Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАЛЕРИЯ КУХАРЕШИНА

    Сегодня день рожденья у Валерия Кухарешина, любимого петербургского актера, народного артиста России. Мы очень рады, что он по Зодиаку — Стрелец, как и «ПТЖ» (ведь мы тоже родились в декабре). Вот уже тридцать лет и три года Кухарешин служит в Молодежном театре на Фонтанке, где играет главные (иногда и не главные, но все равно важные) роли. Кроме родного театра, много работает и на других сценах, участвует в самых неожиданных сценических проектах, снимается сам и озвучивает знаменитых артистов мирового кино. Валерию Кухарешину сегодня исполнилось 55 лет, а сил и энергии у него столько — иной 25-летний позавидует! От души поздравляем Валерия Александровича с юбилеем, желаем продолжать в том же духе, чтобы мы могли много и разнообразно писать о нем в журнале, как писали все двадцать лет.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • Я (НЕ) ПОНИМАЮ ЛИРА

    «Завещание» на Фестивале «NET».
    «She She Pop» (Берлин).
    Постановка — «She She Pop» и Сандра Фокс.

    В репертуаре немецкой театральной группы «She She Pop» есть спектакль «Семь сестер». Его сорокалетние персонажи — это поколение бездельников, детей второй волны феминистского движения, которым не нужно было бороться за свои права. Собственное отношение к понятию «труд» здесь ищут с помощью чеховской пьесы «Три сестры». Мотивы классической драматургии нужны им, чтобы, обращаясь к общей театральной памяти, создать собственный текст, ответить на вопросы пьесы своими словами. На сайте театра можно найти манифест, в котором подробно изложены художественные принципы команды: у них нет разделения ролей, никого не называют драматургом, режиссером или актером — группа, сложившаяся в конце девяностых годов, работает по принципу «collective creation» — кажется, в русскоязычном обиходе нет точного аналога — скажем, «коллективное сочинительство».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ОПЯТЬ ДУША, КАК РОДИНА, БОЛЬНА

    Б. Собир «Ночь вдали от Родины».
    Молодежный театр им М. Вахидова (Душанбе, Таджикистан).
    Режиссер Нозим Меликов.

    Спектакль Нозима Меликова «Ночь вдали от Родины» по стихам современного таджикского поэта-эмигранта Бозора Собира на фестивале «Молдфест. Рампа. Ру» шел без перевода. Перед началом нам выдали программки, в которые был вложен вкладыш — листок бумаги с отрывками из стихотворений Собира...

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ИТОГИ «ЗОЛОТОГО СОФИТА»

    Вчера состоялась церемония вручения XVIII премии «Золотой софит». Главные премии в драматическом, музыкальном и театре кукол получили, по традиции, уже признанные мастера, за одним счастливым исключением. А каким — смотрите сами.

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • РАЗГОВОР НА РАВНЫХ... НЕ ПО ЛОЕВСКОМУ

    «Разговор на равных. Этюды на заданную тему» — под таким названием в Пермском ТЮЗе прошла Российская творческая лаборатория. Инициатором ее стала директор театра Марина Зорина, которая давно уже ратует за приглашение молодых режиссеров, но денег у ТЮЗа, как и у других пермских театров, исключая Театр-Театр и Театр оперы и балета, просто нет ни на что. И уж тем более на приглашение молодых.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ С ПРАВОГО БЕРЕГА

    «Подросток с правого берега».
    Красноярский ТЮЗ.
    Режиссер Роман Феодори, сценография Даниила Ахмедова.

    Все оформление спектакля — старая школьная доска с надписью мелом «Урок толерантности» и датой показа и стулья, скамейки, стол по разным углам сценического пространства... Да кирпичные стены закулисья — такие же шершавые, как речь героев премьеры Красноярского ТЮЗа «Подросток с правого берега». На сцену вышли современные подростки, их родители и учителя. Значительная часть материала для этой документальной постановки собрана рядом с ТЮЗом, причем многие из ее «доноров» прежде ни разу не были в театре.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • АРТИСТИЧНЫЙ КРОКОДИЛ

    «Скупой» Ж. Б. Мольера.
    РАМТ.
    Режиссер Егор Перегудов, сценография Алексея Вотякова.

    Егор Перегудов, поставивший в РАМТе «Скупого», один из «женовачей». Его спектакль наполнен такой любовью к театру Мольера, к жанру комедии положений, к переодеваниям и курьезам, парикам и канделябрам, экзотическим персонажам и искусству притворства, что даже удивительно — откуда взялось? Откуда вместо деструкции дух и даже буква? Вместо отрицания наследование, причем, скорее не «отцу» Сергею Женовачу, а «деду» Петру Фоменко. У Перегудова в «Скупом» и эмоциональный регистр выше, чем у Женовача в «Мнимом больном» (Малый театр), спектакле тонком, будто писаном акварельной краской. И игра здесь идет тотальная, какую любил устраивать именно Фоменко.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БРОСИТЬ ВСЕ И МАХНУТЬ В ЮГОРСК...

    В ноябре в маленьком городке Югорске Ханты-Мансийского округа прошел I Всероссийский фестиваль любительских театров под лирическим названием «Театральные встречи в Югре».

    Поскольку всероссийским фестиваль стал впервые (хотя окружной фестиваль проходит в этом городе постоянно и уже много лет), приехали на него немногие. Были коллективы из Свердловской и Новосибирской областей, из Кирова. Приехал народный театр из Новороссийска, которому уже полвека. И было много своих: народных театров и студий из Югорска, Урая. На фестивале каждый день проводились мастер-классы, встречи, обсуждения спектаклей.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОЧЕМ У ВАС ЛЕБЕДИ?

    Представители балетной труппы (первичная профсоюзная организация цеха балета ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр») обратились с письмом, адресованным министру культуры, где высказали целый ряд претензий в адрес руководства балета, а также просили «провести проверку финансово-хозяйственной деятельности театра». Администрация Мариинского театра отреагировала пресс-релизом, в котором все претензии объявила несостоятельными, но, тем не менее, согласилась «обсуждать с коллективом балета любые проблемы». Своим комментарием удостоил письмо лично В. А. Гергиев. Министерство же покуда молчит. Воспользовавшись паузой, мы поговорили с прима-балериной Мариинского театра Дарьей Павленко.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • О ЛЮДЯХ И ВЕЛОСИПЕДАХ

    «Класс Бенто Бончева» М. Курочкина.
    Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола.
    Режиссер-постановщик Дамир Салимзянов, художник-постановщик Всеволод Аверкиев.

    В Прокопьевске работали режиссеры, которые делают ставку в первую очередь на новейшую пьесу — в частности, Руслан Маликов, Семен Александровский и даже тяготеющий к классике Павел Зобнин. Теперь этот список пополнился именем одного новодрамовца — первого главного режиссера пермской «Сцены-Молот» Дамира Салимзянова.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И МОЕ МНЕНИЕ...

    «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта.
    Театр им.Маяковского.
    Режиссер Миндаугас Карбаускис, художник Сергей Бархин.

    Сегодня театр им. Маяковского играет премьерный спектакль «Господин Пунтила и его слуга Матти» перед вынужденной паузой. Некоторое время спектакль идти не будет, потом возникнет снова. На спектакль Миндаугаса Карбаускиса уже вышло много рецензий. Сегодня в блоге мы даем и еще одно мнение.

    Любопытная картинка возникает, когда знакомишься с отзывами на спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Господин Пунтила и его слуга Матти». Еще совсем недавно критика ратовала за освобождение театра от «несвойственных» ему задач — социальности, политики, публицистичности, в общем, от мировоззренческой определенности высказывания. А теперь что-то изменилось в воздухе, в духе времени — и все перечисленное потребовалось вновь. Во всяком случае, именно обвинениями в социальной пассивности переполнены статьи о последней премьере режиссера. Удивительно согласно высказался театральный люд — на тему богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, капиталистов и их жертв. Странен такой запоздалый марксизм в устах нашей театральной критики. Не верится в социальную обеспокоенность авторов тяжким положением народных низов, ну, никак не верится.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПАМЯТИ НАТАЛЬИ КОНСТАНТИНОВНЫ ВАГАНОВОЙ

    Два дня назад ушла Наташа Ваганова. Ушла навсегда, хотя казалось, что длинный путь нашего знакомства, сотрудничества не должен прекратиться никогда.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДОРОГА К АВТОЗАКУ

    Читки, сделанные по следам московского фестиваля новой драматургии «Любимовка», шли на сцене Лаборатории «ON. ТЕАТР» три дня. Задача была представить новые пьесы и, если у режиссера получится внятное прочтение, принять эскиз к постановке. Среди текстов разных авторов (от Ольги Дарфи до Максима Курочкина) был один стопроцентный хит — «Кеды» Любови Стрижак. Пьеса эта в режиссуре Алексея Забегина и актеров «Этюд-театра» (вместе они сделали не читку, а полноценный спектакль) прозвучала едва ли не гимном поколения.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ГАМБУРГСКИЙ СЧЕТ ПО-НОВОСИБИРСКИ

    Драматические театры Новосибирска на XXV фестивале «Парадиз»

    ...В Новосибирске настоящий снег, настоящий конструктивизм и сталинский ампир на центральных улицах, настоящие пробки там же. Но главное (для нас с вами) — настоящие театры. Не обиженные участием в фестивалях самого высокого ранга (да и сам город организует и принимает замечательные Рождественский фестиваль и «Ново-Сибирский транзит»). Сугубо городской фестиваль-премия «Парадиз», уже четверть века собираемый Новосибирским отделением СТД и суммирующий театральные итоги предыдущего сезона, в этой ситуации играет примерно ту же роль, что мифические турниры борцов в гамбургском трактире, описанные когда-то Виктором Шкловским: «Здесь устанавливаются истинные классы борцов, — чтобы не исхалтуриться».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СКАЗКИ... ГОФМАНА?

    «Пиковая дама» по повести А. Пушкина, инсценировка И. Ларина.
    Театр на Литейном.
    Режиссер и сценограф Игорь Ларин.

    Первый спектакль режиссера, возглавившего театр, всегда воспринимается как своего рода программное сочинение, манифест. Актерам, пока идут репетиции, становятся понятны новые художественные ориентиры, зрителям на премьере — «их» ли это театр. «Пиковая дама» — манифест вдвойне. Как сказал Игорь Ларин на пресс-конференции, в этой повести его привлекла лукавая «бесовщинка», изящная, нежная, любовная, как чертики на полях рукописей Пушкина.«Дружба» с Пушкиным у него давняя: например, режиссер неоднократно переносил на разные сцены «Пиковую даму» или «Станционного смотрителя».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • НИКОЛАЙ МАРТОН В РОЛИ АГАФЬИ ТИХОНОВНЫ

    «Монологи в Царском фойе».
    Александринский театр.
    Режиссер Полина Неведомская.

    «Монологи в Царском фойе» — моноспектакль Николая Мартона, актера, не нуждающегося в представлении. Название указывает на место действия — красно-золотое фойе перед Царской ложей в Александринском театре.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 65

    В архиве появился № 65. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ И «ПРОЦЕСС» МОГУЧЕГО

    Сегодня мы празднуем День Рождения Андрея Могучего, и в честь этого события публикуем статью Елизаветы Снаговской о премьере его спектакля «Процесс».

    «Процесс» по одноименному роману Кафки, пьеса А. Артемова и Д. Юшкова.
    Dusseldorf Schauspilhaus.
    Режиссер Андрей Могучий, сценография Марии Трегубовой.

    Андрей Могучий поставил в Дюссельдорфе «Процесс» Франца Кафки. С помощью романа, написанного в 1914–1915 годах, во время Великой войны, режиссер передал ощущение разламывающегося мира. И если в начале XX века система мира рушилась благодаря открытию бессознательного (Фрейд), смерти больших нарративов (Ницше), использованию человека как инструмента, а не личности (Маркс), то в начале XXI века мир уже не сходит, а сошел с ума. Поэтому в спектакле мы наблюдаем не за миром, который уже нет шансов понять, а за Йозефом К. За героем, который, быть может, наиболее точно отражает самоощущение режиссера сейчас: всегда чужой, всегда не дома.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НИКАКОГО РЕАЛИЗМА!

    «Бог резни» Тюменского драматического театра на II «Таком фестивале».

    «Бог резни» по пьесе Я. Реза.
    Тюменский драматический театр.
    Режиссер Александр Баргман, сценография Анвара Гумарова.

    Бульварная комедия с элементами социальной сатиры француженки Ясмины Реза в России снискала не меньший успех, чем в Европе: несколько лет назад пьеса была поставлена Сергеем Пускепалисом в «Современнике», в этом году вышли спектакли Анджея Бубеня в «Балтийском доме» и Александра Баргмана в Тюменском драматическом театре.

    Баргман ставит пьесу Реза в своем излюбленном жанре трагикомедии...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • С ЛЮБОВЬЮ, МОЛЬЕР.

    «Molière» Тюменского драматического театра на II «Таком фестивале».

    Вот уже много дней идет II «Такой фестиваль». В рамках, а, точнее, без всяких рамок он собирает лучшее, что связано с «Таким театром»: кроме собственных спектаклей разных лет в программу вошли и юбилейный вечер «125-летие деятельностей» Юрия Васильева, и его постановки, и премьера моноспектакля Александра Лушина «История СДЫГР АППР». В ПТЖ мы писали уже практически обо всем (см. в разделе «Театры»). Не знали только работ Александра Баргмана в Тюмени: «Molière» и «Бог резни». А тут их доставили прямо в Петербург.

    Читать дальше | Комментарии (1)