
-
Дорогие друзья!
Вас около 1 миллиона, если верить статистике Google и судить по количеству ip-адресов, зафиксированных на сайте «Петербургского театрального журнала».
Два года назад, когда мы просили помощи на работу сайта (и вы нам помогли всем миром!) — вас было только 300 000. Почувствуйте разницу!
Значит, наш сайт нужен.
-
Игорь Ларин — человек-театр, известный петербургской публике по Особняку и Монплезиру, как будто совсем непохож на Ларина сегодняшнего, с его актерскими работами в драме и кино, с его режиссурой в Театре на Литейном. В этих своих столь разных ипостасях Ларин, можно сказать, «меняет кожу». Порой это именно новое творческое воплощение.
В Санкт-Петербурге у Игоря Ларина не сложились отношения с дирекцией Театра на Литейном. Судя по тому, как складывается его сотрудничество с дирекцией и труппой Ярославского ТЮЗа, можно подумать, что дело в климате и городе.
-
На прошлой неделе в Петербурге прошли гастроли Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе. Более подробно о гастрольной программе — в одном их будущих номеров журнала.
«Бриллиант маршала де Фантье».
Государственный Тбилисский театр марионеток.
Автор пьесы, режиссер, художник-постановщик Резо Габриадзе. Сценография Резо Габриадзе, художники по куклам Тенгиз Мирзашвили, Резо ГабриадзеКонечно же, теперь хочется увидеть «Бриллиант» в достойной «оправе»: чтобы камерный зал, не больше 50‒60 зрителей, чтобы место — не дальше пятого ряда в этом зале, а после спектакля посидеть в какой-нибудь уютной кофейне с хорошими друзьями... И чтобы потом дня три на работу не ходить, бескомпромиссно лелея в душе состояние лирического комфорта, которым была наполнена атмосфера спектакля! Грустно лишь, что не приходится говорить об этом от лица всех без исключения очевидцев (не у каждого за плечами студенческий опыт, подсказывающий без стеснения переместиться из законного кресла на ступенечки амфитеатра, чтобы усесться там и увидеть то, что помешали увидеть головы впереди сидящих обитателям первых пяти-семи рядов).
-
«Переворот». По пьесам Дмитрия Пригова.
Театр «Практика».
Режиссер Юрий Муравицкий, художник Катя Щеглова.Спектакль «Переворот» — это сценическая композиция, сконструированная из двух небольших пьес Дмитрия Пригова и стихов, озвученная музыкой группы «Постанова», состоящей из студентов выпускного курса Дмитрия Брусникина в школе-студии МХАТ.
Пьеса «Я играю на гармошке...» — о гопниках, правящих бал, и пугливом смирении масс; «Переворот» — о стихии бунта, неизбежно разрушающего человеческую «отдельность», о революции, из которой вымывается смысл. Все в целом складывается в историю о невыносимости и паскудности настоящего и о тоскливом предчувствии будущего. Этот спектакль — о том, нашем, мире, который лишен контрастности: нет ни черного, ни белого, есть какой-то бурый и серый.
-
Только сегодня утром это меня догнало...
Потому что ведь уже так бывало ‒ Арсений Овсеевич Сагальчик исчезал. Внезапно уезжал в Москву к врачам. Или вдруг в Англию. Или к сестре в Израиль. А потом появлялся, и снова в трубке звучало: «Я двенадцатый, прием...»
«Тамара Степанна, когда меня не станет, вы же напишете обо мне вашим пером? Спектакли мои при жизни вас не интересовали, так хоть потом напишите! И укажите там...» Так много лет шутил Арсений Овсеевич, а за этим следовал мой традиционный ответ: «Напишу, не сомневайтесь, только диктуйте помедленнее... Да ну вас, Арсений Овсеевич!»
-
Сегодня исполнилось 85 лет Валерии Владимировне Чистяковой, петербургскому театроведу, кандидату искусствоведения, автору книг и статей о зарубежном театре и балете. Поздравляем и предлагаем вашему вниманию текст о ней из сборника «Учителя».
-
«Одинокие». Г. Гауптман.
Театр на Васильевском.
Режиссер Денис Хуснияров, художник Николай Слободяник.Ссылаясь на отзывы А. П. Чехова, считавшего драму Герхарта Гауптмана «Одинокие» «великолепной, превосходной и новой», «именно как новую и современную стремятся прочесть эту историю в спектакле Театра на Васильевском» — так анонсируется постановка на официальном сайте театра. Однако, по сути, новизны немного. Режиссер Денис Хуснияров сглаживает конфликт: его как бы и нет. У Гауптмана в центре — фигура ученого Иоганна Фокерата, научных устремлений которого не в состоянии понять окружающие: мать занята вопросами религии, жена Кэте — устройством быта, воспитанием недавно родившегося сына Филиппа. Единственной родственной душой становится пришедшая в дом Фокератов студентка Анна Мар. Она верит в талант Иоганна, поддерживает его идеи, при ней Ганн ненадолго становится другим — не одиноким.
-
«Юбилей ювелира». Н. МакОлифф.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина.Олег Табаков — смелый человек. Я помню, как он водил меня по пустому ангару кинотеатра «Колизей» и объяснял, какой здесь будет замечательный театр («Современник» на Чистых прудах). Все так и случилось, но потом он оттуда ушел. Придя во МХАТ, не побоялся сразу призвать молодежь — и только Бог знает, какое сопротивление ему пришлось тогда и потом преодолевать. Одни только скандальные постановки Константина Богомолова чего стоят. А к своему юбилею (противное слово) Табаков решил сыграть смертельно больного человека, доживающего последние дни. И из коммерчески-сентиментальной пьесы актрисы Никола МакОлифф «Юбилей ювелира» (подозреваю, что писала она ее для себя, женская роль там эффектнее) в переводе Ольги Варшавер и Татьяны Тульчинской он сделал — вместе все с тем же Константином Богомоловым и двумя артистками — трагическую притчу о смерти, весне и бесконечности пути.
-
И если б я писала книжку,
А не верстала бы журнал,
Она звалась бы «Друг мой, Гришка»,
И ты бы в ней себя узнал...— А вот когда ты была замужем за Козловым... — любил, бывало, начать разговор на каком-нибудь перекрестке наш легендарный правдолюбец и хроникер Александр Аркадьевич Белинский...
— Александр Аркадьевич, вы вообще о чем?
— Ты тогда, говорят, сильно пила...
-
«Самоубийца». Н. Эрдман.
Студия театрального искусства.
Режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский.Комедию Николая Эрдмана «Самоубийца» в СТИ сыграли в день 10-летнего юбилея, 1 марта 2015 года. Спустя 48 часов после убийства Бориса Немцова, человека, чье поведение было свободным, как у самоубийцы.
Подсекальников: «Вот в Союзе сто сорок миллионов, товарищи, и кого-нибудь каждый миллион боится, а я никого не боюсь. Никого. Все равно умирать. Все равно умирать. (...) Все могу. Что хочу, то и сделаю. Что бы сделать такое? Что бы сделать такое со своей сумасшедшей властью, товарищи? Что бы сделать такое, для всего человечества... Знаю. Знаю. Нашел. До чего это будет божественно, граждане. Я сейчас, дорогие товарищи, в Кремль позвоню. Прямо в Кремль. Прямо в красное сердце
-
«Братья Карамазовы». Ф. Достоевский.
Театр «Мастерская».
Режиссер Григорий Козлов, художник Михаил Бархин, музыкальное оформление Григория Углова и Вячеслава Шулина.«А главное, кто ж теперь не в аффекте, вы, я — все в аффекте» — слов этих, сказанных в романе экзальтированной героиней, в спектакле нет, но сам аффект диагностируется с первых же мгновений. Явлен крайне земной Достоевский, надрывный, ярмарочный, площадной (ей-ей кулачный), характерный, острохарактерный, скандальный, запыхавшийся от страстей. Земной — это не только «атмосферное», но и жанровое определение. В спектакле горизонтальные отношения, он весь про людей и страсти. А не про отношения человека с Роком (или с Богом; или с пустотой вместо него). То есть из романа и из авторского мира вытягивается экстракт не трагического, а сугубо драматического потенциала. И пусть не обманывают придуманные Михаилом Бархиным многозначительные рыжие доски, устремленные к колосникам. Или сцены сна-мечты, где к живым спускаются по мшисто-мохнатому палевому пандусу то почивший Зосима, то Грушенька в образе богомолки. Все, естественно, в белом. Персонажи крепко сбиты из плоти, и если и разбираются с каким-то Духом, то только с местным, региональным, карамазовским.
-
Заметки православного активиста накануне судебного заседания, которое состоится в Новосибирске 4 марта
Я не шучу. Вполне считаю себя православным активистом, поскольку активно отстаиваю ценности, заповеданные Писанием, горячо радею о неслиянности сакрального пространства церкви и театра, а также глубоко оскорблена как верующий человек тем разжиганием страстей в Великий пост, которые позволил себе новосибирский митрополит Тихон, подавший в суд на режиссера Тимофея Кулябина и директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича. Спектакля «Тангейзер» митрополит в глаза не видел, про «скандал» вокруг спектакля лукавит — и действия его, нарушающие заповедь «не лги», наносят в этом смысле оскорбление мне как части Русской православной церкви. Что может быть более греховным, чем разжигание розни в православном сообществе, да еще в пору наибольшего смирения, терпения и самоограничения, каким является Великий пост?..
-
Сегодня, 1 марта, Студия театрального искусства (СТИ Сергея Женовача) празднует свой первый юбилей. 10-летие театра пришлось на не очень подходящий для радости и ликования день траурных шествий, мрака, похоронно-отчаянного настроения в стране, пришедшей к какой-то очередной (кажется, что последней) точке невозврата, беспредела...
Но вот подумалось — это так правильно, что день рождения именно СТИ именно сегодня: среди бедлама, ужаса и раздора уже 10 лет стоит и работает уникальный (для меня любимейший) театр, занятый сохранением разбазаренного, утверждением забываемого, накоплением пущенного с молотка...
-
«30+». Ярослава Пулинович, Полина Бородина.
Прокопьевский драматический театр.
Режиссер Вера Попова, художники Леша Лобанов и Катерина Андреева.Прокопьевский театр любит verbatim: «Горько!», «Соль минор» не один сезон украшали афишу.
«30+» ‒ это вторая часть трилогии о прокопчанах, начатая в прошлом году спектаклем «Подросток». Замечательная идея продолжить эту тему (она принадлежит заместителю директора театра Марине Сергиенко) выиграла в свое время грант фонда Михаила Прохорова. Суть ее в том, что театр готов поставить своеобразный документальный триптих — три спектакля о прокопчанах разных поколений. Пьесу для первого — «Подросток» — написал Вячеслав Дурненков, много дней интервьюировавший прокопьевских тинейджеров. Режиссер Вера Попова сделала спектакль, который успешно был показан на российских фестивалях. В основу третьего будут положены беседы с ветеранами...
-
«Рисунки на потолке».
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Семен Александровский, художник Шифра Каждан.Когда заговорили о готовящейся в ТЮЗе имени А. А. Брянцева премьере, опыт сразу же подсказал возможные варианты развития событий. Спектакли, основанные на реальных воспоминаниях из детства исполнителей, — не редкость, прежде всего, в европейских фестивальных афишах, особенно среди театров, работающих для молодежи. Обычно такие истории бывают смешными и щемящими, а толчком для начала собственной исповеди является эмоционально похожая ситуация коллеги или принесенная из дома дорогая сердцу вещь.
-
«Плоды просвещения». Л. Толстой.
Театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Миндаугас Карбаускис, художник Сергей Бархин.Не знаю, как вам, а мне в данный момент по душе, когда спектакль, сделанный на основе классической пьесы, одет соответственно — в классические интерьеры и костюмы. Дамы в длинных платьях с турнюрами, мужчины в сюртуках, слуги в ливреях, а деревенские мужики в армяках: на сегодняшний день, когда на сценах сильно примелькались пиджаки, джинсы и толстовки, в этой «аутентичности» явно что-то есть. Ну, во-первых, есть театр, решительно отделяющий себя от унылой повседневности. А во-вторых (хотя, понимаю, что второе существеннее первого), есть увлекательная возможность расслышать современные созвучия без специальных визуальных подпорок. Вот, черт возьми, Чехов-Тургенев-Толстой, попали же в яблочко, прямо в теперь и в сейчас! Без этих простых зрительских открытий вообще-то любой спектакль вещь бессмысленная, а уж классика тем более.
-
«Третий выбор». Вторая редакция спектакля Валерия Фокина «Живой труп» по одноименной пьесе Л. Толстого.
Александринский театр.
Художник Александр Боровский.«Живой труп», шедший на сцене Александринки в течение восьми лет, сохранен для потомков в огромном количестве статей (на сайте театра — ссылки на почти полсотни материалов, а в «Петербургском театральном журнале» о первой редакции писал Юрий Николаевич Чирва — . Рецензировать новую версию так, будто это совершенно незнакомый спектакль, невозможно, ведь очень многое в нем осталось прежним. Интерес представляют, безусловно, актерские работы тех, кто был введен в «Живой труп», который стал «Третьим выбором». В центральной роли — актер МДТ Петр Семак (это его вторая работа на старейшей русской сцене, «второй выбор» режиссера Валерия Фокина).
-
«Эффект Чарли Гордона». По мотивам романа Д. Киза «Цветы для Элджернона».
«Такой Театр».
Режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова.Стерильное пространство операционной. Слишком яркий, бьющий в глаза свет. Громкие пульсирующе-тикающие звуки. В центре — длинный узкий стол, за которым сидят актеры. Позади — огромная белая стена, служащая время от времени экраном. Зрители спешно, суетясь и толкаясь, занимают места. Лица артистов не выражают ничего. Они еще не в образах, но уже во власти тотального абстрагирования и отстранения: вроде бы пристально смотрят, следят за нашими действиями, а вроде и нет. Единственное существо, что общается с публикой, отсчитывает количество звонков, произносит знакомый текст про «отключите телефоны», — Элджернон (Анна Кочеткова). Сначала слышишь голос — механический, холодный. Только потом замечаешь живую Элджи. Белое существо с глазами, подведенными фиолетовыми тенями, сидит в глубине сцены: ей накладывают белый грим на лицо и руки, поправляют прическу. Весь процесс транслируется на экран.
-
«Алиsа». По мотивам сказок Л. Кэрролла.
Красноярский ТЮЗ.
Режиссер-художник Даниил Ахмедов, художественный руководитель постановки Роман Феодори.Маленькая Алиса Лидделл никогда не думала, что выйдет из ее просьбы записать сказку, сочиненную для нее и сестер доктором Чарльзом Доджсоном в лодке, которая медленно плыла по Темзе ярким днем. А профессор математики, бесконечно сочинявший забавные истории для дочерей ректора Лидделла, тоже не предполагал, что именно эта сказка, в которой он собрал «побольше глупостей» по просьбе своей любимицы Алисы, превратится в великую книгу, в которой долго будут разбираться физики и математики, философы и литературоведы. Девочки в тот чудесный яркий (а на самом деле хмурый) день все требовали продолжения, а уставший Доджсон устало повторял: «Остальное — после». «ПОСЛЕ уже настало!» — кричали девочки.
-
«Сон в белую ночь». По пьесе А. Яковлева «Островитянин».
Театр «На Литейном».
Режиссер Александр Рязанцев, сценография и костюмы Марии Рыковой.Театральный Ритик слонялся в коридорах театра «На Литейном». Приятно радовал глаз небольшой оживляж в фойе. Неожиданным Мефистофелем, сверкая потертой кожаной курткой, пробегал взнервленный молодой режиссер примерно шестидесяти лет. И оживление стихало. Капельдинеры провожали его восхищенными взглядами. Администраторы смущенно улыбались. Предвкушение праздника витало в воздухе. Все ждали события. И вот небольшой зал новой Камерной сцены заполнился зрителями.
комментарии