«Доходное место» (по мотивам комедии А. Н. Островского).
Театр «Суббота».
Режиссер Юрий Смирнов-Несвицкий, художник Мария Смирнова-Несвицкая
Спектакль не длинный и очень смешной. Рассказ о том, как молодые люди выбирают между чистой совестью и богатством в то время, как давно выбравшие пытаются на этот процесс повлиять, ведут со всем возможным актерским и режиссерским комизмом. Постановщик спектакля Юрий Смирнов-Несвицкий, конечно же, затронул и любимое насущное: драму XIX века «завернул» в сюжет о бедном театре, где из «купеческого» реквизита наличествует лишь самовар, а вместо кузнецовского чайного сервиза — эмалированные кружки. Этот прием, и вправду, вполне злободневен. Хотя нельзя не заметить, что в начале спектакля ему отведено многовато сценического времени, отчего буффонный «капустнический» зачин выглядит несколько затянутым… Но зато когда вступают в свои права герои Островского, действие обретает динамизм.
Артисты существуют здесь в максимально остром рисунке. Идейный юноша Жадов (Иван Байкалов) выступает «со взором горящим» и этаким демоническим оскалом на симпатичной физиономии. Молодые да ранние прагматики — Юленька (Оксана Сырцова) и Белогубов (Владимир Шабельников) — словно вьются в изысканно-хищном плутовском танце. Весомо, но ловко шагает чиновник Юсов (Дмитрий Глухов), нарочито томно изгибается респектабельная блудница Анна Павловна (Любовь Градовских). Несомненная звезда постановки — нежная и рассчетливая мать Фелисата Герасимовна в исполнении Татьяны Кондратьевой. Этой актрисе, к сожалению, не очень часто достаются объемные роли, в которых она могла бы столь очевидно проявить свое дарование. Гротескное сочетание яркого комизма и неожиданно тонкого лиризма в этой роли удалось ей просто исключительно!
Сценография Марии Смирновой-Несвицкой выполняет роль смыслообразующего стержня сюжета. Именно сценографией заданы здесь самые серьезные этические вопросы и высказаны самые серьезные истины. Примерно на уровне трети площадки вывешены две прозрачные кулисы, которые отделяют пространство перед темным задником, усеянным звездами — вся история разыгрывается в пространстве откровенно цитируемого кантовского императива. В богатых, отлично пошитых костюмах, главенствуют два символических цвета: серый (бедность) и золотой (богатство). То, как блистательно эти краски работают, играют, ведут диалог, бесспорно, стоит увидеть собственными глазами. Остается ощущение, что, как бы в противовес общей залихватски-иронической атмосфере, визуальное содержание спектакля серьезно и драматично.
А впрочем, и без философии «Доходное» — весьма нескучная, азартно сыгранная, красиво оформленная история на вечные темы: «про любовь» и «про деньги».
Комментарии (0)