
-
«Кабаре-Брехт». Тексты Бертольта Брехта, музыка Курта Вайля.
Студия Театра им. Ленсовета.
Режиссер Юрий Бутусов, художник Николай Слободяник.Брехт, кабаре и молодежь — набор чрезвычайно бутусовский. Лоскутному мышлению близок брехтовский монтаж. И очень по-брехтовски — музыкальность вместо психологизма, причем синкопированная, броско-тромбонная. Но не только острота ножниц и острота звука. Остросовременность — вот равно важное для Брехта и Бутусова. И формат кабаре — в яблочко, потому что в кабаре (настоящем, немецком 20-х или нашем, нэповском), где шутка сверкнет в отточенном presto, где в старинном цыганском вдруг кольнет сегодня, — время проходит сквозь звук. Алексей Бартошевич здорово сказал о бутусовском «Макбете»: «Это современнейший спектакль... на уровне всесокрушающего ритма. Замечательный документ о биении современной жизни, об этом холодном безумии, об этой яростной шизофрении, о мире, одержимом бесконечным рэпом» . Нерв современности. Так можно — обо всем у Бутусова. Для Брехта — другое: и современность, и музыкальность у него, скорее, прямолинейно социальны. Нерв-то как раз ломает отстранение. Но Бутусов вскрывает страстность этой социальности («Мне кажется, для Брехта антивоенные вопросы — вопросы сердца» — слова Бутусова на пресс-конференции), и Брехт охотно идет навстречу.
-
«14+».
Этюд-театр.
Авторы пьесы и режиссеры Алексей Забегин и Владимир Антипов.Веселая комедия про подростков не может начинаться с похорон. Хотя с похорон человека — может, если это голливудский фильм с очень своеобразным юмором и запутанным сюжетом. А вот если вы пришли на камерный спектакль, а там в самом начале хоронят голубя, то — нет, «Американского пирога» не будет.
А также: если кто-то, как и я, предполагал, что спектакль Этюд-театра «14+» — это нечто среднее между «Незнайкой» и «Кедами», то, уверяю вас, мы ошибались.
-
«Йеппе-с-горы». Л. Хольберг.
Театр под руководством О. Табакова.
Режиссер Глеб Черепанов, художник Ольга Рябушинская.Спектаклем молодого режиссера Глеба Черепанова, с этого сезона зачисленного в штат «Табакерки», театр открыл новый сценический год. Открытие получилось если и не «ударным», то вполне грамотным. Публика, падкая на новизну сюжета, безусловно, откроет для себя незнакомое имя — норвежского автора Людвига Хольберга. И даром, что писал он в начале ХVIII века, — общественные конфликты и многие проблемы никуда не делись. К тому же в Москве эта пьеса не шла, по крайней мере, в обозримом прошлом. Во вторых, играют там зрительские любимцы — звезды «Табакерки» первой величины: Сергей Беляев, Роза Хайруллина, Виталий Егоров и другие хорошие артисты. Ну и, наконец, имя режиссера Глеба Черепанова стремительно набирает популярность.
-
Татьяна Федоровна Козицына — теперь знаковая фигура в российском театре. Многие годы она была просто директором Барнаульского ТЮЗа (Молодежным театром Алтая он стал по ее же инициативе). Работала себе, строила театр вместе с Валерием Золотухиным. Построила. Выполнила свою жизненную задачу. Не каждый человек может похвастаться этим.
А теперь она находится под следствием «за кражу театрального имущества» в виде сотового телефона и не первой свежести ноутбука. Грозит ей срок до шести лет, «учитывая, что указанное преступление относится к категории тяжких». И стала она легендой театральной России. Не за то, что построила здание театра и дом для молодых актеров. А за то, какое наказание получила за свой трудовой подвиг.
-
Александринский театр открыл 259-й театральный сезон.
Призрак коммунизма сдал свои позиции. Теперь по Европе бродит призрак войны. На пресс-конференции, посвященной открытию 259-го сезона в Александринском театре, прошедшей, по традиции, в Царском фойе, с представителями СМИ встретились главный режиссер Новой сцены Марат Гацалов, художественный руководитель театра Валерий Фокин, ректор Санкт-Петербургской театральной академии Александр Чепуров и ректор Института им. И. Е. Репина (Академии художеств) Семен Михайловский. Говорили об «объединении культурных институций» (выражение А. Чепурова), ближайших премьерах и фестивалях. Говорили много и подробно. Говорили весело. Валерий Фокин часто шутил и «подкалывал» коллег. Но, несмотря на внешнюю благостность и подчеркнутое добродушие, ощущалась некоторая нервозность происходящего: разговор от собственно театральных дел так и норовил перейти к делам общественно-политическим.
-
З0 августа Анатолию Солоницыну исполнилось 80 лет. Предлагаем вашему вниманию воспоминания Арсения Сагальчика «Один шанс из тысячи», опубликованные в 28-м номере ПТЖ. Когда-то именно Сагальчик рекомендовал Тарковскому молодого актера, а Солоницын сыграл у Сагальчика главные свои театральные роли.
-
«Парки и сады». П. Пряжко.
Театр Post.
Режиссер Дмитрий Волкострелов.В полупустые последние дни театрального лета театральная общественность Петербурга ждала премьеру «Парков и садов» Дмитрия Волкострелова по одноименной пьесе Павла Пряжко.
Показов спектакля запланировано всего пять, и на каждом присутствует всего по сорок зрителей. Таким образом, «Парки и сады» — спектакль для избранных двухсот человек. Но, наверное, даже среди этих зрителей совсем немного тех, кто читал саму пьесу, так что беглый пересказ и обозначение проблематики необходимы не только из-за новизны материала, но и для хоть сколько-нибудь внятного разбора постановки.
Сюжет пьесы прост: в будущем появляется возможность обессмертить человека, переведя его в цифровой формат или создав из него киборга. Последнее проделывает Сергей со своим отцом, Петром. В пьесе два основных места действия: квартира и сад. В саду Петр-киборг пытается ощутить запахи, наблюдает за роботами-садовниками; в квартире происходит его скупое общение с сыном, который парадоксальным образом является для Петра одновременно и отцом-создателем.
-
«Визит дамы». Ф. Дюрренматт.
Театр Комедии им. Н. П. Акимова.
Режиссер Татьяна Казакова, художник Эмиль Капелюш.Скажем так. Художественный руководитель Театра Комедии Татьяна Казакова сделала героическую попытку изменить «легкому жанру», которому была привержена на протяжении последнего времени. Хотя стремление разнообразить репертуарную политику у нее было. И когда она поставила единственную за много лет пьесу драматурга-современника Елены Ерпылевой. И когда был приглашен молодой режиссер Семен Серзин. Или сделан «ход конем» в виде спектакля Анджея Бубеня.
Обращение к сатире Дюрренматта — из ряда «несвоевременных мыслей». Поскольку сейчас, скорее, самая пора порассуждать о том, что случилось со славным городом Гюлленом уже после того, как миллионерша Цеханассьян покинула его вновь и навсегда.
-
Лаборатории по современной драматургии в театрах малых городов России — одна из программ Государственного Театра Наций — не впервые проводятся в Ростовском крае. Эскизы спектаклей, созданные за несколько дней, привлекают театры возможностью поработать с педагогами по сцендвижению и речи, с молодыми режиссерами, освоить (насколько позволяет блиц-работа) непривычную драматургию. Нередко публика, голосуя за эскиз, который вызвал интерес, по прошествии времени награждается за это решение доработанным и уже полноценным спектаклем.
Столичная лаборатория уже проводила свои театральные эксперименты в Новошахтинском драматическом театре. В июле — еще раз Новошахтинск и впервые — Таганрог.
-
90 лет — возраст вполне земной, но Борис Абрамович Наравцевич ушел от нас рано — в 61 год, в возрасте, когда чаще всего и уходят из жизни театральные режиссеры...
Он родился в семье театрального администратора в Перми, однако вскоре семья переехала в Ленинград. И ленинградское воспитание, ленинградская театральная школа, актерский период в БДТ, дружба с Копеляном, Стржельчиком, Заблудовским, режиссерская стажировка у Товстоногова на всю жизнь определили вкусы и театральные пристрастия Наравцевича.
-
Анна Яблонская. Театр и жизнь. Одесса: Бахва, 2014.
На фоне непрекращающихся войн и кровавых сражений за металл выход любой книги, казалось бы, теряет свое значение. Самолеты взрываются, города обстреливаются, жизнь человека обесценивается донельзя, словно в компьютерной игре. Мы спорим в сетях, находим врагов, наконец, сами на время становимся ими, и так до бесконечности. Жизнь рвется на отдельные сегменты и короткие информационные всполохи. Возможно поэтому появление сборника пьес Анны Яблонской «Театр и жизнь» одесского издательства «Бахва» затерялось в потоке повсеместного сумасшествия. Но именно эта книга стала логичным продолжением недолгого, но невероятно интересного и живого диалога молодого драматурга с читателями (зрителями).
Анна Яблонская погибла 24 января 2011 года во время теракта в аэропорту Домодедово, оставив после себя более 30 сценариев и пьес. Недописанная, отрезанная на полуслове история человека обрела плоть и кровь в книге, изданной родителями и друзьями автора.
-
В прошлом месяце мы опубликовали в блоге интервью Марины Дмитревской с композитором Александром Маноцковым из предпоследнего ПТЖ № 75. Теперь хотим предложить вашему вниманию беседу Елены Вольгуст с Леонидом Деcятниковым из того же музыкального номера...
Беззаботно, весело, ритмично (наши диалоги похожи были на игру в пинг-понг) мы разговаривали сто лет назад. В Ленинградском ТЮЗе.
Он писал музыку к спектаклю «Сверчок в очаге», я в ТЮЗе служила. Он был нечеловечески рыжим и ослепительно талантливым. Работал много и дотошно. Музыка к Диккенсу казалась мне похожей на строчки Мандельштама: «В игольчатых чумных бокалах мы пьем наважденье причин...».Мы сохранили общий (человеческий, то есть бытовой) язык через эти сто лет. Но я робею все больше и больше.
Еще восемь лет назад, в канун 50-летия композитора Леонида Десятникова, почти легко беседовала с ним для одного солидного издания. Нынче не так. Сымитировать непринужденность не получается. Он сосредоточен и глубок. Мне же в каждой обращенной к нему фразе не хватает чего-то. То ли музыковедческой оснащенности, то ли...
-
Пока в театрах все тихо, мы публикуем интервью студентов-театроведов с молодыми актерами Петербурга...
Театр «Пушкинская школа» под руководством Владимира Рецептера неизвестен широкому зрителю (на спектакли приходят в основном школьники и старые театралы, знающие и любящие режиссера еще со времен товстоноговского БДТ). А между тем, театр привлекает к себе внимание классическим репертуаром (Пушкин, Шекспир, Шиллер, Гоголь, Мольер, Грибоедов) и сильными, самобытными актерами, взращенными на классике. Никандр Кирьянов — пожалуй, один из самых интересных актеров труппы. Чацкий в «Горе от ума» (2006, реж. В. Рецептер), Кочкарев в «Женитьбе» (2008, реж. В. Петров), Фердинанд в «Коварстве и любви» (2011, реж. И. Стависский), Басманов в «Хронике времен Бориса Годунова» (2012, реж. В. Рецептер), Дубровский в одноименном спектакле Г. Тростянецкого (2013). Говоря о Кирьянове, критики в первую очередь отмечают, что актер красив и идеально подходит для амплуа первого героя и героя-любовника, однако замечателен он как раз тем, что оказывается шире этих амплуа, во всех его ролях возникает драматический объем — благодаря иронии, лирике, интеллектуальной рефлексии. Мы встретились с Никандром, чтобы поговорить о театре Пушкина и методе Рецептера, разобраться, стоит ли идти в актеры, если мечтаешь о легкой жизни, и о том, «до трагедии ли нашему черствому веку».
-
Завершившийся 30 июня на фестивале «Коляда-Plays» театральный сезон для Николая Коляды в этом году ознаменовался сразу несколькими важными событиями. Об одном из них, самом громком, знает уже, наверное, вся страна. «Коляда-Театр» переехал из тесной избушки в большое отремонтированное помещение бывшего кинотеатра «Искра». Но и избушку, когда-то тоже подаренную театру властями, у Коляды забирать не стали, и под его же художественным руководством там расположился «Центр современной драматургии», существующий с 2009 года, но до сих пор не имевший своего дома. Для молодых уральских драматургов, учеников Николая Коляды, это тоже стало значимым событием, ведь теперь у них есть место, где они могут реализовывать свои идеи и проекты. И все это совпало с юбилейным для уральской драматургии годом. Ровно 20 лет назад Николай Коляда набрал свой первый курс драматургов в екатеринбургском театральном институте.
-
Сегодня объявлены итоги конкурса XXIV фестиваля молодой драматургии «Любимовка». В шорт-лист программы вошли:
Василий АЛДАЕВ «Все будет хорошо», Красноярск
Михаил БАШКИРОВ «Поля ярости», Москва
Наталья БЛОК «Опарыши», Херсон
Полина БОРОДИНА «От безделья ты отпустишь всех китов в океан», Екатеринбург -
В пик «мертвого сезона» предлагаем вашему вниманию интервью Марины Дмитревской с композитором Александром Маноцковым, опубликованное в предпоследнем, музыкальном номере ПТЖ.
Александра Маноцкова впервые я увидела и услышала в Перми, где они с Могучим увлекательно рассказывали о сочинении общей режиссерско-визуально-музыкальной партитуры спектакля. Это было потрясающе интересно. А затем Маноцков учил всех нас создавать общее звуковое поле: мычать, тянуть звук, стучать и так далее — и возникало содержательное ритмизированное многоголосие...
С тех пор я хотела поговорить с Маноцковым
-
На днях вышел новый ПТЖ № 76, один из самых любопытных сюжетов которого — «предисловия» видных петербургских театроведов Ю. М. Барбоя, В. И. Максимова, Н. В. Песочинского к книге Х.-Т. Лемана, презентация которой прошла в марте на Новой сцене Александринского театра. Предлагаем вашему вниманию фрагмент этого материала. Остальное читайте в бумажной версии журнала.
Немецкий театровед Ханс-Тис Леман невиданно популярен. На него готовы ссылаться даже режиссеры, а уж кому, как не им, известно, что именно театроведы — главные театральные дураки. И Леман заслужил свою популярность: он вызнал и произнес соловьиное слово, без которого прежде не открывалась тайна современного театра.
-
Со вчерашнего дня, с 22 июля, Елены Викторовны Марковой нет с нами. И сейчас все возможные слова уместны, наверное, только в том смысле, чтобы помочь запомнить ее такой, какой она была с нами. Элегантной и простой, доброжелательной и ироничной, мудрой и любопытной, требовательной и терпимой...
-
Буквально сейчас на Моховой Григорий Козлов завершает набор нового актерского курса. А мы рассказываем о только что выпустившемся.
Наверное, не каждый выпускной курс Петербургской театральной академии становится известным всему Петербургу (а после участия в off-программе «Золотой маски» в марте 2014-го и всему театральному сообществу страны), еще будучи студенческим. Курс Г. М. Козлова, окончивший Академию несколько дней назад, стал именно таким, ведь спектакль «Тихий Дон», впервые сыгранный ребятами еще в мае 2013 года, за год успел стать их визитной карточкой и в Петербурге, и за его пределами.
-
Майский бенефис Наталии Фиссон в Учебном театре на Моховой, приуроченный к юбилею актрисы, стал одним из самых ярких событий завершившегося сезона. Ярких — во всех смыслах, в том числе и самом буквальном. Зрители были предупреждены о дресс-коде: в костюме должно было быть хоть немного цвета, связанного с юбиляршей. Оранжевого. Увы, у меня в гардеробе не нашлось ни одной оранжевой детали, отчего я чувствовал себя серой мышью, тайком пробравшейся на торжество. Компенсацией за несоблюдение правил пусть будет под занавес сезона это интервью, в котором, помимо всего прочего, Наталия Фиссон говорит о своем «рыжем происхождении». Пусть и это неласковое лето будет посвящением всему оранжевому.
комментарии