
-
«Сцены из супружеской жизни». И. Бергман.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Анатолий Праудин, художник Ирина Бируля.За основу своего спектакля «Сцены из супружеской жизни», приуроченного к 100-летию Ингмара Бергмана, Анатолий Праудин взял сценарий одноименного фильма. «Сцены» — работа довольно нетипичная для Бергмана, быть может, наиболее максимально вписанная в жизнь, словно растворенная в ней. Режиссер не делает сюжет интересным, не расцвечивает его юмором, образными обобщениями и не нагнетает интригу. Он концентрирует внимание на бытовом диалоге, неспешном наблюдении за будничным существованием героев, подмечая их мгновенные и не всегда проявляющиеся внешне переживания и эмоции. Бергман обращается к глубокому психологическому реализму. При этом его занимает не текст, но течение жизни. Он далек от оценок и финальных вердиктов.
-
«Рождение Сталина».
Александринский театр.
Спектакль Валерия Фокина. Сценография Николая Рощина.Е. Вольгуст — М. Дмитревской
21 февраля 2019 г. 0.30 Предспектакльное ночное.Не счесть знакомых, увидевших наружную рекламу спектакля — наводнившие город билборды с его названием — и завопивших: «Ужас какой, вздрагиваю каждый раз, как вижу!»
В самом словосочетании «Рождение Сталина», хоть режь меня на тонкие полоски, — слышен некий позитив. «Рождение» как факт всегда прекрасно: будь то еще не распустившаяся роза или появившийся на свет ребенок. Мы с тобой, когда обсуждали эту переписку, трижды ошиблись, назвав спектакль «Смерть Сталина».
Подсознание не принимает его рождения, оно принимает его смерть.
-
«Аустерлиц». По мотивам романа В. Г. Зебальда.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер, автор инсценировки и художник-постановщик Евгения Сафонова.По меткому определению критика Марии Степановой, Винфрид Георг Зебальд по-прежнему «подземный классик, потому что на поверхности его буквально нет, к нему отсылают, как к зарытому сокровищу». И действительно, писатель, чья посмертная слава давно уже превзошла славу прижизненную, лишь со второй попытки и через достаточно большой временной интервал (первое издание «Аустерлица» вышло в 2007-м) смог добраться до российского читателя.
-
В архиве появился № 92. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Первая читка» в рамках XV Международного фестиваля «Пять вечеров» имени Александра Володина
В юбилейный год Александра Володина состоялся уже XV, посвященный памяти драматурга, Международный фестиваль «Пять вечеров». Традиционно часть программы фестиваля составляла «Первая читка» — читки пьес молодых авторов, которые проводились в Театре «На Литейном» при участии актеров этого театра и «Мастерской». После проходили обсуждения с участием аудитории, автора, режиссера и театральных критиков.
-
«Пермские боги».
Пермский академический Театр-Театр.
Режиссер Дмитрий Волкострелов, художник Ксения Перетрухина.Вот так живешь-живешь всю жизнь в Перми, да и не замечаешь того, что кажется привычным. Ходишь в галерею с детства, видишь Пермских богов. Ну да, боги. Деревянные, с крестьянскими терпеливыми лицами. Говорят, нигде больше таких нет. Но, оказывается, для того, чтобы они стали частью тебя, должен прийти человек «со стороны» и свести вас, поместив в какое-то особое пространство, добавив туда каких-то ему ведомых ингредиентов, заварив, смешав, заговорив... получив на выходе не то чтобы спектакль, а некую именно встречу, соприкосновение, со-общение. И если ты не настроишь свои чувства и душу на этот процесс, то он, наверное, и не произойдет. А боги глядят со стен — на зал, на сцену, они-то все видят и все знают...
-
Как-то так получилось, что в последние недели имя Давида Карасика звучало часто: именно на съемках его «Большой кошачьей сказки» познакомились Сергей Юрский и Наталья Тенякова. Сама она рассказывала об этом так. «У нас на курсе преподавал наш замечательный телевизионный режиссер Давид Карасик. И на третьем курсе он позвал меня на съемку „Большой кошачьей сказки“ по Чапеку. Сказал: „Наталья, придешь, сыграешь эпизод — невесту Юрского“. — „Что?!! Как?!!“ — „Ничего, завтра придешь на репетицию“. Я вошла. Огромный репзал, сидит Юрский, что-то читает, листает. Давид говорит: „Познакомьтесь, Сергей Юрьевич, это моя студентка, Наташа Тенякова“. У меня — „паркинсон“: живого! вижу! кумир! боже! Это потом оказалось, что у нас разница — всего девять лет.
-
Три вологодские премьеры
Из массы спектаклей на фестивале премьер Вологодской области «ВОТ» выделялись несколько работ, которые могут достойно представить регион на различных фестивалях, имеют федеральное значение.
В большой форме лидером был «Сирано de Бержерак» Вологодского театра для детей и молодежи в режиссуре корифея этой сцены Бориса Гранатова. Труппа создала красивую сказку о самом прекрасном человеке на земле, в которой просто и ясно, спокойно и с достоинством творится тот градус идеализма, который чаще всего недоступен сегодня, тотально не совпадает с уличной реальностью. Сила театра — в перемещении зрителя в нездешнее пространство. Ремарка вербализуется, называется время действия — 1640 год, и для зрителя это настолько далеко, что вообразить невозможно.
-
С 27 января по 1 февраля в Петербурге проходил «Так себе» драматургический фестиваль
«Новая волна андеграундного театра» — смело заявил о себе «Так себе» фестиваль, впечатав эту строчку во все афиши. Организаторы — шесть драматургов мастерской Н. С. Скороход. Сегодня выпускники этой мастерской — участники почти любого драматургического конкурса. На Новой сцене Александринки регулярно проводят читки пьес студентов, накануне фестиваля в Городском театре состоялась лаборатория «Вишневый Сартр» по текстам этой мастерской, их пьесы в шорт-листе «Первой читки» Володинского фестиваля, а скоро их прочтут и на студенческой лаборатории «Просто пьесы». Это только небольшой список событий, в афише которых можно встретить одни и те же имена, одни и те же названия.
-
Выставка Юрия Кононенко в Театральном музее им. А. А. Бахрушина продлится до 10 марта
Она называется «На вешалке крылья не мять». Это строчка из его стихотворения если не совсем дает понять, с кем мы имеем дело, то приоткрывает щелочку. А имеем мы дело с ярчайшим российским художником второй половины ХХ столетия, создавшим свой мир — живописный, графический, театральный. Колючий и странный мир, в то же время исполненный таинственной жизнеутверждающей силы. Стоит пообщаться с его картинами, как настроение меняется, груз житейских тяжестей теряет в весе. Будто тебя продули-прочистили и выпустили в мир новеньким. И ты изумляешься, ибо видишь то, чего раньше не различал. Зависающих в воздухе птиц. Не каких-то ворон, ласточек или голубей, а птицу вообще, птицу — символ и знак. И мучаешься: что за знак? Пытаешься разгадать его работы, как ребусы. Почему в его графике столько столбов, свай, бревен? Да потому, что он видел это вокруг, он же в Сибири рос, такое было пространство. Полгода — снега́, бездорожье. Молчаливые мрачные лица. Заборы с вышками и без. И персонажи, и предметы — словно увидены через торосы, через слой льда (Байкал недалеко от Иркутска, где он жил). Художник обычно не давал названия своим работам. Он подписывал их свободным нерифмованным стихом.
-
«Одиссея». Гомер. Инсценировка А. Сальниковой.
СамАрт (Самарский театр юного зрителя).
Режиссер Алексей Елхимов, художественный руководитель постановки Анатолий Праудин, художник Игорь Каневский.Спектакль Анатолия Праудина и Алексея Елхимова — не про героя, и даже не про древнегреческий эпос, и уж точно не про богов Олимпа. Одиссея нового времени — полуторачасовой сторителлинг с вкраплением коротких зонгов (музыкант Кук — Владимир Елизаров) о дураках. И о человечестве как очень глупом, по-детски наивном и совершенно безответственном виде жизни на Земле. Век героев канул в Лету, остатки разбросанной армии троянцев по крупицам возвращаются домой, легенды об их подвигах позабыты, а миром правят эмоции и скука. Боги устали нас любить, герои измельчали.
-
«Можно попросить Нину?». К. Булычев.
Камерный драматический театр «Левендаль».
Режиссер Искандер Сакаев, художник Наталья Кузнецова.В здании бывшего детского кинотеатра «Веснушка» в спальном районе города приютился Камерный драматический театр «Левендаль», открытие которого состоялось летом 2018 года. За свою недолгую жизнь театр успел выпустить два спектакля (первым стала детская сказка «Царевна-лягушка»). Премьера первого взрослого спектакля состоялась 27 января 2019 года и была посвящена 75-летию снятия блокады.
Спектакль «Можно попросить Нину?» — «история, которой, возможно, никогда не было», поставленная режиссером Искандером Сакаевым (художественным руководителем театра) по одноименному рассказу Кира Булычева. Место действия (как и в другой постановке этого материала, сделанной в Нягани - ред.) перенесено из Москвы в Ленинград и этим приближает нас к истории, рассказанной писателем: в текст автора вплетены режиссером дневниковые записи реальных блокадных подростков и детей. Время же повисает в воздухе и становится неопределенным. Известно только, что героиня Нина переживает трудное блокадное время, когда ее собеседник, Вадим, выброшен куда-то в современность.
-
«Сивилла». П. Лагерквист.
Театральная мастерская «АСБ», театр «Особняк».
Моноспектакль Кристины Скварек, режиссер Алексей Янковский.На крошечную сцену «Особняка» сомнамбулически выходит босая женщина с распущенными волосами, в длинной кофте, из-под которой виднеется свободное красное платье. Вперив бесцветный невидящий взгляд куда-то перед собой, женщина без возраста начинает долгий монолог. Если ты не читал этой повести середины 1950-х, то сперва не можешь определиться в историко-географических координатах, проза Пера Лагерквиста отфильтрована от лексики, которая бы в этом помогла. «Родители мои были известны своим богопочитанием», «мы жили в глубине долины, не в городе», «семья у нас была крестьянская»... Это можно отнести и к раннему Средневековью, и к позднему Возрождению, и к XIX веку. Информация, источником которой в спектаклях Алексея Янковского обычно становится звучащее слово, собирается постепенно, точно элементы пазла, которые далеко не сразу, но все же соединятся в воображении зрителя и заставят иначе взглянуть на все, что происходило ранее.
-
«Фабричные». А. Володин.
«307-я студия» на фестивале «Пять вечеров».
Режиссер Надя Кубайлат, художник Денис Сазонов.307-я студия — театр, основанный недавними (2018 года) выпускниками Театральной школы Константина Райкина. «Фабричные», судя по соцсетям, — их первый спектакль, поставленный в новом статусе. Что-то в этом есть: сегодняшние дебютанты выбрали пьесу-дебют в будущем известного драматурга. В предыдущем предложении довольно сложно соединились времена. В спектакле время тоже устроено непросто, хотя и более изящно. Режиссер Кубайлат создала стильную, тонкую, современную работу, в которой совмещены прошлое с настоящим и просматривается некоторое будущее. Возможно, этому будущему и пытается противостоять спектакль.
-
«Слезы капали» Г. Данелия.
Театр «За Черной речкой» (Санкт-Петербург) на фестивале «Пять вечеров».
Режиссер Роман Габриа, художник Павла Никитина.Тяготеющий к условно-временным решениям и богатой образной структуре Роман Габриа в этом спектакле остался верен своему режиссерскому почерку лишь частично.
Спектакль поставлен по фильму Георгия Данелии «Слезы капали», сценарий к которому режиссер написал в соавторстве с Киром Булычевым и Александром Володиным. В его основе лежит сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», вернее первая ее глава — «Зеркало и его осколки». Роман Габриа переносит сюжет в условное пространство, миксуя временные приметы из разных эпох. Здесь люди не подходят друг другу так же, как соседствующие в одном пространстве современная беговая дорожка и советский холодильник с пухлой округлой дверкой, на нем — шлем космонавта. До появления артистов на сцене (разумеется, будет выход из холодильника) кажется, что это тесная комнатушка какого-нибудь пенсионера, всю жизнь мечтавшего о космосе, но так и не сумевшего в него отправиться. От всего здесь веет едва уловимым сиротством.
-
С 25 по 27 января в Городском театре и на Новой сцене Александринского театра прошли показы эскизов режиссерско-драматургической лаборатории «Вишневый Сартр»
-
«Море. Сосны». М. Угаров.
Центр им. Вс. Мейерхольда на фестивале «Пять вечеров».
Режиссер Саша Денисова, художник Леша Лобанов.Чемодан командировочный — 1 шт., официантка в забегаловке — 1 шт., водка — 100 г, салат «Столичный» — 1 порция. Еще вареная кукуруза, трусики бикини, радиоприемник с «Голосом Америки», фотоаппарат «Зенит» и много-много кадров, уместивших в себе море, сосны, чаек, серый песок ялтинского пляжа и «самый серый и самый скучный отрезок в жизни».
Спектакль «Море. Сосны» поставлен по одноименной киноповести Михаила Угарова. Написана она еще в 2009-м, но ни снята, ни поставлена до сих пор не была. Она — будто ремейк советского фильма «3+2» Г. Оганесяна. Красивые юноши, красивые девушки. Берег Черного моря, и море возможностей на горизонте. Дикий пляж и дикие страсти. Неумолимая жажда перемен и неисчерпаемая (как кажется) молодость.
-
В архиве появился № 91. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Мойры Петроградского района». К. Федоров.
Московский областной государственный театр кукол на фестивале «Пять вечеров».
Режиссер и художник Александра Ловянникова.Когда выходишь из театра на улицу и видишь, как откуда-то сверху летят снежинки, мерцающие в свете фонарей, кажется, что снова попадаешь в сценическое пространство, на улицы с макетами домов, такими похожими на настоящие здания, а над тобой какой-то великан с озорной улыбкой рассыпает «снежные хлопья» из бумажного пакета. К спектаклю, который дышит зимним петербургским воздухом, подключаешься настолько, что чувствуешь себя его частью, даже когда он уже закончился, ведь он так приближен к настоящей жизни и одновременно так далек от нее, потому что поддерживает веру в хорошие истории, справедливое мироустройство и предопределенность жизненного пути.
-
«Две стрелы». А. Володин.
Театр-студия «Белый шар» (Москва) на фестивале «Пять вечеров».
Режиссер Владимир Мирзоев, художник Сергей Тарышкин.«Две стрелы» — не самая популярная из драм А. М. Володина, хотя кажется, что антимилитаризм, заложенный в ней, не скоро перестанет быть актуальным. Человеческая жестокость, продемонстрированная драматургом в истории о людях, живущих 12 000 лет назад, и в 1980-м (дата создания пьесы), и в 2019-м никуда не делась, год от года набирая в масштабе.
Режиссер Владимир Мирзоев отказался от стандартного, «древнего», оформления — никаких набедренных повязок и пещер. Сценография Сергея Тарышкина лаконична — десяток деревянных скамеек и пара металлических бочек, а костюмы скорее отсылают к советским реалиям времен перестройки. Впрочем, из текста никуда не исчезли «стрелы» как орудие убийства, глава рода и обозначение времени — «до захода солнца». Но прибавились «сука», «информация» и иные слова вне стилистики а ля «12 000 лет до н. э».
комментарии