Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

24 апреля 2014

ПАМЯТИ МАРИНЫ ГАВРИЛОВОЙ

22 апреля ушла из жизни актриса Александринского театра заслуженная артистка России Марина Александровна Гаврилова. Горестно писать об этой потере не только потому, что Марина Александровна была талантливым и сильным человеком, но и оттого, что вместе с такими людьми уходит в прошлое само понятие Человек Театра. Не просто актер или режиссер, отдельный и самодостоточный, но человек, болеющий за театр-дом, для которого театр, его ежедневное кропотливое созидание, является главным делом жизни.

Таким главным делом и настоящим домом для Марины Гавриловой стала Александринка, где актриса служила сорок два года. Она не ушла из родного театра ни в период отсутствия ролей, когда была близка к отчаянию, ни позднее, когда сама стала успешным постановщиком и автором пьес, широко востребованных различными театрами и антрепризами не только в Петербурге, но и в других городах России и ближнего зарубежья. В труппе Александринского театра она не была в числе ведущих актрис. Среди ее работ гораздо больше ролей второго плана и эпизодических. Но каждая роль была сделана мастерски. Курс Рафаила Рафаиловича Сусловича, на котором училась Марина Гаврилова, был актерско-режиссёрским, и умение видеть свою работу в контексте всего спектакля и режиссерски выстраивать форму прививалось студентам с самого начала обучения. Это качество проявилось и в первых вводах, позволивших точно войти в чужой рисунок давно идущих спектаклей и в более поздних «своих» ролях, которых у Марины Гавриловой в Александринке было более семидесяти. Ей удавались образы женщин что называется «волевых и целеустремленных», она блистательно играла самые разнообразные вариации этой темы: от умной саркастичной Натальи в спектакле «Васса Железнова» (1983) и эгоистичной Регины в ибсеновских «Привидениях» (1985) до обольстительной воительницы Миррины в «Лисистрате» Аристофана (1990) и гротескной «замоскворецкой вамп» Устиньи Наумовны — ловкой свахи в комедии Островского «Свои люди — сочтёмся!» (1992).

Ее профессиональной оценке очень доверяли актеры и с удовольствием работали в спектаклях, созданных Мариной Александровной на малой сцене театра. В 7-м ярусе на рубеже 1990-2000-х гг. она ставила свои пьесы «Обманы» (1997), «Три сестры и дядя Ваня. Бенефис для артисток ненужного возраста» (2001), собственную инсценировку романа Сомерсета Моэма «Театр» (1998), а в Царском фойе — композицию «Неизвестный» (2004) по лермонтовскому «Маскараду», где все женские роли исполняла Наталья Панина, а все мужские Николай Мартон. Валерий Фокин в первом своем александринском спектакле «Ревизор» (2002) занял Марину Гаврилову не только как актрису, но и пригласил к работе в качестве своего ассистента. Помимо «Ревизора» Марина Гаврилова была занята в спектаклях Фокина «Живой труп», «Ксения. История любви», «Гамлет». Она мужественно и стойко боролась с болезнью, преодолевая недуг. Последний раз она вышла на сцену 23 января.

Прощание с Мариной Александровной Гавриловой состоится 25 апреля 2014 года
в 11.00 — гражданская панихида в Александринском театре
в 12.30 — отпевание в Церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади
Марина Александровна Гаврилова будет похоронена на Большеохтинском кладбище.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога