
-
Уже вечер.
Прихожу в редакцию после очередных боев за жизнь «ПТЖ», а мне: «Ой, сегодня 70 лет Смелянскому! Срочно пишите поздравление в блог!». Легко сказать — срочно...
А, с другой стороны, — да, легко.
Потому что из года в год я даю своим студентам читать книги Анатолия Мироновича, а когда «не пишется», сама открываю для «подзарядки» какой-нибудь давний текст (скажем, «Три мушкетера и незнакомка из Рыбинска» или про эфросовскую «Дорогу»...) И каждый раз (что в нашей профессии исключительная редкость) понимаю: я так не могу — так аналитично, ёмко, умно... И это приносит такую профессиональную радость, что руки тотчас же «тянутся к перу».
-
На фестивале «NET» показали спектакль «Кристина» (Фрекен Жюли) Кэти Митчелл и Лео Варнера.
А. Стриндберг. «Кристина» (Фрекен Жюли).
«Шаубюне ам Ленинер плац» (Германия).
Режиссеры — Кэти Митчелл и Лео Варнер, сценография Алекса Иэла.В название спектакля Кэти Митчелл и Лео Варнера провокационно вынесено имя второстепенной героини пьесы Августа Стриндберга «Фрекен Жюли». Именно такой положенный Кристине по должности «плебейский» ракурс — подслушивание, подглядывание — дал возможность Кэти Митчелл (она — автор сценической версии текста) применить свой режиссерский метод к пьесе, которая, как кажется на первый взгляд, этому методу должна отчаянно сопротивляться.
-
О Галине Павловне Вишневской не хочется говорить банальности типа: великая, составившая эпоху, много сделавшая для отечественной культуры...
Меня всегда поражала мысль о том, как девочка из Кронштадта, в трудные времена ранней юности работавшая официанткой, не просто сделала блестящую карьеру певицы и солистки Большого театра, но прожила судьбу, которая сделала ее личностью — крупной личностью. Художественной и общественной. А ведь она могла бы остаться просто «девушкой с характером». Но где-то на небесах ее избрали — дали голос, царственную внешность, фантастический темперамент, способность к преображению, гордый нрав, какую-то особую силу духа и способность говорить то, что думает, без оглядки. И это помимо удивительной красоты и таланта.
-
Шел Сильверстайн. «Счастливое дерево».
Большой театр кукол.
Режиссер-постановщик Андрей Сидельников, руководитель постановки Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.Книгу «Лавкадио» американского писателя Шела Сильверстайна — про льва-авантюриста, покинувшего джунгли и отправившегося в большой город в поисках приключений, некоторые современные дети знают едва ли не наизусть. За играми и треволнениями молодого льва — развернутая притча о том, как мучительно человек ищет себя. «Счастливое дерево» (в оригинале «The Giving Tree» — «Щедрое дерево») — тоже притча, и на одном православном сайте она даже поставлена в раздел «душеполезное чтение». Распространение этой мини-истории до сценического сюжета — именно то, чем занялись в БТК.
-
В архиве появился № 13. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Сегодня начинает работу лаборатория «Театральное пространство Андрея Могучего». Если в 2011 году она проходила на Ленинградской студии документального кино, то в этом переехала в арт-пространство «Тайга» (Дворцовая, 20). Сквозные темы ТПАМ-2012 — интернет-театр и взаимодействие искусства с действительностью, а материалом для работы стало «Преступление и наказание» Достоевского. Кроме того, в этом году режиссеры будут работать над своими проектами вместе с продюсерами, драматургами, медиа-художниками и техниками, планируется изучение технологии интернет-трансляций. Как и раньше, лаборатории закрытая, но есть и открытые мастер-классы, например по философии современных социальных течений. Или встречи с Кустурицей. Следите за программой на сайте Формального театра.
Открывает ТПАМ этого года фильм «В процессе», снятый студентами школы документального кино Марины Разбежкиной...
-
Сегодня вся прогрессивная общественность спешит поздравить с юбилеем неутомимого театрального странника, возникающего то в Москве, то в Питере, то в Киеве в поисках живого театра и подлинной жизни — режиссера Клима...
Если я слышу слово «волшебный» — я всегда вспоминаю Клима. Если приходит смс с обращением: «Волшебная!» — это может быть только он. У него волшебно все: спектакли, колбаса с хлебом, коньяк и студенты, сыгравшие спектакль. Он способен до слез проникаться чужим успехом, не им созданной второй реальностью — всем, что живет и дышит. И так же точно способен истериковать и ненавидеть что-то ходульное, топорное, бутафорское.
-
«Девятьподесять» С. Денисовой.
Московский академический театр им. Вл. Маяковского (Москва).
Режиссер Никита Кобелев, сценография Тимофея Рябушинского.В недрах каждого старого театра наберется много всякого забавного компромата на корифеев — сплетен, былей и небылиц. Обычно театральные люди в лицах все это рассказывают в курилках или за накрытым столом в своем кругу, изредка — приторговывают байками в телевизионных капустниках и на чужих юбилеях. Свои справляют торжественно и чинно.
Театр Маяковского сделал эдакий храбрый, но одноразовый жест, сочинив из внутритеатральных росказней «документальную драму в гардеробе об истории театра» про свои в октябре стукнувшие 90 лет. Драма эта получила название «Девятьподесять» и стала частью длившейся в театре целый день с утра до вечера разнообразнейшей программы Юбилея-Off наряду с открытой репетицией Карбаускиса, свободным перемещениям гостей по всему театру и роскошными аттракционами вроде катания желающих на поворотном сценическом круге. Юбилей отгремел, театр вместе с поворотным кругом вернулся к работе. И тут выяснилось, что маленький спектакль не позволяет спихнуть себя в театральную Лету, откуда вынырнула большая часть его феерических персонажей.
-
Сегодня день рожденья у Валерия Кухарешина, любимого петербургского актера, народного артиста России. Мы очень рады, что он по Зодиаку — Стрелец, как и «ПТЖ» (ведь мы тоже родились в декабре). Вот уже тридцать лет и три года Кухарешин служит в Молодежном театре на Фонтанке, где играет главные (иногда и не главные, но все равно важные) роли. Кроме родного театра, много работает и на других сценах, участвует в самых неожиданных сценических проектах, снимается сам и озвучивает знаменитых артистов мирового кино. Валерию Кухарешину сегодня исполнилось 55 лет, а сил и энергии у него столько — иной 25-летний позавидует! От души поздравляем Валерия Александровича с юбилеем, желаем продолжать в том же духе, чтобы мы могли много и разнообразно писать о нем в журнале, как писали все двадцать лет.
-
«Завещание» на Фестивале «NET».
«She She Pop» (Берлин).
Постановка — «She She Pop» и Сандра Фокс.В репертуаре немецкой театральной группы «She She Pop» есть спектакль «Семь сестер». Его сорокалетние персонажи — это поколение бездельников, детей второй волны феминистского движения, которым не нужно было бороться за свои права. Собственное отношение к понятию «труд» здесь ищут с помощью чеховской пьесы «Три сестры». Мотивы классической драматургии нужны им, чтобы, обращаясь к общей театральной памяти, создать собственный текст, ответить на вопросы пьесы своими словами. На сайте театра можно найти манифест, в котором подробно изложены художественные принципы команды: у них нет разделения ролей, никого не называют драматургом, режиссером или актером — группа, сложившаяся в конце девяностых годов, работает по принципу «collective creation» — кажется, в русскоязычном обиходе нет точного аналога — скажем, «коллективное сочинительство».
-
Б. Собир «Ночь вдали от Родины».
Молодежный театр им М. Вахидова (Душанбе, Таджикистан).
Режиссер Нозим Меликов.Спектакль Нозима Меликова «Ночь вдали от Родины» по стихам современного таджикского поэта-эмигранта Бозора Собира на фестивале «Молдфест. Рампа. Ру» шел без перевода. Перед началом нам выдали программки, в которые был вложен вкладыш — листок бумаги с отрывками из стихотворений Собира...
-
Вчера состоялась церемония вручения XVIII премии «Золотой софит». Главные премии в драматическом, музыкальном и театре кукол получили, по традиции, уже признанные мастера, за одним счастливым исключением. А каким — смотрите сами.
-
«Разговор на равных. Этюды на заданную тему» — под таким названием в Пермском ТЮЗе прошла Российская творческая лаборатория. Инициатором ее стала директор театра Марина Зорина, которая давно уже ратует за приглашение молодых режиссеров, но денег у ТЮЗа, как и у других пермских театров, исключая Театр-Театр и Театр оперы и балета, просто нет ни на что. И уж тем более на приглашение молодых.
-
«Подросток с правого берега».
Красноярский ТЮЗ.
Режиссер Роман Феодори, сценография Даниила Ахмедова.Все оформление спектакля — старая школьная доска с надписью мелом «Урок толерантности» и датой показа и стулья, скамейки, стол по разным углам сценического пространства... Да кирпичные стены закулисья — такие же шершавые, как речь героев премьеры Красноярского ТЮЗа «Подросток с правого берега». На сцену вышли современные подростки, их родители и учителя. Значительная часть материала для этой документальной постановки собрана рядом с ТЮЗом, причем многие из ее «доноров» прежде ни разу не были в театре.
-
«Скупой» Ж. Б. Мольера.
РАМТ.
Режиссер Егор Перегудов, сценография Алексея Вотякова.Егор Перегудов, поставивший в РАМТе «Скупого», один из «женовачей». Его спектакль наполнен такой любовью к театру Мольера, к жанру комедии положений, к переодеваниям и курьезам, парикам и канделябрам, экзотическим персонажам и искусству притворства, что даже удивительно — откуда взялось? Откуда вместо деструкции дух и даже буква? Вместо отрицания наследование, причем, скорее не «отцу» Сергею Женовачу, а «деду» Петру Фоменко. У Перегудова в «Скупом» и эмоциональный регистр выше, чем у Женовача в «Мнимом больном» (Малый театр), спектакле тонком, будто писаном акварельной краской. И игра здесь идет тотальная, какую любил устраивать именно Фоменко.
-
В ноябре в маленьком городке Югорске Ханты-Мансийского округа прошел I Всероссийский фестиваль любительских театров под лирическим названием «Театральные встречи в Югре».
Поскольку всероссийским фестиваль стал впервые (хотя окружной фестиваль проходит в этом городе постоянно и уже много лет), приехали на него немногие. Были коллективы из Свердловской и Новосибирской областей, из Кирова. Приехал народный театр из Новороссийска, которому уже полвека. И было много своих: народных театров и студий из Югорска, Урая. На фестивале каждый день проводились мастер-классы, встречи, обсуждения спектаклей.
-
Представители балетной труппы (первичная профсоюзная организация цеха балета ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр») обратились с письмом, адресованным министру культуры, где высказали целый ряд претензий в адрес руководства балета, а также просили «провести проверку финансово-хозяйственной деятельности театра». Администрация Мариинского театра отреагировала пресс-релизом, в котором все претензии объявила несостоятельными, но, тем не менее, согласилась «обсуждать с коллективом балета любые проблемы». Своим комментарием удостоил письмо лично В. А. Гергиев. Министерство же покуда молчит. Воспользовавшись паузой, мы поговорили с прима-балериной Мариинского театра Дарьей Павленко.
-
«Класс Бенто Бончева» М. Курочкина.
Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола.
Режиссер-постановщик Дамир Салимзянов, художник-постановщик Всеволод Аверкиев.В Прокопьевске работали режиссеры, которые делают ставку в первую очередь на новейшую пьесу — в частности, Руслан Маликов, Семен Александровский и даже тяготеющий к классике Павел Зобнин. Теперь этот список пополнился именем одного новодрамовца — первого главного режиссера пермской «Сцены-Молот» Дамира Салимзянова.
-
«Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта.
Театр им.Маяковского.
Режиссер Миндаугас Карбаускис, художник Сергей Бархин.Сегодня театр им. Маяковского играет премьерный спектакль «Господин Пунтила и его слуга Матти» перед вынужденной паузой. Некоторое время спектакль идти не будет, потом возникнет снова. На спектакль Миндаугаса Карбаускиса уже вышло много рецензий. Сегодня в блоге мы даем и еще одно мнение.
Любопытная картинка возникает, когда знакомишься с отзывами на спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Господин Пунтила и его слуга Матти». Еще совсем недавно критика ратовала за освобождение театра от «несвойственных» ему задач — социальности, политики, публицистичности, в общем, от мировоззренческой определенности высказывания. А теперь что-то изменилось в воздухе, в духе времени — и все перечисленное потребовалось вновь. Во всяком случае, именно обвинениями в социальной пассивности переполнены статьи о последней премьере режиссера. Удивительно согласно высказался театральный люд — на тему богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, капиталистов и их жертв. Странен такой запоздалый марксизм в устах нашей театральной критики. Не верится в социальную обеспокоенность авторов тяжким положением народных низов, ну, никак не верится.
-
Два дня назад ушла Наташа Ваганова. Ушла навсегда, хотя казалось, что длинный путь нашего знакомства, сотрудничества не должен прекратиться никогда.
комментарии