Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • «НЕ УДИВЛЯЙСЯ, КОГДА ПРИДУТ ПОДЖИГАТЬ ТВОЙ ДОМ»

    О совместном проекте Русского театра Эстонии и театрального центра «Vaba Lava» в Нарве

    «Не удивляйся, когда придут поджигать твой дом». П. Демирский при участии П. Муравской.
    Режиссер Юрий Муравицкий, оформление арт-группы «RedHaus», художник-постановщик Пирет Пеиль.

    Пьеса польского драматурга Павла Демирского по мотивам реальной истории рассказывает о несчастном случае на итальянском заводе по производству холодильников, расположенном в Польше. Гибель рабочего запускает защитный механизм системы, настаивающей на собственной неприкосновенности. Молодая вдова погибшего становится невольным врагом капитализма и новой колониальной политики: ее борьба — рефлективное стремление к справедливости, а вовсе не осознанный активизм. Это единственная нота сдержанного оптимизма в беспощадной, мрачной пьесе Демирского — система, ставящая финансовый интерес элиты выше отдельной жизни, наживает себе врагов, превращает лояльных граждан в вынужденных оппонентов, отчаяние которых ведет к стихийному анархизму, желанию «метелить всех». Пьеса Демирского — холодная, мастерски структурированная: короткие сцены, в которых частная жизнь и автоматически безупречное функционирование системы то идут параллельно, то пересекаются, провоцируя коммуникационные тупики. Как часто случается в новой европейской пьесе, здесь нет психологических портретов, характеров, биографий, персонажи расставлены, как фигуры на шахматной доске, обозначены позиции и этапы развивающегося сюжета, но нет внутренней жизни и эмоциональных колебаний.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ШПАЛИКОВ» НА ФЕСТИВАЛЕ «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ»

    Сегодня в программе фестиваля «володинское» время представлено «Шпаликовым». Спектакль екатеринбургской театральной платформы «Ельцин Центр» в постановке Николая Русского покажут на площадке Театра Поколений. О нем — статьи Марины Дмитревской и Александрины Шаклеевой.

    Читать дальше
  • ГАНДИ И МОТ

    «Ганди молчал по субботам». А. Букреева.
    Государственный русский драматический театр г. Стерлитамак.
    Режиссер и художник Андрей Шляпин.

    5 февраля спектаклем Государственного русского драматического театра г. Стерлитамака «Ганди молчал по субботам» открылся юбилейный XV Фестиваль им. А. А. Володина «Пять вечеров».

    Пьеса Анастасии Букреевой, впервые прочитанная также в рамках «Володинского» на драматургическом конкурсе «Первая читка» два года назад, оказалась очень востребованной и сразу начала свое триумфальное шествие по российским театрам. Эскизы и спектакли по этому тексту выпустили Кемеровский театр драмы (режиссер Анна Бычкова), Новокузнецкий драматический театр (Юрий Печенежский), Воронежский театр драмы (Елена Ненашева); «Школа драматического искусства» (Александр Огарев), театр «У Никитских ворот» (Галина Полищук)... не упустить бы кого.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В НАЧАЛЕ БЫЛИ СЛОВА

    «Исследование ужаса».
    Арт-пространство «Квартира».
    Режиссер Борис Павлович, драматург Элина Петрова, художник Катерина Андреева, художник по свету Стас Свистунович, хореограф Алина Михайлова, музыкальный руководитель Анна Вишнякова, продюсер Ника Пархомовская.

    Всех добравшихся по обледенелым дорогам и тротуарам до «Квартиры» на входе встречает дружелюбная Ника Пархомовская, продюсер проекта, предлагает переобуться и пройти на кухню, где уже собралось некоторое количество людей и где тебе готовы налить горячего чаю по первой же просьбе. Артисты уже на своих местах. Одеты все в привычную, «естественную» одежду — рубашки, брюки, свитера. Правда, если не узнаешь исполнителей в лицо, легко обманешься, приняв за зрителей. В ожидании изучаешь визави, пытаясь понять, кто же все-таки из них актер (я не всех знала до этого момента), стараешься угадать, по каким принципам будет строиться повествование и степень твоей вовлеченности. За столом идет непринужденная беседа о том, о сем, ведет ее актриса Яна Савицкая, время от времени передавая инициативу партнерам, а затем возвращая ее себе. Так и начинается «Исследование ужаса».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • «БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ ЖИТЬ В ПОДОЛЬСКЕ»

    «Человек из Подольска». Д. Данилов.
    Омский «Пятый театр».
    Режиссер Никита Гриншпун, художник Ксения Шимановская, композитор Павел Акимкин.

    Стоит ли в очередной раз повторять, что «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова абсолютно захватил театральное пространство? Уже появилось более десяти спектаклей, и пьеса по-прежнему продолжает триумфальное шествие по сценам страны. За последние несколько лет, пожалуй, не было другого такого случая, чтобы пьесу ставили повсеместно, как будто режиссеры договорились: в каждом городе должен быть «Человек из Подольска». Совсем недавно премьера прошла в Омском «Пятом театре», где спектакли-события случаются довольно редко, но постановка худрука Никиты Гриншпуна привлекла к себе внимание. В качестве решения пьесы, где абсурд возникает, когда главный герой пытается выяснить у полицейских, за что его задержали, режиссер предложил необычную форму, выстроив действие как музыкальный коллаж.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТОМСК ОСТАЛСЯ БЕЗ ВОЛШЕБНИКА

    Памяти Владимира Захарова

    Когда появились первые, еще туманные, новости о пожаре возле театра «2 + Ку», в Томске боялись за здание. Обсуждали в комментариях в социальных сетях, что лишь бы оно не пострадало, иначе где смотреть спектакли. О более страшном отгоняли даже и мысли. Невозможно было представить, что красивая сказка о Волшебнике, создавшем свой театр, закончится так нелепо и трагически. Но поздним вечером 1 февраля город облетела новость, в которую никому не хотелось верить: Владимир Захаров погиб при пожаре в домике-мастерской рядом со своим театром.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОПЫТКА ЦВЕТАЕВОЙ

    «1926».
    Малый зал филармонии им. Д. Д. Шостаковича.
    Режиссер Алла Дамскер, автор идеи и художественный руководитель Валерий Галендеев, художник Глеб Фильштинский.

    Наверное, самая большая проблема спектакля «1926» — это ожидания. Чего ждать, когда идешь на спектакль, в котором действуют мало того, что реально существовавшие, так еще и залюбленные до дыр в последние десятилетия личности? Чего ждать, когда художественное руководство постановкой осуществляет заслуженный, выдающийся педагог, чьи эстетические ориентиры и стиль, в общем-то, давно известны и неизменны? Чего ждать, когда на сцене филармонии встречаются два хороших театральных актера, ставших кинозвездами? Чего ждать, когда спектакль назван «1926»? Чего ждать, когда на программке, выполненной в стиле советских агитплакатов, изображена женская фигура в яростно-красной античной тунике, урезанная на треть (от груди до колен) и припечатанная в левом верхнем углу серпом с молотом? Чего ждать, когда в литературной основе спектакля переписка двух великих поэтов?

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЭРЕ ЗИГАНШИНОЙ — 75. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Пять лет назад (а кажется, что давно) мы подробно поздравляли Эру Зиганшину с круглой датой. Но «года бегут чредою длинной», и сегодня следующая, «полукруглая».

    За очерком творчества замечательной актрисы и за интервью с ней сходите в прошлый поздравительный материал по гиперссылке чуть выше, а сегодня мы сидим в фойе Александринской Новой сцены с Виктором Рыжаковым (он приехал подрепетировать «Оптимистическую трагедию», где Зиганшина как раз играет, а когда-то с нею он поставил и «Валентинов день») и говорим о ней.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • МОРЕ В ФОРТОЧКЕ, ИЛИ АССОЛЬ В ВЕСЕЛОМ ДОМЕ

    «Алые паруса». Мюзикл-притча по мотивам романтической феерии А. Грина.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Композитор Максим Дунаевский, авторы либретто Михаил Бартенев и Андрей Усачев, режиссер Сусанна Цирюк, сценограф Алексей Тарасов.

    Санкт-Петербург кажется идеальным пространством для постановок гриновских «Алых парусов». Местная публика, должно быть, подготовлена к восприятию знаменитой романтической истории, как мало какая другая: «Алыми парусами» называется праздник выпускников средних общеобразовательных школ, который последние лет двадцать ежегодно проходит в Петербурге. Его финал всегда повторяет ключевую сцену феерии Грина: по Неве плывет белоснежный корабль с алыми парусами. В этот момент громко звучит душещипательная музыка, в небо взмывают разноцветные фейерверки, а растроганная толпа охает-ахает от красоты.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • СГАНАРЕЛЬ. P. S.

    «Брак поневоле». Ж.-Б. Мольер.
    МТЮЗ.
    Режиссер Александр Плотников.

    Новый спектакль МТЮЗа поставил ученик Камы Гинкаса, молодой режиссер Александр Плотников. Пьеса Мольера «Брак поневоле» имеет не самую богатую сценическую историю — российскому театроведению она известна в основном благодаря воспоминаниям о «Мольеровском спектакле» Художественного театра (в 1913 году Александр Бенуа по приглашению Станиславского занимался этой постановкой, объединив «Брак поневоле» с «Мнимым больным»). На первый взгляд, эта короткая одноактовка дает не слишком много возможностей для сцены, да и написана она была как увеселительное действо для придворных Людовика XIV с обязательными фарсовыми элементами и театральными трюками: битье палками, подслушивание за ширмой и незамысловатая социальная сатира. Сюжет закручен вокруг известного мольеровского персонажа Сганареля, который решил жениться, но терзается сомнениями, не наставит ли ему рога молодая невеста. Он обращается за советом к другу Жеронимо, к высоколобым философам, враждующим между собой, к безумным цыганкам, но так и не может получить внятного ответа.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ПОЛЯРКА» — ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ

    Под этим названием — «Полярка» — в конце января в Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского проходит ежегодная лаборатория современной драматургии под руководством заслуженного «полярника» Олега Лоевского. Не каждая лаборатория ставит перед собой какие-то исследовательские задачи. Чаще всего театры решают свои практические нужды, а лаборатория — это инструмент, с помощью которого проще найти режиссера для очередной постановки. Нужна, например, театру классика, или современная пьеса, или спектакль для детей. У норильской «Полярки» всегда присутствует концепция. Одна из лабораторий была посвящена текстам писателей русской эмиграции, на прошлогодней — пытались понять, что такое «русская антиутопия».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • SITE-SPECIFIC ПО НАБОКОВУ

    В Сибири одно из самых ожидаемых событий зимы — ежегодная лаборатория под руководством Александра Вислова в Новокузнецком драмтеатре. В этот раз она была особенной: участники решили выйти из театра и сделать эскизы в других пространствах: библиотеке, «Ретропарке», Художественном музее, заброшенном зале Дома культуры. Благодаря этому открылись новые возможности, поскольку решение материала напрямую зависело от выбора площадки.

    Традиционно лаборатория посвящена творчеству писателей, чьи произведения нечасто становятся материалом для сцены. Действительно, сложно представить, чтобы сегодня кто-то ставил очерки Лескова или рассказы Солженицына, но каждый раз участники доказывают, что в театре нет ничего невозможного. В этом году героем лаборатории стал Владимир Набоков, тем самым дополнив галерею «несценичных» авторов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ЦИРК И ОБРАТНО

    «Каштанка». А. Чехов.
    Русский драматический театр Литвы.
    Режиссер Марина Чаплина, художник Александра Аброськина.

    Наполненный детьми и их родителями зал Русского драматического театра Литвы (РДТЛ) не успевает стихнуть перед началом спектакля, как его многоголосный гул перекрывается диалогом двух свистулек — в зале сходятся две очаровательные юные клоунессы (Юлиана Володько и Юлия Крутко, в другом составе роли исполняют Александра Метальникова и Евгения Карпикова) в костюмах и гриме по цирковой моде позапрошлого века. Вдвоем они и разыграют чеховскую «Каштанку», воплотив всех ее героев (за исключением свиньи Хавроньи Ивановны, которую в этом спектакле играет фантасмагорическое кресло с ножками на балетных пуантах и свинячьей мордочкой на спинке).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТАЛИН — КАК БУДТО СУНДУК

    «Цыганский барон». По рассказу Н. Русского.
    Никитинский театр (Воронеж).
    Режиссер Николай Русский, художник Юлия Застава.

    «Цыганский барон, или Дождь из крови» — так звучит полное название рассказа Николая Русского, по которому он поставил спектакль в воронежском Никитинском театре. Режиссер работал и с классикой (например, недавнее «Собачье сердце» в Хабаровском краевом театре драмы), и с современными авторами («Волны» по В. Сорокину в БДТ), и в паре с драматургом (пьесу для спектакля «Шпаликов» в Ельцин Центре написал Ринат Ташимов). Но именно его спектакли по собственной прозе — явление, о котором хочется говорить отдельно. «Цыганский барон» — третья работа такого рода, в Петербурге он поставил «Коллеги» и «Снег любви» по своим рассказам. Русский словно свободнее ощущает себя в этом материале и в результате создает произведения автономные, не желающие вставать в какой-либо ряд, контекст. Каждый из этих спектаклей — маленький художественный мир одного автора.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «НЕ-ДО-РОС-ЛИ»

    «Недоросль». Д. Фонвизин.
    Стерлитамакский русский драматический театр.
    Режиссер Людмила Исмайлова, художник Наталья Белова.

    Последняя буква «и» в слове «Недоросли» зачеркнута и сверху надписан мягкий знак — так называется спектакль стерлитамакского Русского театра по комедии Дениса Фонвизина. Из истории новейшего русского театра, от советского до постсоветского, известно, что комедия «Недоросль» — это что-то вроде золотого яичка в «Курочке Рябе». Кто только ни пытался расколупать это золотое яйцо. Чего только ни делали с классической комедией о русской жизни. И текст сокращали и переписывали. И ставили «как положено» — потому что классика, и в школе изучают, так что пусть школяры хоть посмотрят, коли прочесть невозможно. И мюзиклы сочиняли. Но надо признать, что как-то не очень получалось. Мучительные усилия, связанные с невозможностью объяснить природу любви Софьи и Милона, найти хоть какое-то оправдание существованию честного чиновника Правдина и определиться с занудой Стародумом (откуда он вдруг взялся и где пропадал?), заставляли режиссеров идти на самые изысканные ухищрения (из Стародума последнее время делали чуть ли не борца с режимом, и приезжал он из сибирской ссылки), но целевая аудитория (7—8-классники) оставалась равнодушной.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • PAINTED WITH WORDS

    «Не Зря».
    Новая сцена Александринского театра.
    Проект Фонда «ПРО АРТЕ» — «Особый театр: театральная лаборатория для слепых и слабовидящих».
    Режиссер-постановщик Борис Павлович, режиссер Дмитрий Крестьянкин, драматург Элина Петрова, художник-постановщик Александр Мохов, художник по свету Стас Свистунович, музыкальный руководитель Роман Столяр, саунд-дизайнер Даниил Коронкевич.

    Еще три-четыре года назад инклюзивные спектакли чаще воспринимались и рассматривались как возможность снять с людей с ОВЗ статус маргиналов, вывести из «серой» зоны. Нынче угол зрения сместился: «особость» героев порождает новые смыслы и миры и позволяет подняться над уже очерченными границами. Хотя, допустим, вопрос этики по-прежнему открыт и дискуссионен.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАЗВАН ШОРТ-ЛИСТ «ПЕРВОЙ ЧИТКИ»

    Сформирован шорт-лист программы «Первая читка» фестиваля «Пять вечеров». Напоминаем, что на втором этапе конкурса пьесы читали и отбирали: актриса, режиссер Юлия Ауг, режиссер Женя Беркович, писатель, драматург Дмитрий Данилов, видеохудожник-режиссер мультимедиа Наталья Наумова, композитор и режиссер Владимир Раннев. 13 пьес лонг-листа были отправлены ридерам без указания имен авторов и названий.

    Итак, вот эти семь пьес, набравших наибольшее количество баллов:

    1. Полина Коротыч «Я на Гороховой, а все на даче»
    2. Маша Всё-таки «Очень приятный текст»
    3. Светлана Петрийчук «Финист ясный сокол»
    4. Константин Стешик «Псибо»
    5. Сергей Филиппов «Гиперакузия»
    6. Оля Потапова «Подвиг»
    7. Дана Сидерос «Черный апельсин»

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КАК БУДТО МЫ ЖИТЕЛИ РАЗНЫХ ПЛАНЕТ

    «Фантазии Фарятьева». А. Соколова.
    Театр «Приют комедианта».
    Режиссер Наталия Лапина, художник Николай Слободяник.

    «Человечество сослано на Землю за грехи, вы, по сути, сидите в тюрьме, но почему-то ждете радости и требуете дискотеки», — произнес как-то один драматург поколения Аллы Соколовой и даже, кажется, из той же мастерской Игнатия Дворецкого. Произнес достаточно давно, где-то в середине деятельных 90-х, когда «Фантазии Фарятьева» — пьеса о том, как человеку некуда деваться от застойной тоски-духоты-захолустности, и потому ему остается только верить в давно потерянный рай и родные души на других планетах, — в тот момент не была репертуарной. А теперь вот ее ставят и ставят: видимо, вернувшийся застой и отсутствие света в пределах зрительной досягаемости заставляют опять блуждать взглядом по недостижимым небесам.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВОЛШЕБНАЯ ЗИМА

    «Зима, когда я вырос». П. ван Гестел.
    Большой театр кукол.
    Режиссер Денис Казачук, художник Ирина Титовец.

    «Зима, когда я вырос» Дениса Казачука практически опускает сюжет романа голландского писателя Петера ван Гестела. Если же хочется нарратива, драматических поворотов и перипетий, подробных личностных характеристик персонажей, тогда вам в ТЮЗ, где уже два года идет другой спектакль по этой книге.

    «Зима, когда я вырос» написана в 2001 году, но рассказывает о дружбе десятилеток в Амстердаме в 1947-м.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ АННЫ ИГНАТЬЕВОЙ

    9 января ушла из жизни Анна Игнатьева, главный художник Санкт-Петербургского Театра сказки

    Ушла Нюша Игнатьева... И первое ощущение — сразу же, — что палитра театра кукол, яркая, красочная, прозрачная и легкая, как дыхание, стала тусклее... И уже не будет того совершенно сумасшедшего по красоте мира, того волшебства спектаклей, ею вместе с Игорем рожденных: «Из ливерпульской гавани», «Синяя борода», «Щелкунчик» и многих, многих иных...

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария