
-
Сегодня день рожденья у Валерия Кухарешина, любимого петербургского актера, народного артиста России. Мы очень рады, что он по Зодиаку — Стрелец, как и «ПТЖ» (ведь мы тоже родились в декабре). Вот уже тридцать лет и три года Кухарешин служит в Молодежном театре на Фонтанке, где играет главные (иногда и не главные, но все равно важные) роли. Кроме родного театра, много работает и на других сценах, участвует в самых неожиданных сценических проектах, снимается сам и озвучивает знаменитых артистов мирового кино. Валерию Кухарешину сегодня исполнилось 55 лет, а сил и энергии у него столько — иной 25-летний позавидует! От души поздравляем Валерия Александровича с юбилеем, желаем продолжать в том же духе, чтобы мы могли много и разнообразно писать о нем в журнале, как писали все двадцать лет.
-
«Завещание» на Фестивале «NET».
«She She Pop» (Берлин).
Постановка — «She She Pop» и Сандра Фокс.В репертуаре немецкой театральной группы «She She Pop» есть спектакль «Семь сестер». Его сорокалетние персонажи — это поколение бездельников, детей второй волны феминистского движения, которым не нужно было бороться за свои права. Собственное отношение к понятию «труд» здесь ищут с помощью чеховской пьесы «Три сестры». Мотивы классической драматургии нужны им, чтобы, обращаясь к общей театральной памяти, создать собственный текст, ответить на вопросы пьесы своими словами. На сайте театра можно найти манифест, в котором подробно изложены художественные принципы команды: у них нет разделения ролей, никого не называют драматургом, режиссером или актером — группа, сложившаяся в конце девяностых годов, работает по принципу «collective creation» — кажется, в русскоязычном обиходе нет точного аналога — скажем, «коллективное сочинительство».
-
Б. Собир «Ночь вдали от Родины».
Молодежный театр им М. Вахидова (Душанбе, Таджикистан).
Режиссер Нозим Меликов.Спектакль Нозима Меликова «Ночь вдали от Родины» по стихам современного таджикского поэта-эмигранта Бозора Собира на фестивале «Молдфест. Рампа. Ру» шел без перевода. Перед началом нам выдали программки, в которые был вложен вкладыш — листок бумаги с отрывками из стихотворений Собира...
-
Вчера состоялась церемония вручения XVIII премии «Золотой софит». Главные премии в драматическом, музыкальном и театре кукол получили, по традиции, уже признанные мастера, за одним счастливым исключением. А каким — смотрите сами.
-
«Разговор на равных. Этюды на заданную тему» — под таким названием в Пермском ТЮЗе прошла Российская творческая лаборатория. Инициатором ее стала директор театра Марина Зорина, которая давно уже ратует за приглашение молодых режиссеров, но денег у ТЮЗа, как и у других пермских театров, исключая Театр-Театр и Театр оперы и балета, просто нет ни на что. И уж тем более на приглашение молодых.
-
«Подросток с правого берега».
Красноярский ТЮЗ.
Режиссер Роман Феодори, сценография Даниила Ахмедова.Все оформление спектакля — старая школьная доска с надписью мелом «Урок толерантности» и датой показа и стулья, скамейки, стол по разным углам сценического пространства... Да кирпичные стены закулисья — такие же шершавые, как речь героев премьеры Красноярского ТЮЗа «Подросток с правого берега». На сцену вышли современные подростки, их родители и учителя. Значительная часть материала для этой документальной постановки собрана рядом с ТЮЗом, причем многие из ее «доноров» прежде ни разу не были в театре.
-
«Скупой» Ж. Б. Мольера.
РАМТ.
Режиссер Егор Перегудов, сценография Алексея Вотякова.Егор Перегудов, поставивший в РАМТе «Скупого», один из «женовачей». Его спектакль наполнен такой любовью к театру Мольера, к жанру комедии положений, к переодеваниям и курьезам, парикам и канделябрам, экзотическим персонажам и искусству притворства, что даже удивительно — откуда взялось? Откуда вместо деструкции дух и даже буква? Вместо отрицания наследование, причем, скорее не «отцу» Сергею Женовачу, а «деду» Петру Фоменко. У Перегудова в «Скупом» и эмоциональный регистр выше, чем у Женовача в «Мнимом больном» (Малый театр), спектакле тонком, будто писаном акварельной краской. И игра здесь идет тотальная, какую любил устраивать именно Фоменко.
-
В ноябре в маленьком городке Югорске Ханты-Мансийского округа прошел I Всероссийский фестиваль любительских театров под лирическим названием «Театральные встречи в Югре».
Поскольку всероссийским фестиваль стал впервые (хотя окружной фестиваль проходит в этом городе постоянно и уже много лет), приехали на него немногие. Были коллективы из Свердловской и Новосибирской областей, из Кирова. Приехал народный театр из Новороссийска, которому уже полвека. И было много своих: народных театров и студий из Югорска, Урая. На фестивале каждый день проводились мастер-классы, встречи, обсуждения спектаклей.
-
Представители балетной труппы (первичная профсоюзная организация цеха балета ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр») обратились с письмом, адресованным министру культуры, где высказали целый ряд претензий в адрес руководства балета, а также просили «провести проверку финансово-хозяйственной деятельности театра». Администрация Мариинского театра отреагировала пресс-релизом, в котором все претензии объявила несостоятельными, но, тем не менее, согласилась «обсуждать с коллективом балета любые проблемы». Своим комментарием удостоил письмо лично В. А. Гергиев. Министерство же покуда молчит. Воспользовавшись паузой, мы поговорили с прима-балериной Мариинского театра Дарьей Павленко.
-
«Класс Бенто Бончева» М. Курочкина.
Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола.
Режиссер-постановщик Дамир Салимзянов, художник-постановщик Всеволод Аверкиев.В Прокопьевске работали режиссеры, которые делают ставку в первую очередь на новейшую пьесу — в частности, Руслан Маликов, Семен Александровский и даже тяготеющий к классике Павел Зобнин. Теперь этот список пополнился именем одного новодрамовца — первого главного режиссера пермской «Сцены-Молот» Дамира Салимзянова.
-
«Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта.
Театр им.Маяковского.
Режиссер Миндаугас Карбаускис, художник Сергей Бархин.Сегодня театр им. Маяковского играет премьерный спектакль «Господин Пунтила и его слуга Матти» перед вынужденной паузой. Некоторое время спектакль идти не будет, потом возникнет снова. На спектакль Миндаугаса Карбаускиса уже вышло много рецензий. Сегодня в блоге мы даем и еще одно мнение.
Любопытная картинка возникает, когда знакомишься с отзывами на спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Господин Пунтила и его слуга Матти». Еще совсем недавно критика ратовала за освобождение театра от «несвойственных» ему задач — социальности, политики, публицистичности, в общем, от мировоззренческой определенности высказывания. А теперь что-то изменилось в воздухе, в духе времени — и все перечисленное потребовалось вновь. Во всяком случае, именно обвинениями в социальной пассивности переполнены статьи о последней премьере режиссера. Удивительно согласно высказался театральный люд — на тему богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, капиталистов и их жертв. Странен такой запоздалый марксизм в устах нашей театральной критики. Не верится в социальную обеспокоенность авторов тяжким положением народных низов, ну, никак не верится.
-
Два дня назад ушла Наташа Ваганова. Ушла навсегда, хотя казалось, что длинный путь нашего знакомства, сотрудничества не должен прекратиться никогда.
-
Читки, сделанные по следам московского фестиваля новой драматургии «Любимовка», шли на сцене Лаборатории «ON. ТЕАТР» три дня. Задача была представить новые пьесы и, если у режиссера получится внятное прочтение, принять эскиз к постановке. Среди текстов разных авторов (от Ольги Дарфи до Максима Курочкина) был один стопроцентный хит — «Кеды» Любови Стрижак. Пьеса эта в режиссуре Алексея Забегина и актеров «Этюд-театра» (вместе они сделали не читку, а полноценный спектакль) прозвучала едва ли не гимном поколения.
-
Драматические театры Новосибирска на XXV фестивале «Парадиз»
...В Новосибирске настоящий снег, настоящий конструктивизм и сталинский ампир на центральных улицах, настоящие пробки там же. Но главное (для нас с вами) — настоящие театры. Не обиженные участием в фестивалях самого высокого ранга (да и сам город организует и принимает замечательные Рождественский фестиваль и «Ново-Сибирский транзит»). Сугубо городской фестиваль-премия «Парадиз», уже четверть века собираемый Новосибирским отделением СТД и суммирующий театральные итоги предыдущего сезона, в этой ситуации играет примерно ту же роль, что мифические турниры борцов в гамбургском трактире, описанные когда-то Виктором Шкловским: «Здесь устанавливаются истинные классы борцов, — чтобы не исхалтуриться».
-
«Пиковая дама» по повести А. Пушкина, инсценировка И. Ларина.
Театр на Литейном.
Режиссер и сценограф Игорь Ларин.Первый спектакль режиссера, возглавившего театр, всегда воспринимается как своего рода программное сочинение, манифест. Актерам, пока идут репетиции, становятся понятны новые художественные ориентиры, зрителям на премьере — «их» ли это театр. «Пиковая дама» — манифест вдвойне. Как сказал Игорь Ларин на пресс-конференции, в этой повести его привлекла лукавая «бесовщинка», изящная, нежная, любовная, как чертики на полях рукописей Пушкина.«Дружба» с Пушкиным у него давняя: например, режиссер неоднократно переносил на разные сцены «Пиковую даму» или «Станционного смотрителя».
-
«Монологи в Царском фойе».
Александринский театр.
Режиссер Полина Неведомская.«Монологи в Царском фойе» — моноспектакль Николая Мартона, актера, не нуждающегося в представлении. Название указывает на место действия — красно-золотое фойе перед Царской ложей в Александринском театре.
-
В архиве появился № 65. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Сегодня мы празднуем День Рождения Андрея Могучего, и в честь этого события публикуем статью Елизаветы Снаговской о премьере его спектакля «Процесс».
«Процесс» по одноименному роману Кафки, пьеса А. Артемова и Д. Юшкова.
Dusseldorf Schauspilhaus.
Режиссер Андрей Могучий, сценография Марии Трегубовой.Андрей Могучий поставил в Дюссельдорфе «Процесс» Франца Кафки. С помощью романа, написанного в 1914–1915 годах, во время Великой войны, режиссер передал ощущение разламывающегося мира. И если в начале XX века система мира рушилась благодаря открытию бессознательного (Фрейд), смерти больших нарративов (Ницше), использованию человека как инструмента, а не личности (Маркс), то в начале XXI века мир уже не сходит, а сошел с ума. Поэтому в спектакле мы наблюдаем не за миром, который уже нет шансов понять, а за Йозефом К. За героем, который, быть может, наиболее точно отражает самоощущение режиссера сейчас: всегда чужой, всегда не дома.
-
«Бог резни» Тюменского драматического театра на II «Таком фестивале».
«Бог резни» по пьесе Я. Реза.
Тюменский драматический театр.
Режиссер Александр Баргман, сценография Анвара Гумарова.Бульварная комедия с элементами социальной сатиры француженки Ясмины Реза в России снискала не меньший успех, чем в Европе: несколько лет назад пьеса была поставлена Сергеем Пускепалисом в «Современнике», в этом году вышли спектакли Анджея Бубеня в «Балтийском доме» и Александра Баргмана в Тюменском драматическом театре.
Баргман ставит пьесу Реза в своем излюбленном жанре трагикомедии...
-
«Molière» Тюменского драматического театра на II «Таком фестивале».
Вот уже много дней идет II «Такой фестиваль». В рамках, а, точнее, без всяких рамок он собирает лучшее, что связано с «Таким театром»: кроме собственных спектаклей разных лет в программу вошли и юбилейный вечер «125-летие деятельностей» Юрия Васильева, и его постановки, и премьера моноспектакля Александра Лушина «История СДЫГР АППР». В ПТЖ мы писали уже практически обо всем (см. в разделе «Театры»). Не знали только работ Александра Баргмана в Тюмени: «Molière» и «Бог резни». А тут их доставили прямо в Петербург.
комментарии