
-
28 июня в Петербурге открылся XVI фестиваль современного танца Open Look
Если бы на каком-нибудь конкурсе существовала номинация «фестиваль-герой», то призовое место в ней непременно получил бы петербургский Open Look. Организованный в 1999 году на голом энтузиазме пары фанатиков своего дела — Вадима и Натальи Каспаровых («Каннон Данс»), этот фестиваль ухитрился не только выжить, но и вырасти в самых экстремальных условиях. И если успех у публики, интересующейся современным танцем, он обрел почти сразу, то с официальным признанием дело обстояло сложнее. Поддержку городского комитета по культуре фестиваль получил лишь с 2006 года, после того как потерял свое помещение в ДК им. Первой Пятилетки, снесенного под строительство новой сцены Мариинского театра. Теперь все иначе.
-
«Отелло». У. Шекспир.
Омский ТЮЗ.
Режиссер Владимир Золотарь, художник Михаил Кукушкин.Новый художественный руководитель Омского ТЮЗа Владимир Золотарь заставил героев Шекспира примерить шинели и резиновые сапоги. Сделал он это после того, как в ноябре 2013 года был назначен художественным руководителем театра. Спектакль по шекспировскому «Отелло» стал его первой постановкой в новом коллективе.
-
«Одиссей». Эпическая история для взрослых по поэме Гомера.
Театр «Кarlsson Haus».
Режиссер Алексей Лелявский, художник Александр Вахрамеев.Жанр, название которого пока еще не запрещено выносить в заголовок, безусловно, эпический. Недаром практикующие сторителлинг постановщики так охотно выбирают своими героями мифологических Эдипа, Зигфрида, Беовульфа и т. п. Вот и парни в черной прозодежде с рэперскими колпачками на головах — рассказчики адаптированной к кукольной сцене «Одиссеи» — совершенно законные наследники легендарного древнегреческого слепца, в незапамятные времена певшего о приключениях хитроумного царя Итаки. Наследники, заметим, обогатившиеся всем опытом истории театра и достижениями театральной техники и вернувшиеся к архаическим темам в обманчиво простых формах.
-
«Кухня». А. Уэскер.
Театр «Сатирикон».
Режиссер Константин Райкин, художник Дмитрий Разумов.Константин Райкин в «Сатириконе» поставил «Кухню» — малоизвестную в России пьесу «молодого и рассерженного» драматурга Арнольда Уэскера. «Кухня» чрезвычайно густо населена — почти три десятка персонажей разной степени прорисованности. С точки зрения «занять актеров» это, конечно, удачный выбор. С художественным — сложнее. Уэскер рисует изнанку (слово пафосное, но в духе пьесы) дорогого ресторана, где трудятся без отдыха и смысла разные люди, каждый со своей тяжелой судьбой. Особый акцент на социальном: тут и столкновение разных национальностей, и вполне советский антибуржуазный пафос.
-
Крупные музыкальные театры сейчас редко рискуют, доверяя свою сцену начинающим хореографам. Театр балета им. Леонида Якобсона — счастливое исключение. С некоторым опозданием рассказываем о последней премьере театра, пока что прошедшей несколько раз.
«Лики современной хореографии». Вечер одноактных балетов на музыку Клода Дебюсси, Сергея Прокофьева, Джоби Тэлбота.
Театр балета им. Леонида Якобсона.
Хореография Константина Кейхеля и Антона Пимонова, сценография и костюмы Олега Головко.Театр балета имени Леонида Якобсона представил разные грани текущей хореографической мысли, объединив их в спектакль «Лики современной хореографии», показанный на сцене Каменноостровского театра. Три самостоятельных хореографических текста на музыку импрессиониста Клода Дебюсси, неутомимого новатора Сергея Прокофьева и приверженца самого отважного эклектизма Джоби Тэлбота соединены в единую сценическую ткань не произвольно, а так, что вытекают друг из друга парадоксально-логическим образом. Получается не три одноактных балета, а неразрывная музыкально-хореографическая конструкция, сцементированная на уровне пластически-эмоциональном, экспрессивном и в какой-то мере ирреальном.
-
«Собаки-якудза». Ю. Клавдиев.
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр.
Режиссер Михаил Заец, сценография и костюмы Максима Обрезкова, пластика — школы танцев Александра Полякова «Dance Scool».Якудза, не якудза — какая разница? Что это добавляет к знакомой до оскомины истории вражды двух кланов и чужака, который волею судеб вторгается в их жизнь? Разве что набрасывается на нее экзотический флер. Да и экзотика эта привычна: стилизацией в духе аниме полны киноэкран и интернет, не чурается ее и театр.
Но факт состоялся — чего уж теперь... Ростовский-на-Дону академический молодежный театр под занавес сезона сыграл «Собак-якудза» по пьесе Юрия Клавдиева. Япония так Япония, и сомнений никаких: на видеозаднике самураи выясняют отношения обычным способом.
-
Ростовский-на-Дону областной академический молодежный театр.
Экспериментальная творческая лаборатория Олега Лоевского «Театральный спринт».Формат театрально-драматургических лабораторий, придуманный Олегом Лоевским, предполагает проверку молодого режиссера в стрессовых условиях (попробуй создать эскиз спектакля за три дня с незнакомой труппой на незнакомой площадке!), но предполагает он и проверку на прочность коллектива театра, этакую перезагрузку — выход за пределы ежедневной театральной рутины. Но кроме того лаборатория многое может рассказать и о «главном». Выбирать пьесы для эскизов должен театр и делать распределение — тоже. Если коллектив театра живет без главного режиссера или тот предпочитает не вмешиваться в ход лаборатории, — мы имеем один результат, и совсем другой — если и выбор пьес, и распределение сделаны сообразно одной творческой воле.
На режиссерско-драматургической лаборатории, прошедшей в Ростовском-на-Дону молодежном театре, «главный» — Михаил Заец — выбрал из списка пьес, предоставленного Олегом Лоевским, далеко не на поверхности лежащие названия.
-
«Враги». М. Горький.
Омский Академический театр драмы.
Режиссер Георгий Цхвирава, художник Эмиль Капелюш.В четвертый раз в Омске проходит «Академия» ̶ международный театральный фестиваль. В ее рамках Омская драма показала и свою премьеру.
Заинтересованное ожидание «Врагов» (мое, во всяком случае) определили не только репутация труппы театра и репутация постановщика (в толковании классических текстов Георгий Цхвирава всегда стремится «дойти до самой сути», что нынче бывает нечасто), но и откровенно недоуменный вопрос о ценностной актуальности одной из самых тенденциозных пьес Горького. Однозначная (по сути, политико-идеологическая) интерпретация-оценка расстановки и человеческого качества конфликтующих социальных сил привела Горького в этой пьесе к утрате «фирменного» для его драматургии («На дне», «Дачники», «Варвары», «Дети солнца») психологического и смыслового богатства, зато сделала «Врагов» одним из первых произведений еще даже не замышлявшегося в начале прошлого века соцреализма.
-
20 июня в московском Театре на Таганке состоялся последний — по крайней мере, в текущем сезоне — показ спектакля Дмитрия Волкострелова «1968. Новый мир». Этим завершится период пребывания на Таганке «Группы юбилейного года» — команды выпускников Школы театрального лидера, предпринявших попытку с помощью серии выставок и спектаклей осмыслить 50-летнюю историю театра Юрия Любимова. По просьбе ПТЖ арт-директор «театра post» Дмитрий Коробков поговорил с Волкостреловым об итогах этой работы, значении 1960-х и роли человека в сегодняшнем искусстве.
-
ДИАЛОГ В 9 ДЕЙСТВИЯХ ПО МОТИВАМ СПЕКТАКЛЯ «ПРИЕХАЛИ»
.Действующие лица:
Мелкий (рост 112)
Средний (рост 159)
Большой (рост 188)
Действие первое. Условно огражденная зона сбора гостей в Упсала-Парке.
Средний. Видимо, запускать будут, когда соберутся все зрители.
Большой. Начнут, когда цирк приедет. Пока ты по телефону разговаривала, эти веселые ребята в школьной форме (белорусский кабаре-бэнд «Серебряная свадьба». — Прим. авт.) об этом песню спели. Перед нами вымышленный унылый город, и сюда должны заехать с представлением гастролеры. Главный герой, он с самого детства мечтает сбежать отсюда и стать артистом.
-
Второй раз проходит в Южно-Сахалинске фестиваль «Сахалинская рампа», собирающий разные коллективы, в том числе и театры Дальневосточного федерального округа. В этом году кроме спектаклей организатора фестиваля ̶ «Чехов-центра» ̶ зрители увидят театр «КнАМ» из Комсомольска-на-Амуре со спектаклем «Любовь» и театр из Петропавловска-Камчатского со спектаклем «Марьино поле». Будут еще читки пьес Дмитрия Богославского, серия мастер-классов, а в рамках специальной программы «Ночь в театре» пройдут эскиз «Театр моей мечты» и спектакль Бориса Павловича «Вятлаг».
-
17 июня не стало режиссера Георгия Васильева. О нем - народный артист России, Валерий Дьяченко.
Последний спектакль по лермонтовскому «Штоссу» в Борисоглебске и награда «Сердце актера», и восторженные отзывы критиков всего месяц назад....
Ставил только о том, что мучило и терзало или во что был влюблен. Муки поисков, репетиции, которые не кончались никогда. Семь спектаклей в петербургском ТЮЗе, придавших портрету театра мужественные и благородные черты.
-
В Воронеже завершился IV Международный Платоновский фестиваль искусств.
Программа IV Международного Платоновского фестиваля оказалась богатой на выставки, мастер-классы, концерты. В музее им. И. Н. Крамского развернулось сразу три экспозиции. «Обожаю всяческую жизнь» — великолепная подборка работ А. Дейнеки, наглядно иллюстрирующая его становление как художника, где наряду с ранними полотнами, в которых видны следы влияния творчества Альтмана, Серова, Кончаловского, представлены и поздние шедевры, такие как «Натурщица» или «Портрет женщины». «Свобода — причина мира» — картины и графика авангардистов начала ХХ века А. Лентулова, М. Шагала, Н. Гончаровой, П. Кончаловского, А. Экстер, А. Родченко. Фотовыставка Дмитрия Брикмана «Иерусалим — не просто город». В Воронежском центре современного искусства в рамках фестиваля состоялось открытие выставки «Случаи и вещи. Даниил Хармс и его окружение». В Выставочном зале Союза художников — «Давид Боровский. Избранное»: экспозиция, посвященная 80-летию со дня рождения художника.
-
12 июня в довольно ограниченный прокат вышел фильм эстонского режиссера Ильмара Раага по сценарию Ярославы Пулинович «Я не вернусь». По этому поводу предлагаем вашему вниманию интервью с Ярославой студентки театроведческого факультета СПбГАТИ Марины Засухиной. Интервью обо всем понемногу: о том, кому и зачем нужна современная драматургия и о том, чем она отличается от "новой драмы", о запрете на мат и о перспективах на ближайшие 100 лет...
-
«(М)ученик». М. фон Майенбург.
Перевод с немецкого — Александр Филиппов-Чехов.
«Гоголь-центр» и «Седьмая студия». Режиссер Кирилл Серебренников, художники: Вера Мартынова, Кирилл СеребренниковХорошо в «Гоголь-центре» у Кирилла Серебренникова: нет тетенек-контролеров на входе. Проходи в книжный магазин, в кафе, тусуйся, а хочешь — иди на выставку «Запрещенный театр» на втором этаже, где в узких коридорах, образующих крест, выставлены кровоточащие материалы доносов, запретов и постановлений. МХАТ-2, Мейерхольд, Таиров, редкие документы о травле национальных театров... 15 июня все сложилось в одну картину: выставка, круглый стол о цензуре (1 июля, когда вступит в силу закон о запрете мата на сцене, совсем близко) и премьера «(М)ученика» по пьесе многолетнего соратника Остермайера, известного европейского драматурга Мариуса фон Майенбурга. Серебренников этой постановкой ответил сразу и всем — Министерству культуры, только что запретившему две пьесы и почти сорвавшему этим из-за бойкота других участников Московский книжный фестиваль, газете «Культура» с ее евразийскими фантазмами: не дождетесь!
-
Закончился IV фестиваль «Сибирский кот»
«Сибирский кот» — фестиваль-биеннале спектаклей для детей и подростков до 14 лет. Он придуман Светланой Бунаковой в бытность ее директором Томского ТЮЗа. Для Томска это было нежеланное дитя, и первый фестиваль приютил в Кемерово Аман Тулеев. Потом «Сибирский кот» прошел в Улан-Удэ. А последние два фестиваля Бунакова, ныне директор Северского музыкального театра (Северск — закрытый город недалеко от Томска), провела уже в своем театре.
-
«Сказки Венского леса». Эден фон Хорват.
Берлинский «Дойчес театр».
Режиссер Михаэль Тальхаймер.На сцене венского Фолькстеатра в рамках ежегодного музыкально-театрального фестиваля «Винер Фествохен» режиссер Михаэль Тальхаймер показал свою версию пьесы Эдена фон Хорвата (1901–1938) «Сказки Венского леса» (премьера в берлинском «Дойчес театре» — март 2013 года).
Тальхаймер, который в последнее время ставил древнегреческие трагедии, на этот раз обратился к драматургии знаменитого австрийца, чье имя для немецкоязычной Европы является значимым и символичным. «Сказки Венского леса» были написаны в 1931 году. В прошлом — Первая мировая война, в настоящем — полномасштабный экономический кризис, в будущем — нацистская Германия.
-
В Коломне завершен ХII Фестиваль театров малых городов России. Фактически вся Россия — от театра из Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) до «Тильзит-Театра» (Калининградская область) — приняла участие в этом смотре. 16 спектаклей в финале, высококомпетентное жюри (столичные театроведы и критики) под председательством народного артиста России Евгения Князева...
И вот названы лауреаты:
Лучший спектакль большой формы (Гран-при) — «Ромео и Джульетта» (Альметьевский татарский государственный драматический театр, г. Альметьевск, Республика Татарстан).
-
«Митина любовь». И. Бунин.
Театр на Литейном.
Режиссер Андрей Сидельников, сценография Марии Плаксиной, режиссер по пластике Ирина Ляховская.Нынешний сезон был отмечен рядом бунинских премьер. Из того, что знаю — «Солнечный удар» Ирины Керученко на Малой сцене Александринского театра и «Любовь, любви, любовью, о любви» (композиция из рассказов «Темных аллей») в ярославском Театре им. Ф. Волкова. Наконец — «Митина любовь» в Театре на Литейном. Обычно Бунин очень тяжело переводится на сценический язык. Те 1000 оттенков любви, которые возникают в его рассказах, театр утяжеляет, опредмечивает, закрепляет телесно.
Такое впечатление, что в спектакле Андрея Сидельникова телесностью, наоборот, пренебрегают
-
p class="italic"> 7 по 17 июня 2014 года в Санкт-Петербурге в шестой раз пройдет Международный театральный фестиваль дипломных спектаклей творческих вузов «АПАРТ». В программе фестиваля, в этом году овпавшего с годом 235-летия профессионального театрального образования России, празднование которого проходит в рамках Года культуры и 235-летия Санкт-Петербургской академии театрального искусства, двадцать театральных работ, которые представляют творческие мастерские России, Эстонии, Беларуси и Израиля. Участники — творческие вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Казани и других городов. Вход для зрителей на спектакли — свободный.
комментарии