Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

12 декабря 2019

ДЕВОЧКА ИЩЕТ ОТЦА

«Вафельное сердце». М. Парр.
Тверской ТЮЗ.
Режиссер Иван Пачин. Художник Дмитрий Горбас.

Книга норвежской писательницы Марии Парр cегодня весьма популярна в российском театре для детей. Режиссер Иван Пачин обратился к ней уже во второй раз. Первой была постановка в московском Центре им. Вс. Мейерхольда, сделанная в формате часового моноспектакля. Она оказалась явно успешной и была отобрана экспертным советом на фестиваль «Арлекин», который пройдет в Санкт-Петербурге весной 2020 года.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Спектакль Пачина в Тверском ТЮЗе — совсем другая история. Полноценное действие в двух актах, со сценографией Дмитрия Горбаса, отличным световым оформлением Александра Рязанцева и занимательной музыкальной партитурой, где сошлись песни Синатры, группы «Битлз», музыка Уэббера. А главное, театр для детей активно мигрирует в лучшую сторону, становится адекватным современному сценическому языку, берется за сложные темы, которые не многие любят раскрывать в детском театре: о Боге и смерти, например. И говорят о них не с выспренной серьезностью, а легко, в игровой форме, эмоционально и зрелищно, понятно, но без намеренной адаптации к детскому восприятию.

Сценография Дмитрия Горбаса проста, функциональна и, кажется, сделана в формате некоего конструктора, из деталей которого можно собрать любой предмет. Часть домика с покатой крышей и окном, подвешенный черный табурет, белая дверь на темном фоне задника, остов кирпичной лестницы, коврик из зеленой травы. Предметный мир этого спектакля постепенно собирается, согласно происходящим событиям: к уже находящемуся на сцене реквизиту добавляют стол, стулья, газовую плиту. А можно и не добавлять — просто нарисовать на черном заднике некое строение и добавить подпись «Маяк», или просто написать «Горы». Или подвесить движущееся полотно с разделительной полосой: получится дорога, машину же соберут из обычных стульев. Эта игровая условность очень близка детям и подросткам, поскольку включает фантазию каждого зрителя.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

И еще в процессе действия здесь обыгрывается все пространство зрительного зала, что, конечно, не ново, но в этом спектакле вполне уместно. В самом начале через зал на сцену проходит человек в желтом дождевике и красной шапке (потом мы поймем, что это Дедушка — Александр Евдокимов), попутно напоминая про выключение телефонов и достойное поведение. Игра уже начинается, поскольку эта информация идет не от привычного администратора, а от человека из спектакля, заключающего открытый союз актера и зрителя.

В книге и спектакле нет линейного повествования, четкой последовательности событий. Есть череда эпизодов-приключений, где главными героями являются девятилетние Лена (Ирина Волкова) и Трилле (Сергей Зюзин). К чести актеров, они совсем не пытаются по-тюзовски играть в малолетних детей, включая ребяческие голоса и повадки. Нет, это просто маленькие люди с такими же переживаниями, проблемами, страданиями и радостями, как и все остальные. Только вот переживается все это чуть острее.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Жители бухты, как они именуются в программке, словно живут одной дружной семьей. Но у Лены, так уж вышло, нет отца, а потому ее самая главная мечта — папу обрести. И девочка не просто мечтает, а всячески способствует воплощению этой мечты в жизнь, помогая своей маме Тильде — Елене Фоминой разглядеть, например, привлекательные черты в докторе Исаке (Алексей Пучков). И надо сказать, что в эту фантазийную игровую атмосферу очень органично входят и яркие психологические моменты: все эти переглядывания, прихорашивания, подарки и пр. Причем как у взрослых, так и у девочки.

Отдельные эпизоды, нанизываясь на общую нить повествования-игры, следуют друг за другом, меняя интонации и эмоциональную окраску, включая в себя всех персонажей спектакля. Вот все они заходят в гости к Бабе-тете (Анастасия Божатова), славящейся своими рождественскими вафлями. Кстати, тюзовский натурализм не возникает и здесь: вафли, волшебным образом летящие из вафельницы, сделаны из тончайшей бумаги, и «едят» их, аккуратно сворачивая эти бумажки, пока они не превратятся в крошечный клочок.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

А увлекательные рассказы Бабы-тети оживают прямо на глазах, рождая игровые вставки-воспоминания. Одно из них — о войне, где внезапно появляются нелепые, карикатурные «немцы». А одерживает над ними победу знаете кто? Сам Иисус Христос в исполнении того же Алексея Пучкова. Как изобразить сына божьего, отрицая каноны? Да очень просто: он здесь отважный супермен в борцовской форме и с палкой в руках, с помощью которой легко изгоняет со сцены всякую «нечисть». И да, сопровождается эта сцена музыкой Уэббера из известной рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Практически сказочный персонаж, но в этом нет никаких оскорбительных мотивов, ведь он здесь по-прежнему помощник и защитник. Правда, Баба-тетя заметит в финале этого эпизода, что настоящая война — это не игра…

Баба-тетя здесь — одна из самых колоритных фигур. И так жаль, что очень скоро наступает ее черед отойти в мир иной. И как же сказочно и по-человечески тепло придумана режиссером эта сцена. Иисус — Пучков все в том же бойцовском одеянии тоже приходит к ней в гости, угощается вафлями. Она же примеряет различные наряды, демонстрируя их пришельцу. Мы пока не знаем, зачем. Но Иисус в этом коротком эпизоде для нее — и отец-спаситель, и ребенок, которого можно накормить и погладить по голове, и возлюбленный, для которого наряжаешься, как в лучший праздничный день. А потом он просто берет ее за руку и уводит за собой, и все понимают: в лучший мир. И, быть может, поэтому в прощании нет тоски и страха, только легкая печаль и надежда на встречу очень далеко, не здесь.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Впрочем, теплых, эмоционально окрашенных самых разных эпизодов здесь много. И вряд ли стоит рассказывать о каждом из них подробно, лучше увидеть самому. Конечно же, этот спектакль Ивана Пачина — не столько для коллективных школьных посещений, сколько для семейного просмотра. Ведь после него многое можно понять, что-то простить и задуматься о том, что чудеса чудесами, но сделать жизнь близкого человека лучше вполне по силам и нам с вами.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога