«Топливо». Основано на интервью с Давидом Яном.
Pop-up театр.
Режиссер Семен Александровский.
В качестве эпиграфа к статье о новом спектакле Семена Александровского «Топливо» вполне подошли бы слова из песни Юрия Шевчука «Это все, что останется после меня» или пара строк из композиции другого рокера — Бориса Гребенщикова: «А ежели поймешь, что сансара — нирвана, то всяка печаль пройдет». Верно было бы и так, и сяк. Но я не решилась — упустила момент, не схватила мгновенье, не зафиксировала его. А зря. Спектакль как раз про настоящее, про желание данное тебе искомое настоящее длить бесконечно, непременно, правда, задаваясь вопросом о собственном бессмертии.
Войти в историю, не поломав — преобразив и обогатив себя. Запомниться человечеству, не причиняя зла — помогая. Не израсходовать запас внутреннего топлива — приумножить. Такими принципами руководствуется герой «Топлива» Давид Ян, создавая компанию. На поле игроков, где все думают о наживе, он — абсолютный аутсайдер, рокер. Рокер, перебравшийся из андеграунда в массовую культуру, но все же не потерявший драйва, ставший супергероем, главным действующим лицом истории с happy-end’ом.
Это не выдумка и не сказка. Реальная история, основанная на биографии армянского физика Давида Яна. Он, переехав в середине восьмидесятых из Еревана в Москву и поступив в МФТИ на факультет общей и прикладной физики, уже в девяностые принимает участие в разработке программы «Lingvo», а позже — основывает фирму «ABBYY», на базе которой создается распознаватель языков и электронный переводчик «Fine Reader».
Монолог, рассчитанный на час двадцать, читает Максим Фомин. В черном зале, где из декораций лишь названия глав, отображаемые на стене, стоит невысокого роста парень. На нем — серый пуловер, горчичного цвета джинсы, кеды. Все. Из арсенала у парня — обаяние, интонация и жест.
Историю Давида Яна он рассказывает, кажется, без запинок и затей, максимально просто. Но простота обманчива. Прозрачность, неуловимость образа, противопоказанного описанию, полтора часа сценического времени крепко держат внимание аудитории. Зрители шушукаются, вертятся по сторонам и вздыхают только в начале представления, и то строго по команде — им так голос велел: «Взгляните направо. Теперь — налево. Что вы чувствуете? Как вы себя ощущаете?»
Но выходит актер, улыбается, говорит пару фраз о детстве изображаемого героя, и все смеются. И смотрят перед собой. И ловят мгновения, спрессовывая их в минуты; вслушиваются в отдельно звучащие слова, проникаются паузами, улыбаются предложениям, радуются сложившейся истории. Доверяют Давиду — Максиму, отождествляя себя с простым парнем в джинсах и пуловере. Коммуникация на грани фантастики, взаимопонимание — за гранью.
Чем ближе к триумфальному финалу, тем меньше живой речи — больше картинок и электронных, звучащих из небытия голосов. Это уже не Давид Ян говорит — его детище (переводчики и программы), собственная история, ставшая частью истории всеобщей. Живой голос, увековеченный в голосе оцифрованном.
«Топливо» Семена Александровского — далеко не первый спектакль, поставленный на основе реальной истории. До этого были «Ручейник» и «Элементарные частицы» по пьесам В. Дурненкова в Новосибирске и «Рисунки на потолке» в ТЮЗе им. А. А. Брянцева. Но в первых было слишком много всего наносного, затмевавшего актеров. В последнем — очевидный перебор по времени: казавшееся поначалу любопытным действие тянулось и тянулось, финал следовал за финалом.
Теперь же — голый человек на голой земле. Актер и зритель. Временами к творческому тандему добавляется видеопроекция. Но проекция так точно и умело подобрана, что нисколько не затмевает артиста, а, напротив, помогает, придавая истории еще одно измерение. Беседуя со зрителями, он говорит о живом слове, о мгновениях жизни, а там, беседуя с собственным отображением, с проекцией себя, — о переходе в качественно иную форму, попытке преодолеть смерть, зафиксировать собственное «я», забронировать место в летописи.
Создание пьесы инициировал Эдуард Бояков в рамках продолжения проекта Человек.doc. Первый цикл спектаклей был посвящен культурным героям современной России, а второй — героям мира русского IT. Евгений Казачков, до того создавший пьесу «Игра на барабанах» на основе интервью с Олегом Куликом, давно мечтал познакомиться с Давидом Яном, поэтому с энтузиазмом погрузился в общение с ним. Получившаяся в результате этого общения пьеса получила Первую премию на фестивале Текстура-2013. Кстати, читку текста на фестивале представлял именно Семен Александровский
Спектакль отличный.
Не про физика или айтишника, а про идею, вдохновение и ясное чувство реальности и пространства.
Герой рассказывает о сложном гос.экзамене (как всем нам это знакомо) — он готовился, готовился, готовился и ожидал эйфории от сдачи, но её не наступило. И он понял, что жизнь это процесс, что топливо это любовь к процессу, наслаждение им. А не результатом, не целью. Без оглядки на других, но с оглядкой на себя самого.
Всем, занятым поискам топлива для реализации своих идей. Всем, ищущим себя. Всем.
А физикам и айтишникам особенно.
Замечательный спектакль!
Конечно, мне было особенно интересно потому, что я учился на физтехе в те же годы, что и Давид Ян. Но история была рассказана настолько живо и интересно, что захватила всех зрителей. Моя жена (гуманитарий) после спектакля даже не поверила, что актер Максим Фомин на самом деле не пережил всего того, о чем рассказал нам.
На сцене — только Актер и Экран. Ничего лишнего. А через нас прошла целая история с вечными вопросами: Что нами движет? В чем смысл жизни? Что останется после меня?
Отличный сценарий, прекрасный актер и гениальная работа режиссера.
Спасибо!
Космическое топливо
Спектакль Семена Александровского «Топливо», как это ни странно, не про Давида Яна — бизнесмена, человека и парохода, не про то, как учиться на физтехе в Долгопрудном, и даже не про то, как в России строить высокотехнологичный бизнес.
Он про космос, мечту, философию жизни и смерти, про то, как не сойти с ума, живя и работая на высочайших скоростях, про то, как не сравнивать себя с другими, а только с самим собой, вчера, сегодня, завтра.
Это очень крутой, минималистичный, лаконичный в плане дополнительных выразительных средств, спектакль. Это такой стенд-ап театр. Зал, актёр (Максим Фомин), черный задник, белый экран. И это настоящий театр. Тот самый, волшебный, колдовской и шаманский, после которого выходишь, захлёбываясь эмоциями, и идёшь не домой, спать, а в ближайший ресторанчик — говорит-говорить-говорить с другими очевидцами того действа, что сейчас произошло.
Говорить, пытаясь понять, как же так произошло, что парень в джинсах на сцене рассказал тебе только что историю про тебя самого, про твою ненормальную жизнь с реинкарнацией Гагарина, про людей, которые горят идеей оставить что-то необыкновенное после себя, чуть побольше, чем ипотека, кружки из Икеи и профиль в Фэйсбук. Чуть побольше…
Самое странное, что я только сейчас (два дня назад) дошла до спектакля “Топливо” Семена Александровского, о котором столько всего слышала и читала (не только критики, но даже школьники в конкурсе рецензий писали о нем))). И так здорово, что я его увидела наконец! Всем рекомендую, кто хронически хандрит (а как еще жить в нашем климате?), кому всё стало скучно и неинтересно. “Топливо” – оно и есть топливо. Согревает, дает силы, показывает, что не всё вокруг – стоячее болото, есть возможность двигаться. И в человеческом, и в профессиональном смысле это очень позитивный, положительно заряженный спектакль.
Это строго режиссерски простроенный, придуманный спектакль. Но зрителю особенно важно то, кто именно и как с ним говорит в течение полутора часов, поэтому так здорово, что этот режиссерский текст воплощает именно Максим Фомин. У него обаяние в этом спектакле – победительное абсолютно. Привлекает уже сама манера говорить, вести спектакль. Мне подсказали одну ассоциацию – и вправду есть связь, кажется. Существуют такие интеллектуальные конференции TED, каждое выступление (лекция) называется Talk. Суть в том, что харизматичные люди, суперпрофи в какой-то области, рассказывают зрителям в зале о предметах своего изучения так, чтобы было захватывающе интересно всем. Не специалистам, а буквально всем, хоть школьникам, хоть ученым, хоть спортсменам. И вот эта манера Фомина говорить веско, четко, артикулированно, сдержанно помогая руками – не себе, а нам – как бы вылепляя крупными кистями в воздухе какую-то форму, рамку, которая фиксирует мысль, делает ее наглядной, “телесной” – эта манера очень подходит для TED. Его рассказ от имени Давида Яна невероятно увлекает, захватывает. Притом, что артист работает в интересной и сложной технике, и не перевоплощаясь в персонажа, и отнюдь не оставаясь просто актером, “лицом от театра”. Восхитительна ирония, которая возникает при столкновении записанного голоса – и живого, фигуры (даже иногда нескольких) Фомина на экране – и его же, присутствующего здесь и сейчас, прекрасно слышащего зал, откликающегося на реакцию зрителей. Ему удается долгое проведение, “прокладывание” большой мысли, которая не сводится к пересказыванию фактов биографии (бесспорно, весьма и весьма интересной!). Мысль ветвится, захватывает разные слои философии жизни, и удовольствие от этого процесса, которое явно испытывает артист, передается зрителям.
Ощущение театра, совершенно настоящего, вдохновляющего, поддерживающего.
Очень хороший спектакль! И Максим Фомин работает виртуозно. Герой — полукитаец,выросший в Армении, это важно для актерской каллиграфии, для соединения двух легких речевых акцентов и нездорового психического блеска в глазах.
Текст, конечно, очень сумбурный, ничего общего в концепции “мгновений”, которые надо переживать, и создания технических коммуникаций, — нет, это авторское лукавство. Наоборот, его программный продукт заменяет человеческую коммуникацию, итог его борьбы за живую жизнь — неживой голосовой робот в финале. Но следить за жизнью аномального и в то же время сверхпрагматичного уникума с китайской непознанностью во взоре, странной пластикой рук и армянской потаенной хитростью — ужасно увлекательно!
Думаю о том, что спектакль “Топливо” никуда не исчезает.
Прошел день, два, три, а я продолжаю видеть Максима Фомина перед этими своими глазами.
Вижу разворот рук, тишайшую разность интонаций.
Ощущаю кайф от воспоминаний про этот смысл.
Ступеньки, ведущие к площадке “Скороход” архикриминальные.
Так кажется вовсе не тем, кому за…
Всем. Настаиваю. Бесконечно долгие, высокие
Преодолевала их громким возгласом:
“Смокнуновский должен встать из гроба, чтобы Фомин мне здесь сейчас покатил!” )))
Фомин таки покатил!
С режиссером Александровским.
До лучших мгновений Дьяченко/Девотченко в моно, до
… Плисецкой в “Болеро”.
Как-то так. Потому что это и высокий балет)
Честно.
Дальше слова как бы на понижение. Типа про то, что показывать надо детям/отрокам/юношам, вступающим в жизнь.
Потому что в спектакле есть редкая зажигательная энергия воодушевления.
Когда ты совсем не физик, не математик, ваще – никто.
Но эти два парня – Александровский/Фомин тебя окрыляют.
Зажигаешься от чувствования.
Этого, того, двадцать шестого мгновения.
Чужого физика Давида Яна
И своих личных мгновений.
Вовсе не связанных с точными науками)
Посетили с супругом спектакль “Топливо” 21.09.2017 г. режиссера Семена Александровского. Спойлерить я не хочу не буду, единственно,что хотелось бы отметить, это то, мы с супругом люди далекие от IT-технологий, а уж от физики-то тем более… Но не смотря на это, мы прибывали в полнейшем восторге от этой постановки! Актер Максим Фомин – великолепно отчитал свою роль, и до последнего не верилось,что он всего лишь актер… Это было настолько захватывающе, что о своей стороны рекомендуем к обязательному посещению!