
-
«Медный всадник». Р. Глиэр.
Астраханский театр оперы и балета.
Хореограф Юрий Клевцов, дирижер Валерий Воронин, сценограф Олег Молчанов.Для балетного народа название пушкинской поэмы «Медный всадник» — это прежде всего название балета Рейнгольда Глиэра, который был впервые поставлен в 1949 году в Мариинском (тогда Кировском) театре Ростиславом Захаровым. Позже он копировался во многих театрах СССР (Москва — Ереван — Ташкент — Львов — Саратов — Новосибирск etc., etc.), добрался и до стран Варшавского договора — его видели в Бухаресте и Ростоке.
-
«Вавилон». Е. Августеняк.
Театр «Старый дом» (Новосибирск).
Режиссер Елизавета Бондарь, художник Валида Кажлаева.«И сказали они: давайте построим себе город с башней до небес, чтобы прославить свое имя и не рассеяться по всей земле», — гласит ветхозаветная цитата о вавилонском столпотворении. Новый спектакль Елизаветы Бондарь не наследует мифу впрямую, но берет за основу его главные темы — человеческое тщеславие и тотальную неспособность понимать друг друга. Для драматурга Екатерины Августеняк это уже второе обращение к вавилонской теме. Первое — пьеса «Вавилон 2.0», написанная специально для одноименного хореографического спектакля Театра танцевальных форм «Контраст» в Тюмени. Тот текст исследовал физическую жизнь руин Вавилона, а через нее и историю всего человечества, «череду провалов», как назвал ее один из героев пьесы — холм, он же строительный блок, он же элемент языка Сахн.
-
«Cosi fan tutte». В. А. Моцарт.
Городское казино Базеля.
Дирижер Джованни Антонини, режиссер Саломе Им Хоф.Опера традиционно считается одним из самых дорогих видов искусства. Действительно, часто это сложные постановочные задачи, роскошные костюмы, спецэффекты и новые технологии, которые тоже совсем недешевы. Вместе с тем, с давних пор существует прекрасная форма бытования оперы, которая при грамотном подходе не только позволяет сохранить практически все особенности оперного жанра, но и имеет другие преимущества помимо минимизации затрат. На эти размышления нас навело концертное исполнение «Cosi fan tutte» Моцарта в Городском казино Базеля.
-
Сегодня вся страна, во всех ее закоулках, включая столицы и усадьбы, а также страны, входящие в список недружественных, имеют право выпить. И непременно театры от Камчатки до Калининграда выпьют за здоровье великого деятеля Олега Лоевского. Сам он в это время окажется проездом в Норильске по дороге в Сочи и тоже бухнет, потому что в Норильске муксун и есть чем закусить... Когда-то они с Мариной Дмитревской осуществили лучший свой диалог о прекрасном — именно на продовольственно-закусочную тему.
Сам Лоевский вряд ли будет юбилей праздновать, жить осталось два понедельника, не до юбилеев, надо успеть понять, как там дела у Абулкатинова, Гуревича и студентов курса Козлова, а ведь скоро Малые города...
Последние лет 20 невозможно объяснить, кто такой Лоевский. Мы пытались, и первым это блестяще сформулировал когда-то Анатолий Праудин.
-
«Месяц в деревне». И. С. Тургенев.
Краснодарский академический театр драмы.
Режиссер Даниил Безносов, художник Иван Малыгин.Месяц в деревне. Очевидно, деревня наша, кубанская — ведь явно тут жарко. Вот и Виктория Лукина (залихватская Лизавета Богдановна во фраке) выпивает в самом начале спектакля чуть ли не полный кувшин воды на глазах у изумленного зрителя — и, конечно, срывает аплодисменты.
-
В Вологде в марте прошел фестиваль премьер под гордым названием «ВОТ» (Вологодский областной театральный).
Фестиваль «ВОТ» проходит не ежегодно, а только тогда, когда на него находятся деньги. Они нашлись четыре года назад, в прошлом году и в нынешнем. Театров в городе немного. Но все же классический набор существует: драма, ТЮЗ, кукольный, камерный. Есть частный театр «Свой». Недавно появился «Оккервиль Театр», и очень хочется надеяться, что к следующему фестивалю он выживет. Появился даже Театр-кабаре «АртРеприза». Пока не очень понятно, что это, потому что посмотрели мы только самостоятельную работу Василия Лимонова «Пегий пес, бегущий краем моря». Это традиционный литературный моноспектакль, никаким образом не относящийся к театру-кабаре.
-
«Три сестры». А. П. Чехов.
Театр-студия «Грань» (Новокуйбышевск).
Режиссер Денис Бокурадзе, сценография Дениса Бокурадзе при участии Виктора Никоненко, художник по костюмам Урсула Берг, художник по свету Евгений Ганзбург.Время, выходя за пределы пьесы «Три сестры», становится частью личной биографии каждого зрителя: вынуждая публику пять часов смотреть спектакль (прибавьте к этому длительность трех антрактов), режиссер Денис Бокурадзе делает время осязаемым. Мучительную длительность происходящего ощущаешь каждой затекающей частью тела. На кирпичной стене, выполняющей функции задника, то появляются, то исчезают циферблаты, фоном звучит не только музыка Арсения Плаксина, но и тиканье часов.
-
«Мистики». Трагикомедия по произведению А. А. Ахматовой «ʺПоэма без герояʺ. Часть первая: 1913 год».
Театр «Открытое Пространство».
Режиссер Иван Рябенко.Казалось бы — все сошлось: камерный театр, который трудно найти, если не знать точные «пароли» и «явки»; уютный зал с полукруглыми кирпичными сводами, распашными старинными дверями с дребезжащими стеклами, с широкими подоконниками, с «нездешней», то есть «не сегодняшней» таинственной аурой. Театр, построенный его создателями — актерами «Открытого Пространства» — вручную: трудно, тяжело и с любовью. Построенный в то время, когда все вокруг — стремительно исчезает и рушится. А за пределами театра — Петербург, Моховая улица, морозный и снежный март, больше похожий на декабрь; ветер, рвущий «со стен афиши», темнота, пустота, страх и непрекращающийся «карнавал».
-
Переписка
«Лес». А. Н. Островский.
Театр Комедии.
Режиссер Татьяна Казакова, художник Александр Орлов.Марина Дмитревская — Алисе Фельдблюм
Руку, товарищ...
Дорогая Алиса, прямо хочется поиграть с Вами, с человеком, который попал на спектакль Театра Комедии впервые в жизни. Написать что-то вроде того, что вечером 4 апреля мы провалились в кроличью нору, пролетели сквозь пространство, на стенах которого — спектакли Акимова, афиши Игоря Иванова, славнейший период Вадима Голикова, самый плохой из творческих периодов Петра Наумовича Фоменко, и вот уже четверть века этот... период. Тот, который мы с Вами наблюдали в мягком кресле посреди гармоничного пространства зала и абсолютно довольных зрителей партера. -
Вышел новый номер, 111 по счету.
Три единицы, три десятилетия жизни журнала. Тридцать лет назад «К читателям и коллегам» всегда предполагало «я», «от себя». Сейчас хочется писать «мы», имея в виду то сообщество, которое включает не только редакцию — тех, кто физически находится в подвале и делает журнал-блог-сайт, не только множество авторов, но и читателей (их все больше и больше, на сайте случился буквально взрыв читательской активности, она увеличилась в два с половиной раза и продолжает расти. А значит — для истории мы работаем не зря).
Да, у нас же был юбилей! Ребята, это было прекрасно. 30 декабря, как в старые добрые времена, в подвале, куда набилось человек шестьдесят (приходили-уходили-пили-пели-говорили), конечно, без фанфар и торжественного вечера, которым мы отмечали свои 15 и 20... И это был прекрасный день рождения.
Это было уже очень давно. Нынче день — за год. Горизонт планирования теперь — один день (так все шутят, но это правда). Наперед мы пока ничего не знаем. Наступили будни, и мы буднично сделали этот номер.
-
«Лес». А. Н. Островский.
Русский драматический театр Республики Башкортостан.
Режиссер-постановщик Николай Дручек, художник-постановщик Владимир Мартиросов.В этом мире чаще всего ночь, свет — искусственный. Справа — остатки портика с колоннами, в глубине видны деревянные кресты на могилах, как крыши. Слева — винтовая кованая железная лестница, она ведет на площадку, вид с которой должен, наверное, впечатлять, но это вид на зрительный зал. Представление еще не началось. Не то представление, что для нас, а то, что происходит каждый день в усадьбе Пеньки, где помещица Гурмыжская в качестве первой актрисы осуществляет режиссерскую функцию, набирая труппу. Режиссер Николай Дручек играет в психологический театр средствами театра представления. Но спектаклю Гурмыжской внутри спектакля Дручека еще не придуман тип.
-
О Театре-лаборатории «Чудесный источник» в Эрмитаже
«Чудесный источник» — сайт-специфический и иммерсивный театральный проект, реализованный студентами актерских (С. Черкасского, В. Норенко, А. Андреева), режиссерской (Г. Тростянецкого) и драматургической (Н. Скороход) мастерских института на Моховой. Попытка самостоятельно делать глубокие вдохи неизведанного театрального воздуха за границами аудитории — потребность понятная и даже весьма привлекательная. Такие проекты часто наполнены свободой, игровым хулиганством. Таким и стал «Чудесный источник».
-
«Цехъ поэтовъ».
Няганский ТЮЗ.
Режиссер Иван Комаров, идея и музыкальное оформление Юлии Барановой.В последние годы направление нового просветительского театра получает активное развитие: все чаще проходят лаборатории, посвященные научпопу, как во взрослом, так и в детском театре; появляются спектакли, освещающие биографии известных личностей прошлого, а также спектакли в жанре, который можно было бы обозначить как «эдьютеймент». Только в прошлом сезоне вышло несколько заметных проектов, созданных на стыке театра и науки, — это спектакли-лекции «Капитал» Нади Кубайлат в московском театре «Среда 21», «Изобретая повседневность» Евгения Маленчева в тюменском Молодежном театральном центре «Космос», «РыСи» в Центре Вознесенского в Москве (режиссер Филипп Виноградов).
-
«Живая история о смерти». Е. Терехина.
Пермский академический Театр-Театр.
Режиссер Татьяна Михайлюк, сценограф Ирэна Белоусова.Пермский Театр-Театр показал в Москве одну из недавних премьер — камерный мюзикл «Живая история о смерти» Евгении Терехиной. Гастроли проходили несколько дней на сцене Театра «Маска», который открылся осенью 2022 года под крышей Московского дворца молодежи в Хамовниках. Это пилотный гастрольный проект на Малой сцене МДМ, в дальнейшем пермский театр планирует выступать там на регулярной основе с камерными музыкальными спектаклями.
-
«Мой дедушка был вишней» А. Нанетти.
Омский государственный академический театр драмы.
Автор инсценировки и режиссер Арина Гулимова, художники Булат Ибрагимов и Елизавета Мирошникова.Бывают спектакли-счастье. Вот так можно и писать в афишах: «Мой дедушка был вишней» — счастье в одном действии без антракта.
Речь о таком счастье, которое бывает в детстве: когда ты любим самыми любимыми людьми, мамой-папой, дедушкой-бабушкой, когда ты поэтому свободен (невзирая на все частные многочисленные «несвободы») и защищен, когда мир огромный и теплый одновременно, когда каждый день — целая отдельная жизнь, полная запахов и впечатлений, тактильных, зрительных, слуховых, чувственных и мыслительных тоже. Конечно, не у всех так, конечно, кому-то не повезло. Но мне, например, повезло.
-
«Дочь фараона». Ц. Пуни.
Мариинский театр.
Хореография Мариуса Петипа, хореограф реконструкции Тони Канделоро,
дирижер Арсений Шупляков.Петербургская Театральная библиотека хранит дореволюционные либретто «Дочери фараона». «Пролог в пустыне» по тексту 1875 года — позже, к 1898 году, этот оборот исчез, — завершался так: «Затем все исчезает в сумраке; густые облака покрывают сцену, среди которых видна надпись из горящих букв: „Греза прошлого“».
-
Сорок лет назад я никогда бы не поверила, что буду писать эти поздравительные строки. Анатолий Павлович Марчевский празднует сегодня свой 75-летний юбилей, и оглянуться ему есть на что — и фестивальные призы со всего мира, и звания, и большой, достойный путь артиста, режиссера, основателя прекрасного фестиваля.
-
Вслед за городом Озерском — глубже, на север. «Эхо Большого детского фестиваля» («ЭХО БДФ — Югра») отозвалось в Нижневартовске.
Город для детских проектов кажется вполне перспективным и подходящим. Как гордо сообщает Википедия, Нижневартовск — один из самых безопасных городов России. Вообще, Югра — регион для молодых семей, тихой спокойной жизни в небольших городках, где различные школы-садики и прочие места детского пользования находятся в шаговой доступности. Институту семьи здесь активно уделяют внимание, набережные городов любовно завешивают замками от сердец новобрачных, в Ханты-Мансийске Ольга Власова проводит фестиваль семейных кукольных спектаклей «Варежка», а в самом Нижневартовске проходит «Благовест» — фестиваль для семей, ожидающих ребенка. Короче говоря, о детях ХМАО думает не мало.
-
«Набукко». Дж. Верди. Либретто Т. Солеры по трагедии О. Анисе-Буржуа.
Мариинский театр.
Дирижер Валерий Гергиев, постановщик Анна Шишкина, художник Петр Окунев.Не секрет, что значительная часть спектаклей действующего репертуара Мариинского театра — исторические возобновления старых (еще советских) или реставрация не так давно сошедших со сцены постановок. Цель такой политики — вернуть к жизни то, что когда-то было «хорошо». Аргумент простой: зачем придумывать что-то новое, когда каждый сегодня знает, что новое — это всего лишь хорошо забытое старое. Ведь и сама история сегодня наматывает трагические круги, не обращая внимания на абсурдность происходящего.
-
Когда после одной из премьер в Художественном театре ко мне подошел Станислав Андреевич Любшин, протянул руку и, глядя в глаза, произнес: «Любшин... хочу с вами поработать...», — у меня внутри произошел тектонический сдвиг... мир раскололся на несколько «я», которые между собой никак не взаимодействовали, а, точнее сказать, просто уничтожали друг друга. Именно эта встреча заставила меня усомниться в том, что чудес не бывает, в том, что чудеса случаются только с теми, кто этого достоин, и в том, что чудеса — это только для ребятишек или наивных барышень... Словом, в моей жизни случился Человек, имя которому Слава!
комментарии