
-
«Warum Warum» (текст Питера Брука и Марии-Элены Эстьенн)
Режиссер Питер Брук
Постановка Schauspielhauses Zürich/ Bart Production s.à.r. l./ Teatro Garibaldi di PalermoСпектакль Питера Брука завершает фестиваль «Сезон Станиславского». Его показывают на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда. Учитывая, что «Сезон Станиславского» всегда пускает студентов бесплатно, зал полон.
Текст написан самим Питером Бруком, вернее, составлен — цитатами из «Арто, Крэга, Дюллена, Мейерхольда, Дзэами Мотокиё». Поскольку цитаты довольно лаконичны, вряд ли даже самым образованным зрителям удастся опознать первоисточник (разве что Мейерхольда: «Да здравствует революция, да здравствует театр пролетариата!»). Легче всех, естественно, узнать Шекспира (тут маленькие фрагменты или отдельные реплики из «Сна в летнюю ночь», «Гамлета», «Короля Лира», «Венецианского купца»).
-
«Точки... невозвращения» (по мотивам романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»).
Сургутский музыкально-драматический театр.
Автор идеи, режиссер, сценограф Владимир МатийченкоВоенная проза — нередкая гостья на сцене, но зато редки удачи в ее освоении театром. Обратившись к самому несценичному роману Ремарка, в котором каждая строка — боль, кровь, отчаяние, главный режиссер Сургутского театра Владимир Матийченко создал сложный театральный текст, принципиальный спектакль-высказывание.
-
В Москве играют премьеру спектакля Резо Габриадзе «Рамона».
«Рамона».
Тбилисский театр марионеток.
Автор, художник, постановщик Резо ГабриадзеЕсли кто-то думает, что спектакль Резо Габриадзе «Рамона» — это просто новая редакция «Локомотива (Рамона и Эрмон)», сделанного в 2007 году, — разочарую или наоборот обрадую. Это другой спектакль. Просто — другой, и о другом.
-
А. В. Сухово-Кобылин. «Дело».
Театр драмы и комедии «Наш дом» (Озерск, Челябинская область).
Постановка — Семен Серзин, сценография Василия Семенова, Натальи Грошевой.Маленький и закрытый (за колючей проволокой с КПП) атомный Озерск последние месяцы сотрясают поистине атомные страсти по власти. Экс-мэр под судом за злоупотребления, экс-сити-менеджер в тюрьме за хищения, город живет фактически без головы, но навязываемого ему губернатором некоего «временно безработного» видеть на этом месте не желает категорически: пикеты, митинги, акции протеста. Что называется, сама жизнь врывается на сцену: текст «Дела» Сухово-Кобылина зрительный зал слушает, как газетный фельетон, сопоставляет суммы тогдашних откатов с нынешними, сравнивает бюрократов из «Дела» со своими, озерскими.
-
«Двенадцать» — так назывался поэтический вечер, прошедший 26 октября в стенах большого лектория Политехнического музея. Не больше, не меньше, а именно «Двенадцать», что отсылает каждого порядочного гражданина к революционной поэме Блока, ставшей одним из фетишей интеллигентского сознания. Если напрячь всю свою фантазию и креативность, то можно догадаться, что участников в этом вечере тоже двенадцать, включая Александра Блока, в роли которого выступил Вениамин Смехов. Так же нам были представлены: Андрей Родионов, Тимур Кибиров, Линор Горалик, Всеволод Емелин, Юлий Гуголев, Даниил Полторацкий, Кирилл Медведев, Дмитрий Воденников, Федор Сваровский, Вера Полозкова и Лев Рубинштейн. Практически все эти фамилии хорошо знакомы любителям современной поэзии. Еще лучше они знакомы тем, кто современную поэзию ненавидит и готов уничтожить лучших ее представителей.
-
В маленьком театральном городе Лысьва, в Драматическом театре им. А. Савина прошла режиссерско-драматургическая лаборатория под многозначным названием «Посторонним В...». Четыре режиссера за три дня (и не минутой больше) сделали с актерами театра эскизы спектаклей по выбранным руководством театра пьесам.
Руководил лабораторией Олег Семенович Лоевский, а в качестве «посторонних», которым (В)ход то ли разрешен, то ли запрещен, оказались московский и петербургский критики: Анна Банасюкевич и Оксана Кушляева , которые написали текст о лаборатории, поделив эскизы два на два.
-
Сегодня в Петербурге завершился «Театральный Фарватер» — первый фестиваль студенческих театров города (программу, имена организаторов, участников, названия вузов легко увидеть на сайте фестиваля).
Как выяснилось, времена, когда почти в каждом высшем учебном заведении Ленинграда квартировал свой театр, возвращаются. Театроведческих размышлений после десяти вечеров, проведенных в составе жюри на десяти спектаклях, созданных студенческими театрами десяти крупных вузов Петербурга, — нет. Есть иные.
-
В здании, некогда принадлежавшем обувной фабрике «Скороход», на Московском, 107, недавно открылся новый лофт. Подобных площадок в Петербурге несколько — есть и «Этажи», и не так давно появившиеся «Ткачи». Однако «Скороход» — первый проект такого рода, ориентированный именно на перформативное искусство. Создатели лофта считают, что он может стать достойной альтернативой репертуарному театру. Кроме того, в «Скороходе» будут проходить лекции, кинопоказы и концерты.
Открыли площадку два спектакля: «Ангел» нидерландского режиссера Дуды Пайва и «Слепая сова» русского инженерного театра АХЕ. -
«Дачники. Будущее без прошлого» (по пьесе М. Горького «Дачники»)
Театр Поколений.
Режиссеры Данила Корогодский (Россия), Кристофер Баррека (США) и Эберхард Келер (Германия), сценография Джеффри Айзенмана (США), Данилы Корогодского, Кристофера Баррека.«Дачники» — это международный проект, для которого объединились режиссеры и художники из Германии, США и России, чтобы на материале пьесы Горького поговорить о современном российском обществе. Организаторы проекта заявляют: это спектакль для поколения «Pussy Riot». Они видят сходство между предреволюционной раздираемой противоречиями Россией 1904 года (год создания пьесы) и современной, в которой тоже много спорят о политике, предчувствуют перемены, но действовать не решаются. Люди предпочитают жить «на даче» — то есть на обочине, в стране вечных каникул.
-
В архиве появился № 1. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
В Иркутске прошла Творческая лаборатория «Театр третьего тысячелетия — театр будущего».
...Утро третьего дня было свободно от лабораторных штудий, и я успел сбегать в музей истории Иркутска. На обратном пути в гостиницу «Горняк» в Хасановском переулке возле Дома актера был дружно облаян сворой бездомных псов. Я узнал их по голосам: накануне вечером они же сопровождали спектакль по пьесе Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю», который сыграли на сцене иркутского Дома актера студенты Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств из столицы Бурятии Улан-Удэ (режиссерский курс профессора Туяны Баяртуевны Бадагаевой, постановщик спектакля — режиссер-педагог Сергей Левицкий).
-
29 октября в пятом часу утра оборвалась жизнь прекрасного режиссера и удивительно яркого человека Младена Киселова. Ему шел
69-й год.Его любили все, с кем он работал и все, кому просто посчастливилось с ним общаться. Актеры Линнатеатра и Эстонского театра драмы, где он поставил в общей сложности три спектакля, с восторгом рассказывали о его репетициях. Студенты, которым он преподавал, ждали встреч с ним с нетерпением.
Болгарин, он работал у себя на родине, а также в России и в США. Несколько лет назад нашел свое счастье в Эстонии — он и очаровательная сотрудница СТД Энекен Аксель влюбились друг в друга больше 40 лет назад в Москве и теперь наконец соединились. Но счастье было недолгим...
Младен собирался начать репетиции «Трамвая „Желание“», а перед этим поехал на родину подлечиться: ему предстояла плановая операция на сердце. Операция закончилась неудачно...
Последняя постановка «Пятидесятницы» Дэвида Эдгара, в которой речь идет о вражде, раздирающей мир и людей, стала его творческим завещанием и предупреждением, чтобы люди избегали подобных трагедий.
-
«Дядя Ваня» (А. П. Чехов).
Театр на Васильевском.
Режиссер-постановщик Владимир Туманов, художник-постановщик Елена ДмитраковаЖаль, что приходится писать об этом спектакле быстро, наскоком, «с первого просмотра» тем более, премьерного. Безусловно, он стоит серьезного, вдумчивого, неторопливого разговора. Владимир Туманов шел к своему Чехову долгие годы, а для актеров Театра на Васильевском «Дядя Ваня» — не проходная постановка, а целое событие, «высота» в творческой биографии. Жаль, что удалось увидеть пока лишь один состав, — уверена, что второй не менее интересен, и сравнение помогло бы быть точнее. Тем более, что спектакль пока еще очень «сырой» (прошу прощения за избитость формулировки). Со временем, думаю, уйдет излишняя взнервленность, будет меньше крика, пафоса, суеты. Смысл высказывания режиссера, с известной долей лукавства обещавшего зрителю самый-самый что ни на есть классический спектакль по классической пьесе в классических костюмах, прочитывается уже сейчас. И он отнюдь не банален.
-
28 октября в Костроме завершился II межрегиональный фестиваль театров кукол «Волжские встречи». Форум был посвящен героико-патриотической теме и проходил в рамках празднования 1150-летия зарождения российской государственности. Организаторы — Костромской театр кукол — были уверены, что в репертуаре каждого коллектива есть спектакль о героях и любви к отечеству. Каково же было их разочарование, когда конкурсная программа в итоге включила в себя только шесть названий.
-
«Самолет-беглец» (по пьесе Камена Донева).
На сцене театра «Лицедеи».
Режиссер Ирина Полянская, сценография Дарьи Гориной.Ирина Полянская — человек очень талантливый. И еще целеустремленный и самоотверженный. Прямо как Мересьев, вокруг которого хор врачей, щелкая огромными ножницами, угрожающе поет «Отрежем, отрежем!» А Мересьев им отвечает: «Нет, я буду летать!» «Самолет-беглец» — пока не летает.
-
«Евгений Онегин» (П. И. Чайковский).
Михайловский театр.
Музыкальный руководитель и дирижер Михаил Татарников.
Режиссер Андрий Жолдак, сценография Моники Пормале и Андрия ЖолдакаВ спектакле Михаила Татарникова и Андрия Жолдака — двойная (или лучше сказать: двойственная) интонация. Всерьез, как психологичная драма пропетые «лирические сцены» (жанр, определенный композитором), и в визуальном действии — ирония по отношению к этой драме.
-
31 октября 2012 года в 16 часов
В Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке
состоится презентация книги
Вc. Н. Всеволодского-Гернгросса
«Театр в России в эпоху Отечественной войны».Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека приглашает на презентацию книги «Театр в России в эпоху Отечественной войны». Очередное издание в серии «ΘΕΑΤΡΟΝ» подготовлено библиотекой к
200-летию Отечественной войны 1812 года. Книга представляет собой републикацию монографии В. Н. Всеволодского-Гернгросса, увидевшей свет в 1912 году и давно уже ставшей библиографической редкостью. -
21 октября в Театре на Спасской в Кирове начал свою работу фестиваль «Новый театр для детей». В программе фестиваля четыре спектакля: «Сокровища лесных эльфов» — постановка Бориса Павловича, «Беовульф», представленный датским театром «Talling», РАМТовский «Бесстрашный барин» и спектакль «Лафкадио». Спектакли очень разные: они рассчитаны на разных зрителей, сыграны людьми разных национальностей на разных языках, поставлены по народным и авторским, старинным и новейшим произведениям. Но у этих спектаклей есть кое-что общее. Всё это — интересно рассказанные истории.
-
«Как вам это понравится...» (по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»)
Лаборатория Дмитрия Крымова на сцене Школы драматического искусства.
Режиссер Дмитрий Крымов, художник Вера МартыноваДмитрий Крымов, конечно, пошалил, когда дал своей новой постановке имя другой шекспировской комедии, не той, откуда он взял саму идею спектакля в спектакле на трогательный любовный сюжет. Его не волновали грезы, и потому был забракован бренд «Сон в летнюю ночь». Крымова всерьез занимала здесь проблема зрительского восприятия, и фабулой спектакля стала цепочка откровенных провокаций публики, причем после каждого очередного эксперимента ее словно бы спрашивали невинно: «Как вам это понравится?» А это? А это? А то?
-
«Кошкин дом» (по пьесе С. Маршака).
Театр «Мастерская».
Режиссер Полина Неведомская, сценография Анны МаркусВ «Мастерской» — театре, о котором «ПТЖ» пишет с самого начала его существования и который в нынешнем сезоне приобрел статус государственного (а значит, надо обслуживать зрителя и отчитываться, как теперь велено, его «поголовьем»), появился еще один детский спектакль — «Кошкин дом» по мотивам одноименной стихотворной сказки С. Маршака.
комментарии