М. Угаров пускает под нож: персонажи, их характеры, манера поведения, внешний вид подверглись серьезной редакции.
-
Театрализованное шествие, приуроченное к открытию выставки Михаила Шемякина «Тротуары Парижа», должно было завершиться масштабным перформансом во дворике Мраморного дворца. Однако этого не произошло по удивительной причине — действо слишком заинтересовало горожан и прессу.
комментарии