По традиции, 30 августа —указом императрицы Елизаветы Петровны именно от этого числа в 1756 году был учрежден старейший театр России — день открытия сезона в Александринском театре.
Пресс-конференция по случаю открытия нового, 258-го, сезона Александринского театра началась с явления публике «черного квартета». Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, заведующий литературной частью и ректор Санкт-Петербургской театральной академии Александр Чепуров, главный режиссер Театрально-культурного комплекса «Александринский» Марат Гацалов и его программный директор Полина Васильева, одетые во все темное, идеально нуарные, заняв места за столом, приступили к рассказу о предстоящих премьерах.
Интрига, кафкианский дух неопределенности и томящей неизвестности, вызванные приходом трех строгих бородатых мужчин в обществе хрупкой, полупрозрачной барышни, развеялись, как только слово взял Валерий Фокин.
Валерий Владимирович со свойственной ему обстоятельностью, по пунктам поведал о старых и новых достижениях команды Александринки. Вспомнив опыт постановки «Невского проспекта», лишний раз подчеркнув его разовость и «акционность», рассказав о наборе20 магистрантов, он обратился к ожидаемым проектам.
В главном здании на Малой сцене уже в сентябре новую работу по пьесе Тадеуша Ружевича «Старая женщина высиживает» представит Николай Рощин; в декабре там же, на Малой сцене, состоится премьера спектакля по рассказу И. Бунина «Солнечный удар» в постановке Ирины Керученко.
Параллельно на Большой сцене к репетициям приступят три режиссера: ТеодоросТерзопулос, Валерий Фокин и Марат Гацалов. Терзопулос, специалист по античной литературе и драматургии Самуэля Беккета, подготовитдля Александринского театра «Конец игры (Эндшпиль)». Предполагаемая дата премьеры — январь 2014 года.
Валерий Фокин, отстранившись от поэтики Достоевского и Гоголя, обратится к одной из самых загадочных пьес русской классики — «Маскараду» Лермонтова. Согласно идее режиссера, новый вариант произведения должен представлять собой художественное образование, в котором найдется место для традиций драматургии Лермонтова, идейлегендарной одноименной постановки Мейерхольда 1917 года и актуальных проблем дня сегодняшнего.
Какую форму примет новое высказывание, Фокин не уточнил, сообщив, однако, о возможности частичного восстановления мейерхольдовских мизансцен в сочетании с 3D-технологиями Нового центра. Это призвано создать у зрителя ощущение путешествия, своеобразной культурологической экспедиции из настоящего в прошлое, цель которой — попытка осмысления того, «что мы сто лет назад с наступлением революции утратили, а что необходимо взять и продолжить».
Марат Гацалов, обозначив дату премьеры — весна 2014 года, — о проекте на главной сцене говорить отказался, зато обстоятельно рассуждал о новом комплексе и статусе главного режиссера. Не вдаваясь в свойственную Валерию Фокину конкретику, обрисовал картину в целом.
Фактический запуск работы Театрально-культурного комплекса «Александринский» придется на ноябрь 2013 года. В идеале, через два месяца это должно быть полностью обжитое здание, функционирующее 24 часа в сутки. Помимо театральных проектов, режиссерских и драматургических лабораторий, проводимых совместно с ребятами из «ON-театра», в планах Гацалова и Васильевой —создание арт-пространства, в котором найдется место для любых творчески заинтересованных людей, будь то поэты, художники, музыканты, издатели. Возраст, пол, социальный статус значения не имеют: разношерстность и всеохватность аудитории — один из приоритетов новой команды.
Другое важное направление — ориентация на изучение природы современного театра, переход от словоцентричности к возможной визуализации. Используя собственный опыт работы в «Мастерской на Беговой» (ЦДР, Москва), Гацалов и Васильева планируют привлечь режиссеров, уже проявивших себя в этой сфере. На конференции были озвучены имена Веры Поповой, Семена Александровского, Дмитрия Волкострелова.
Параллельно, с учетом Года России в Польше, в планах центра —активное сотрудничество с такими польскими театрами, как варшавский Национальный театр (TeatrNarodowy), ТeatrStudio в Лодзи, Краковский экспериментальный театр и Центр Гротовского во Вроцлаве. Плотное сотрудничество с поляками, заимствование их знаний, отношения к культуре и природе театра, по мнению Марата Гацалова, необходимы для достижения баланса между театром-высказыванием и театром-зрелищем, иначе «возможно возникновение угрозы перекрывания смысла технологиями и превращения происходящего в аттракцион».
Валерий Фокин, не распространявшийся о собственных планах относительно работы на Новой сцене, но не чуждый современным веяниям и готовый к любым экспериментам, заявил: «Ради искусства и Марата побреем, и сам готов побриться, и Александру Анатольевичу расслабляться и беречь бороду не советовал бы».
Интересно, а ради искусства, уважаемый Фокин готов прочитать в год хотя бы одну из современных итальянских пьес?!
Переводчик современной итальянской драматургии.
Валерий Попов.