
-
ВАДИМУ ЖУКУ — 70!
Месяц назад, при нашей краткой встрече в Театре им. Комиссаржевской, Вадим Жук неназойливо сказал: «Маша, если ты пришлешь мне на юбилей телеграмму, — я буду рад!» И вот наступил день накануне дня, когда телеграмму надо послать.
-
«Баня». По пьесе В. Маяковского.
Александринский театр.
Постановка, сценография и сценическая редакция текста Николая Рощина.Николай Рощин отказался от того, что могло бы гарантированно сделать спектакль выигрышным — от аллюзий советской сатиры с современной политикой, от изображения идиотизма социалистического быта и типажей, от вечно-модной внешней стилизации под конец 20-х годов, а главное — от игрового блеска пьесы, который привел Мейерхольда к такой оценке техники Маяковского-комедиографа: «...легкость, с которой написана эта пьеса, была доступна в истории прошлого театра единственному драматургу — Мольеру». Рощин вообще отверг жанр комедии и читает Маяковского (типологически) не как Мольера, а как Замятина или Оруэлла. «Баня», в общем, вневременная антиутопия. Недаром — совершенно пустое огромное (тоталитарное) черное пространство, а в нем — персонажи в черных или темно-серых костюмах, одинаковых для мужчин, одинаковых для женщин. Красным модулем является сюда Фосфорическая женщина.
-
«Гроза». А. Островский.
Краснодарский молодежный театр.
Режиссер Даниил Безносов, художник Настя Васильева.В последние пару сезонов «Грозу» ставят много — авангардный спектакль Андрея Могучего номинирован на «Золотую Маску», в Театре Наций приступил к репетициям Евгений Марчелли. Так часто бывает — время само выбирает тексты, классические или современные, находя в них возможность самовыражения. Пьеса Островского, несмотря на полуторавековой опыт постановок, разные социальные и исторические нюансы, снова и снова обживает российскую сцену, то настаивая на правоте Кабанихи, собирательнице семьи, как это было в спектакле Льва Эренбурга, то открывая анархическую энергию бунта в скромнице Катерине.
-
«Губернатор». По рассказу Л. Андреева.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Андрей Могучий, художник Александр Шишкин.«Губернатор» по рассказу Леонида Андреева, как он выглядит в спектакле Большого драматического театра, не к современности обращен. Суетливого сличения «наших дней» с ситуацией плохой власти нет. Жажды обличения тоже нет. Все глубже, мощнее, серьезней и трагичней. Спектакль о самом грозном и недорассказанном в истории России. Нет нужды уточнять — революция ли это 1905-го или 1917 года, первая, вторая, третья, буржуазная, пролетарская, февральская, большевистский переворот или Великая Октябрьская... Нет, конечно, для историков, для партийно мыслящей интеллигенции — всякое лыко в строку, и каждое прилагательное в определении столетних событий имеет принципиальное значение. Но по существу принципиальны только преступления, совершаемые одними над другими. Всегда, тысячелетиями. Очень знаменитый и забытый рассказ писателя выстрелил «в яблочко». Без поправок и подделки он понят режиссером Андреем Могучим и абсолютно серьезно разыгран на сцене. Композиционные вставки из текстов того же Андреева и из «Капричос» Гойи (литературная композиция Светланы Щагиной) совершенно слились с режиссерским текстом. Несмотря на большой численный состав исполнителей, спектакль — о человеке. О совести, о двух правдах, движущих человечеством и историей.
-
«Все кончено». Э. Олби.
Московский ТЮЗ.
Режиссер Кама Гинкас.Найти режиссеров более разных, чем Римас Владимирович Туминас и Кама Миронович Гинкас, сложно. Общего у них разве что место рождения (Литва) да повышенный интерес к теме смерти. Но если Туминас метафоричен, саркастичен и скептичен, то его старший коллега мыслит конкретно и даже натуралистично. Там, где у Туминаса условный театр и холодновато-отстраненный гротеск, у Гинкаса — предельная степень психологизма, надрыв и боль.
Между тем, накануне премьеры нового спектакля Камы Гинкаса в Московском ТЮЗе в «Московском комсомольце» выходит юбилейное полемическое интервью Туминаса, где он честно признается, что никак не может найти ответ на вопрос «сжигать себя или в гроб лечь?». Не знаю, волнует ли та же дилемма самого Гинкаса, но для его героев она становится прямо-таки камнем преткновения, чуть ли единственной точкой несогласия.
-
«Тартюф». Ж.-Б. Мольер.
Театр «Мастерская».
Режиссер Григорий Козлов, художник Николай Слободяник.В спектакле Григория Козлова дом Оргона — это театрик, установленный на поворотном круге; маленькая карусель, где вместо лошадок — гримировальные столики с зеркалами, подсвеченными лампочками, украшенные портретами французских кинозвезд. Еще два столика — по сторонам от портальной арки. Место у одного из них в начале спектакля займет персонаж «от театра»: густо загримированный и одетый под эпоху Людовика ХIV, он, утрированно грассируя, словами самого Мольера из предисловия ко второму изданию «Тартюфа» расскажет про резонанс, вызванный спектаклем в высшем обществе. Известно, что Мольер предуведомлял защитными речами издания своей комедии, в которой были усмотрены «нападки на благочестие», и сейчас для зрителей звучит фрагмент одной из них. «Спустя неделю после того как был наложен запрет, при дворе была играна пьеса под заглавием „Скарамуш-отшельник“. После представления король сказал великому принцу: „Хотел бы я знать, почему те, кого так оскорбляет комедия Мольера, молчат о „Скарамуше“?“ А принц на это ответил: „Причина в том, что в комедии о Скарамуше высмеиваются небеса и религия, до которых этим господам нет никакого дела, а комедия Мольера высмеивает их самих,
-
Римасу Туминасу — 65
Не сомневаюсь, что 65-летие Римаса Туминаса, «полукруглый юбилей», Вахтанговский театр отметит сегодня, накануне реального юбилея режиссера, не рюмкой литовской водки и хлебом с тмином, а будет праздновать широко, что истовый директор Кирилл Крок обставит его со всей торжественностью, что труппа будет искренне ликовать... Их можно понять: когда в осеннем интервью какому-то грузинскому порталу Туминас признался, что подумывает вернуться в Литву, поскольку после смерти тело литовского гражданина будет дороговато транспортировать (это он так иронически кокетничал), — вздрогнула и я. Не от перспектив кончины (очень хочется, чтобы Римас Туминас жил долго и счастливо, чего ему и желаем как раз сегодня!), а от страха потерять театр, вдохновенно взлетевший в последние годы именно при этом редком тандеме Туминас/Крок, когда мы как-то отчетливее стали понимать про вахтанговский театр-праздник.
-
«Спящая красавица». П. И. Чайковский.
Театр балета им. Леонида Якобсона.
Хореография Мариуса Петипа и Жана-Гийома Бара, художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили.Последние три сезона труппа Театра им. Л. Якобсона жила словно двойной жизнью. Почти все премьерные вечера руководитель театра Андриан Фадеев отдавал под эксперименты молодым петербургским хореографам. Артисты трудились в залах ради благородной цели — поддержать юных авторов. Но премьерные показы проходили, новые спектакли оседали в репертуаре, а театр после танцевальных праздников возвращался к будням. Труппа уходила в «классику», сливаясь со множеством безликих балетных компаний, в угоду спросу стаптывающих ноги в «Жизелях», «Щелкунчиках» и «Лебединых озерах». Летом, в жаркий туристический сезон, Театр им. Л. Якобсона даже мимикрировал под Мариинский, арендуя под выступления именитые площадки на Театральной.
-
«Гamlet@». По У. Шекспиру.
Омский театр для детей и молодежи (Омский ТЮЗ).
Режиссер Владимир Золотарь.Шекспировский мир в спектакле Владимира Золотаря — пространство, исторически не определенное: бедная сценография изображает Эльсинор, переживающий не лучшие времена, когда от роскоши не осталось следа и все находится в полном запустении. Персонажи настолько привыкли к этому безнадежному пейзажу, что совершенно не обращают внимания на царящую вокруг разруху: апатичный охранник сидит за старым монитором, где-то в углу валяется тележка из супермаркета, посреди сцены — ржавый кран и уродливый поддон для воды. Могильщик (Анатолий Звонов) обживает пространство, ставит тележку на колеса, украшает стену погребальными венками, один из которых продает Гамлету (Дмитрий Керн), — такой необычный подарок преподнесет сын Гертруде (Лариса Яковлева) и ее новому мужу. Королевская свадьба безапелляционно врывается в кладбищенское пространство Эльсинора — возникает длиннющий праздничный стол, где не то вельможи, не то клерки пришли на необычное бракосочетание, которое проводит пресс-секретарь, приглашая Клавдия (Сергей Дряхлов) к микрофону сделать первое официальное заявление подданным.
-
«Декабристы». Музыка Е. Загота.
Свердловский академический театр музыкальной комедии.
Автор идеи и пьесы Карина Шебелян, режиссер Кирилл Стрежнев, дирижер Борис Нодельман, сценография Игоря Нежного.Те, кто следит за музыкальным театром, знают: Свердловский театр музыкальной комедии — это в первую очередь бренд. То, что делает труппа в своих трендовых спектаклях, давно уже вышло за рамки веселого музыкального жанра. «Декабристы», премьера которых состоялась в 191-ю годовщину восстания на Сенатской площади, — логичное продолжение генеральной линии художественного руководителя театра, режиссера Кирилла Стрежнева. Она связана не только с утверждением на сцене авторского отечественного мюзикла, но и со стремлением представить в эффектной, демократичной форме узловые моменты российской истории. Накануне столетия третьей русской революции новый спектакль выглядит не только данью памяти тем, кому было что терять, кто не мог изменить своим убеждениям, но и своего рода размышлением о том, какова цена любого политического катаклизма.
-
Сформирован шорт-лист конкурса «Первая читка» фестиваля «Пять вечеров». Напоминаем, что на втором этапе конкурса пьесы читали и отбирали художественный руководитель ярославского Театра драмы им. Ф. Волкова Евгений Марчелли, главный режиссер Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов, арт-директор фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский, руководитель литературно-драматургической части БДТ им. Г. А. Товстоногова Светлана Щагина, помощник художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова по спецпроектам Павел Руднев, арт-директор фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина Марина Дмитревская. Выбор седьмой пьесы программы был определен голосованием экспертов, формировавших лонг-лист.
По условиям конкурса каждый эксперт должен был назвать одну пьесу, которая войдет в итоговую программу. Вот они:
-
Сегодня 15 января исполняется 100 лет великому русскому актеру Евгению Алексеевичу Лебедеву. Предлагаем вашему вниманию воспоминания писателя Иона Друцэ об истории съемок актера в фильме «Последний месяц осени» и о работе в «Истории лошади», когда-то опубликованные в ПТЖ № 56.
-
С 13 по 31 января большие гастроли Коляда-Театра в ТЦ «На Страстном». Открывает их одна из последних заметных премьер — «Фальшивый купон». О спектакле — статья Павла Руднева из последнего ПТЖ № 86.
Лев Толстой, увлеченный замыслом «Фальшивого купона», который показывал бы механику как растущего зла, так и накапливающегося добра, повесть не заканчивает, рукопись обрывается на полуслове. Опубликованный только после смерти писателя текст показывал, как сложно бывает достоверно, непафосно изобразить путь к добротолюбию, положительный мир, положительного героя. Даже ставя перед собой такую конкретную, идейно обеспеченную задачу.
-
Беседу с актером Красноярского ТЮЗа Саввой Ревичем ведет Вера Сенькина
Актера Савву Ревича в театре называют «артистом инородным» (звучит почти как «народный»). Любимец зрителей, в труппе он занимает обособленное положение. Кажется, что Савва Ревич успел прожить несколько жизней. Родился в Абакане, работал в театрах Комсомольска-на-Амуре, Кинешмы, Вышнего Волочка, эмигрировал в 1990-е в Америку, сменил там с десяток профессий, неожиданно для всех — и главное для самого себя — вернулся на родину и осел в Красноярске. Что отмечают многие, глядя на этого артиста в главных ролях или ролях второго плана (а для Ревича между ними нет разницы, он из любой роли делает главную), — он всегда притягивает внимание, уплотняя собой пространство, как малое, так и большое. И дело не только в его фактурности (грубо тесанные черты, сильное, крепкое, будто задубевшее тело, похожее на панцирь), но и в той истории, сложной, противоречивой, которая стоит за его персонажами с их неожиданной ранимостью и болью. Чаще всего это история о несовпадении предназначения человека и уготовленной для него жизнью роли, это история борьбы личности со средой, история о неблагосклонности судьбы и о недюжинных силах, которые не убывают с возрастом.
-
«В осколках собственного счастья». По произведениям М. Жванецкого.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Режиссер Григорий Дитятковский, художник Владимир Фирер.В названии первым делом замечаешь слово «счастье», настраиваешься на мажорный лад, как будто речь не о том, что счастье разбито, расколото, как хрустальная ваза, разлетелось на куски. «Ничто так не ранит человека, как осколки собственного счастья», — так говорит Михаил Михайлович Жванецкий. Больно. Грустно. Но ведь счастье было?.. Жанр своей новой работы Григорий Дитятковский обозначил как «задушевный вечер». Сигнал зрителям: это не совсем обычный спектакль. Много разговоров. Мало событий в привычном смысле. Ведь Жванецкий — это восхитительные тексты, а не зрелище. Но, пожалуй, «задушевность» здесь тоже не обычная. Не мягкая, ласковая, убаюкивающая... Такой почти нет. Задушевность тут синоним откровенности, а она порой болезненно царапает. Узнавание, понимание, совпадение с говорящим иногда колет, как... острый осколок. Счастья или несчастья — но точно собственного, своего, нашего, общего, не чужого.
-
Сформирован лонг-лист драматургической программы «Первая читка» фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина.
1. «Летели качели» Константин Стешик
2. «Офелия боится воды» Юлия Тупикина
3. «Сказочный король» Юрий Клавдиев
4. «Говорит Москва» Юлия Поспелова
5. «Комната Кристины» Алена Иванюшенко
6. «Март и Слива» Екатерина Бизяева
7. «Шестьдесят девятый» Антон Барышников
8. «Пвут» Антон Барышников
9. «Сны о невесомости» Олег Михайлов
10. название слепая собака. Артем Томилов
11. «Смена» Евгений Ионов
12. «Тот самый день» Ярослава Пулинович
13. «Девочкам нравится» Алексей Щербак
14. «Родной» Дима Соколов
15. «Человек из рыбы» Ася Волошина
16. «Ганди молчал по субботам» Анастасия Букреева
17. «Папа парадоксальный» Анастасия Косодий -
«Разводки по-итальянски». Музыкальная комедия по мотивам пьесы Ж.-Б. Мольера «Проделки Скапена».
Нижневартовский городской драматический театр.
Режиссер-постановщик Маргарита Зайчикова, сценография и костюмы Вячеслава Зайчикова.На сцене профанный и чудный мир итальянской летней площади. Стены домов, разворачивающиеся то ребрами, то плоскостями; узкие улочки, разбегающиеся от площади; белые стены, синие ставни. Где-то рядом, вероятно, плещется море, город кружится в солнечных лучах, мельтешат береты и тельняшки, цветы и велосипеды, шум, гам. Неаполь. Это очень земной и очень теплый мир. Стены заклеены афишами итальянских фильмов 50–60-х годов. Туда же наклеивают и афишу спектакля. Так задается с самого начала жанр. Здесь все игра, все представление. Все до одного жители страдают демонстративным поведением. Хотя, конечно, не страдают, а наслаждаются им. Вместо крови тут у всех по жилам течет театр.
-
9 января отмечает юбилей Лариса Георгиевна Пригожина, профессор, кандидат искусствоведения, историк театра, преподаватель кафедры русского театра РГИСИ, выучившая не одно поколение театроведов. В качестве поздравления — глава из книги «Учителя» от ученика Андрея Кириллова.
-
«История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте». М. Вишняк.
Краснодарский молодежный театр.
Режиссер Даниил Безносов, художник Настя Васильева.Есть гостья, которую однажды никто не сможет прогнать. Именно она приходит к саксофонисту из пьесы Матея Вишняка, чтобы увести его туда, откуда не возвращаются. А если и возвращаются, то в виде медведя панды.
Временные рамки в пьесе Вишняка, румына по происхождению, определены православным обычаем: девять суток от момента смерти до отлета души. Правда, сходство с православием на этом кончается. Смерть здесь — обольстительная женщина.
-
«Анна Франк». А. Волошина.
Театр «Цехъ».
Режиссер Виталий Дьяченко, художники Мария Первушина и Мария Яковлева.В центре сцены свалены пюпитры, стул всего один и он занят персонажем, которого никогда не будет, просто потому что Анна, сидящая сейчас на нем, не успеет дожить до своих 27 лет, не успеет написать несколько рассказов и роман, которые прочтут люди, не успеет выйти замуж по любви и родить детей. Просто потому, что умрет от тифа в концлагере в Берген-Бельзене в возрасте 15 лет.
комментарии