«Ромео и Джульетта». У. Шекспир.
Альметьевский татарский государственный драматический театр.
Режиссер Искандер Сакаев, художник Софья Тюремнова.
В рамках офф-программы премии «Порыв».
Поставить «Ромео и Джульетту» про торжество смерти, наверное, слишком просто для современного театра. Ограничить кипучую режиссерскую энергию оказалось трудно. Фирменные атрибуты режиссуры петербуржца Искандера Сакаева (биомеханика, театр представления, дель арте, отсылки к средневековой мистерии, Возрождению) представлены в изобилии, но не приводят к законченному высказыванию.
Второй акт работает точнее, когда Ангел смерти, она же Аптекарь (Наиля Назипова) уже получила первые жертвы: взнервленного Меркуцио (Ильсур Хайрутдинов) и Тибальдо (Раушан Мухамматзянов). Сопровождаемая ими, она ходит по сцене, стучит небольшими палками друг о друга, извлекая резкий звук, навевает тоску. Кривляется в одиноком танце, называя его «Плясовой». И ждет жертв, которые точно появятся. Умерщвленными окажутся все персонажи, а не только Меркуцио, Тибальдо, Джульетта, Ромео, мать Ромео. Почти в самом финале растерзают строгого брата Лоренцо (Рафик Тагиров). Смерть и в первом акте пыталась пробиться на сцену, но ей была уготовлена незавидная роль — объявлять места действия.
Грубо сколоченный квадратный помост, на заднике колыхающаяся тряпица с изображением шекспировского «Глобуса». В центре помоста люк, из которого Смертушка, а не Ангел смерти, как в программке (ничего тут мистического, обычная смерть с выбеленным лицом из любой средневековой мистерии), выглядывает, объявляя «дом Капулетти» или «улица Вероны». Персонажи выпрыгивают на помост раньше, чем она успеет высунуться. Нервным вихрем промахиваются все узловые моменты пьесы — знакомство на балу, сцена на балконе, поединок Тибальдо и Меркуцио, договор с Парисом, замужество. Первый акт «летит» в воплях, криках, ударах кинжалов, но энергия тратится впустую. В мельтешении только Смерть, да Джульетта с отцом и запоминаются. Крошечная Джульетта (Эльмира Ягудина) играет с длинными ножами. Она бандитка, маленькая разбойница из андерсеновской сказки. Именно такая и может щекотать шею северному оленю острым ножом и не поранить его. Но найденный образ не поддержан режиссерским разбором. Близок к ней только синьор Капулетти (Рамиль Минханов) — веселый «разбойник» с нервным тиком: подергивается глаз, да в походке что-то воровское. Строг со своими и льстив с Парисом (Айрат Мифтахов). Хотя зачем ему, предводителю разбойничьего клана, этот боязливый простак, — не ясно. Образы остальных персонажей с трудом выделяются из общей массы. Костюмы, стилизованные под средневековые, напоминают серую холщовую прозодежду, но орнамент двух цветов и имена на спине служат различению кланов.
Смертушка ходит кругами, увеличивая вереницу убиенных. Сюжет средневековых гравюр, где Смерть тащит за собой мертвецов, оживает на сцене, но не развивается, не дает дополнительных смыслов. У Ингмара Бергмана в «Седьмой печати» бродячий актер наблюдал, как смерть уводит других героев за горизонт, и радовался тому, что живет, что остается здесь. Благодаря этому он получал шанс на жизнь. В спектакле Сакаева торжество смерти тотальное и ничем не оправданное, слегка игривое, но и не страшное. Любовь не состоялась, вражда не разрешилась, а то, что смерть заберет всех, — и так понятно.
Браво!