Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ВОЛКИ И ОВЦЫ

    XVIII Всемирный конгресс АССИТЕЖ и специальный выпуск фестиваля «Корчак» в Варшаве.

    Раз в три года наиболее яркие примеры современных тенденций театра для детей можно обнаружить на Всемирном конгрессе ASSITEJ — организации, объединяющей театры для юной аудитории всего мира. Восемнадцатая встреча прошла в конце мая в Варшаве и была подкреплена программой специального выпуска известного фестиваля «Корчак». Россию представляли «Конек-Горбунок» Красноярского театра драмы в постановке Олега Рыбкина и «Чук & Гек» независимой питерской компании Melting Point Марии Критской

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • МАКБЕТ. ТРАГЕДИЯ

    «Макбет». У. Шекспир.
    Театр-фестиваль «Балтийский дом».
    Режиссер-постановщик Люк Персеваль, художник-постановщик Аннетт Курц, художник по свету Марк ван Денесс.

    Выбор материала неожиданный. Не потому, что самая кровавая трагедия Шекспира сейчас не ко времени — как раз наоборот. Но всего два с половиной года назад, осенью 2011-го, Персеваль выпустил «Макбета» в гамбургском Талиа театре совместно с Рурской триеннале. Неужели за такой короткий срок масштабный проект был забыт, и фантазия режиссера успела породить нового тирана? Или мы просто имеем дело с переносом спектакля?

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ «НАУРУЗ»

    Со 2 по 8 июня 2014 года в Казани проходит III Международный театрально-образовательный форум-фестиваль «Науруз». В рамках форума традиционно пройдут семинары, мастер-классы и лекции ведущих специалистов театрального искусства и менеджмента из Германии, Греции, Колумбии, России и Франции.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • КРУТОЙ МАРШРУТ

    «Далеко-далеко». По мотивам произведений Г. Х. Андерсена и братьев Гримм.
    Большой театр кукол.
    Режиссер Анна Иванова-Брашинская, художник Виталия Самуйлова.

    Жанр спектакля «Далеко-далеко» определяется в программке как взрослая сказка. Собственно, о том, что детям не найдется места на предстоящем празднике сказочной жизни, начинаешь подозревать, еще глядя на афишу: на черном фоне белые рубахи, из которых торчат руки; ладони сложены клювиком. «Клювики» красные. Понятно: жертвенные братья-лебеди. Под белыми полотнами, почти незаметная, стоит тонюсенькая девочка со стебельком крапивы в руках. Стебелек в два раза выше героини. Будущая Элиза. Последние надежды оставляешь, получив в руки программку. Она уже не черная — белая. Но все те же руки, правда, без крови, и крапива, крапива, крапива. Под одним из кустиков — обессиленная сестрица, и манящая надпись
    «ДАЛЕКОдалекодалекодалеко».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАРИЖАНКА

    Памяти Людмилы Макаровой…

    Те, кто знал Макарову, при упоминании ее имени сразу улыбались: «Люся? Ой, такая кокетка, такая хохотушка!».

    Ей было за 70, потом за 80, потом 90 — а «заглазные» реплики оставались прежними: «Люся, Люсенька, Люсинда», а не Людмила Иосифовна. Кокетка, хохотушка. Я плохо себе представляю, чтобы такими словами вспоминали еще кого-то из «старой гвардии» больших актрис. Да еще в столь солидные лета.

    Но она, правда, была такая.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 74

    В архиве появился № 74. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • НОВО-СИБИРСКИЙ ТРАНЗИТ. КОНЧЕНОЕ ДЕЛО

    В Новосибирске завершился III Межрегиональный фестиваль-конкурс театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Ново-Сибирский транзит». Настоящей героиней фестиваля стала Татьяна Козицына, бывший директор Молодежного театра Алтая (МТА). Она была отмечена в почетной номинации «За честь и достоинство».

    Тем самым театральное сообщество не только выразило уважение руководителю, который 16 лет успешно возглавлял и продвигал свой театр, но и продемонстрировало открытый протест по отношению к вопиющей травле Козицыной в Барнауле.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛАБОРАТОРИЯ ПО СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА (КРОНШТАДТ)

    В рамках программы Театра Наций по поддержке театров малых городов России.
    Куратор проекта Елена Носова.
    Арт-директор лаборатории Олег Лоевский.

    24 мая в Кронштадте Олег Лоевский открыл очередной филиал лаборатории по современной драматургии. По традиции, два дня — три эскиза. «Фронтовичка» Анны Батуриной в постановке Александра Хухлина (РАТИ-ГИТИС, мастерская С. Женовача); «Жанна» Ярославы Пулинович — вариация Кирилла Сбитнева (СПбГАТИ, мастерская Г. Дитятковского); «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина в представлении Александра Созонова (Школа-студия МХАТ, мастерская К. Серебренникова).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГАСТРОЛИ ТЕАТРА НАЦИЙ: «CIRCO AMBULANTE»

    Сегодня спектаклем Андрея Могучего завершились крупномасштабные гастроли Театра Наций в Петербурге. О нем у нас статьи Наталии Каминской из № 67 и Анны Банасюкевич из блога.

    Читать дальше
  • ГАСТРОЛИ ТЕАТРА НАЦИЙ: «ЭЛЕКТРА»

    Сегодня в гастрольной афише Театра Наций «Электра» Тимофея Кулябина. А у нас два текста о спектакле — Дарьи Макухиной (из блога) и Оксаны Кушляевой, опубликованный в № 72. Смотрим, сравниваем впечатления.

    Читать дальше
  • ПРОТИВ ОГОЛТЕЛОЙ ПРОЗЫ

    «Графоман». А. Володин.
    Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
    Режиссер Александр Баргман, художник Анвар Гумаров.

    Поскольку не так давно Александр Баргман в большом интервью энергично отменил театральную критику как профессию («Я не знаю, что такое „театральная критика“, я не понимаю, в чем смысл театральной критики. Каждый режиссер знает свои ошибки, недочеты, знает про свой спектакль больше, чем какая-то женщина, которая на основе твоего спектакля пишет какую-то бездарную статью, оскорбляя и тебя и артистов, чтобы получить за это деньги и пойти дальше »),  — сразу предупрежу.

    Я  не женщина и, в общем, не критик (пишу чрезвычайно редко).

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • ГАСТРОЛИ ТЕАТРА НАЦИЙ: «ЖАННА»

    24 и 25 мая в рамках гастрольной программы Театра Наций в Петербурге была показана «Жанна» — одна из самых репертуарных пьес Ярославы Пулинович с Ингеборгой Дапкунайте в роли героини нашего времени. У нас в блоге о спектакле Ильи Ротенберга писала Ирина Алпатова.

    Читать дальше
  • МОРОК, ОБМОРОК И ВИЛЛИСЫ

    «Дядюшкин сон». По повести Ф. М. Достоевского.
    Новосибирский академический молодежный театр «Глобус».
    Режиссер Алексей Крикливый, художник Елена Турчанинова.

    Огромная сцена Новосибирского молодежного академического театра «Глобус» как нельзя лучше позволяет представить бескрайние пространства государства российского, где города и деревни друг от друга — «через сотни разъединяющих верст». Кому доводилось ехать поездом через Сибирь, тому знакома унылость пустого пейзажа, перемежающегося ночью редкими огнями, а днем — топями, степями, покосившимися ветхими домами за окном.

    Свою инсценировку повести «Дядюшкин сон» Достоевского главреж НГАМТ «Глобус» Алексей Крикливый разместил в зиме, в той природной красоте, когда «в лунном сиянье снег серебрится».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАССКАЗ О СЕМИ УКУШЕННЫХ

    «Однажды в Эльсиноре. Гамлет». По мотивам трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака.
    Театр «Мастерская».
    Режиссер Роман Габриа, художник Сергей Новиков.

    «Перед собачьим хвостом никакой Шекспир не устоит»

    (Влас Дорошевич)

    Нет, и они думают, что я мог бы дважды выйти в их спектакле! Ну ладно бы один раз, покрасовался бы, покрутился бы и ушел. Как в спектакле Станиславского — Крэга, превосходная могла бы быть роль. Но сегодня Уильяму (а не Дорошевичу) почему — то захотелось выпустить меня. Что ж, я не против. Так сказать, в роли камео. Для достоверности. Мол — Дания, Эльсинор, Датский Дог и все такое. Ну, вышел бы, когда все спокойно: Боря Пастернак в углу — пишет, переводит. Папа Клавдий в покосившемся зеркальном кубе активно любит маму Гертруду. Функционер Полоний озабоченно и редко пробежит по сцене, прижимая к сердцу свой портфель. Тишина и благолепие. Заумыш Гамлет в куцем пиджаке дрыхнет в углу, конечно пьяный. Истеричку Офелию лучше сразу убрать, а то начнет завывать. Мог бы выйти и спасти все их безнадежное предприятие. Но сами виноваты! Они даже рассуждали о моем втором выходе. Это панки Розенкранц с Гильденстерном придумали. Пробирались через зрительные ряды, хватая блондинок грязными руками, вдруг вспомнили про меня! А что я буду, спрашивается, делать между первым и вторым выходом?

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • «DUSTPAN ОДИССЕЙ» НА ФЕСТИВАЛЕ «РАДУГА»

    Два текста, два автора, два взгляда — Николай Песочинский и Софья Козич о спектакле Филиппа Жанти.

    «Dustpan Одиссей».
    Компания Филиппа Жанти (Франция), в рамках XV Международного фестиваля «Радуга».
    Режиссеры Филипп Жанти и Мэри Андервуд .

    В фестивальной программе спектакль именуется «Dustpan Одиссей», а в звуковом объявлении перед началом «Фестиваль „Радуга“ представляет» это прозвучало с французским прононсом: «Дюспан»... И посмотрев спектакль, не находим ответа: кто такой, что за дюспан такой? А все просто. На английском языке, на котором идет спектакль, dustpan — мусорный совок, и название спектакля надо было бы перевести «Одиссея на мусорном совке».

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • ГАСТРОЛИ «ТЕАТРА НАЦИЙ»: «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ»

    «Один за всех» — обширная гастрольная программа «Театра Наций» в Петербурге открылась моноспектаклем Евгения Миронова в режиссуре Робера Лепажа. О нем см. статью Наталии Каминской

    Читать дальше
  • ДЕЙСТВИЯ ПОЧТИ БЕЗ СЛОВ

    В Кургане в третий раз прошел Международный фестиваль театров кукол «Мечта о полете».

    Фестивалю кукольных театров 6 лет, и он заметно вырос. В афише 16 спектаклей из 10 стран — редкий случай такой широты географии для отечественного события международного уровня. Но важной цифрой новой встречи, тем не менее, стала цифра 2. В афише было два спектакля из Японии, две постановки Михаэля Фогеля, два спектакля о Василисе — как Прекрасной, так и Премудрой, две концертные программы. Главное, конечно, не в этих формальных совпадениях, куда важнее оказалась тема дуализма, дуэта человека и куклы

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ДВОЕ БЕДНЫХ РУМЫН, ГОВОРЯЩИХ ПО-ПОЛЬСКИ» НА «РАДУГЕ»

    Сегодня Театр им. Ф. Волкова представил спектакль Евгения Марчелли. Предлагаем вашему вниманию два текста о спектакле — Татьяны Тихоновец и Марии Бошаковой.

    Читать дальше
  • ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ «БАЯН»?

    В бывшем здании «Коляда-театра» начал работу Центр современной драматургии...

    А «бен»? а «бошки»? а что «каждая девушка может насосать на машину»?.. Простите! Мне самой противно повторять, но что делать, если новая драма, по крайней мере в уральском ее варианте, с момента своего появления взяла на себя миссию говорить от лица тех, кого мы слушать не хотим, показывать в жизни такое, на что смотреть не хотим, заставлять думать о том, о чем не хотим, не хотим, не хотим...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЛЕЙТЕНАНТ С ОСТРОВА ИНИШМОР» АЛЕКСАНДРА СУВОРОВА НА «РАДУГЕ»

    Вчера в петербургском ТЮЗе показали спектакль безвременно ушедшего год назад Александра Суворова. У нас в блоге о нем рассказывал Сергей Лебедев

    Читать дальше