22 апреля ушла из жизни актриса Александринского театра заслуженная артистка России Марина Александровна Гаврилова. Горестно писать об этой потере не только потому, что Марина Александровна была талантливым и сильным человеком, но и оттого, что вместе с такими людьми уходит в прошлое само понятие Человек Театра. Не просто актер или режиссер, отдельный и самодостоточный, но человек, болеющий за театр-дом, для которого театр, его ежедневное кропотливое созидание, является главным делом жизни.
Таким главным делом и настоящим домом для Марины Гавриловой стала Александринка, где актриса служила сорок два года. Она не ушла из родного театра ни в период отсутствия ролей, когда была близка к отчаянию, ни позднее, когда сама стала успешным постановщиком и автором пьес, широко востребованных различными театрами и антрепризами не только в Петербурге, но и в других городах России и ближнего зарубежья. В труппе Александринского театра она не была в числе ведущих актрис. Среди ее работ гораздо больше ролей второго плана и эпизодических. Но каждая роль была сделана мастерски. Курс Рафаила Рафаиловича Сусловича, на котором училась Марина Гаврилова, был актерско-режиссёрским, и умение видеть свою работу в контексте всего спектакля и режиссерски выстраивать форму прививалось студентам с самого начала обучения. Это качество проявилось и в первых вводах, позволивших точно войти в чужой рисунок давно идущих спектаклей и в более поздних «своих» ролях, которых у Марины Гавриловой в Александринке было более семидесяти. Ей удавались образы женщин что называется «волевых и целеустремленных», она блистательно играла самые разнообразные вариации этой темы: от умной саркастичной Натальи в спектакле «Васса Железнова» (1983) и эгоистичной Регины в ибсеновских «Привидениях» (1985) до обольстительной воительницы Миррины в «Лисистрате» Аристофана (1990) и гротескной «замоскворецкой вамп» Устиньи Наумовны — ловкой свахи в комедии Островского «Свои люди — сочтёмся!» (1992).
Ее профессиональной оценке очень доверяли актеры и с удовольствием работали в спектаклях, созданных Мариной Александровной на малой сцене театра. В 7-м ярусе на рубеже 1990-2000-х гг. она ставила свои пьесы «Обманы» (1997), «Три сестры и дядя Ваня. Бенефис для артисток ненужного возраста» (2001), собственную инсценировку романа Сомерсета Моэма «Театр» (1998), а в Царском фойе — композицию «Неизвестный» (2004) по лермонтовскому «Маскараду», где все женские роли исполняла Наталья Панина, а все мужские Николай Мартон. Валерий Фокин в первом своем александринском спектакле «Ревизор» (2002) занял Марину Гаврилову не только как актрису, но и пригласил к работе в качестве своего ассистента. Помимо «Ревизора» Марина Гаврилова была занята в спектаклях Фокина «Живой труп», «Ксения. История любви», «Гамлет». Она мужественно и стойко боролась с болезнью, преодолевая недуг. Последний раз она вышла на сцену 23 января.
Прощание с Мариной Александровной Гавриловой состоится 25 апреля 2014 года
в 11.00 — гражданская панихида в Александринском театре
в 12.30 — отпевание в Церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади
Марина Александровна Гаврилова будет похоронена на Большеохтинском кладбище.
Комментарии (0)